Николай Ильич Камов 1902 -1973

                (Продолжение -1)



      Далее привожу интервью с людьми, которые знали, общались, работали со знаменитым конструктором: с  дочерью Татьяной Николаевной Камовой,  с  Анатолием Николаевичем Васиным - почетным авиастроителем,   директором  Музея истории и трудовой славы   ОАО "Камов" и   Николаем Павловичем   Бездетновым -   заслуженным летчиком - испытателем, Героем Советского Союза, Почетным гражданином города Люберцы.

    Но прежде,  хочу привести словесный портрет Николая Ильича, данный Юрием Трофимовичем Муравьевым:
  "Камов был не очень высоким, но грузным мужчиной с живым лицом, особенно глазами, седоват, большой лоб подчеркивала лысина.  Мне он показался добродушным дедом, хотя был старше Ивченко всего-то на год.  В момент знакомства Н.И. протянул широкую ладонь для рукопожатия и сказал несколько вовсе не дежурных доброжелательных слов" (13). 


                Интервью
                с Татьяной Николаевной Камовой,    дочерью конструктора.

       Знакомство с дочерью конструктора - это подарок судьбы.  Человек светлой души, с молодым голосом и  заразительным смехом, хорошей памятью на имена, фамилии, события. Всё это несмотря на солидный возраст.  Татьяна Николаевна окончила в 1958 г. МАИ, последние тридцать лет работала на фирме Сухого.

     Мы с Татьяной Николаевной разговариваем в просторной квартире, в доме, на котором мемориальная доска, посвященная Н.И. Камову. Скромный быт середины прошлого века, квартира не захламленная мебелью, мемориальный кабинет, с громадным книжным шкафом, письменный стол, на нем   фотографии -  внука,   Анастасии Владимировны, жены Николая Ильича, пережившей его на 17 лет.  На стенах портрет Н.И. Камова, выполненный заводским художником Марушкиным, фотографии вертолетов - детищ знаменитого конструктора, акварели  М.А. Купфера, талантливого конструктора,  одного  из первых сотрудников КБ,  долгие годы  работавшего  с   Н.И. Камовым.  В 1982 г. коллективу разработчиков, в том числе,       М.А. Купферу,  И.А. Эрлиху и  С.В. Михееву присуждена Ленинская премия за создание вертолета  К-27.

     Если повнимательнее посмотреть на книги и фотографии в книжном шкафу,  можно увидеть,  что в них, в какой-то степени,   отражена судьба  Николая Ильича. Так, стоит книга   Б.Н. Юрьева "Геликоптеры"14. Автор  этой книги Борис Николаевич -  пионер вертолетостроения , с которым Николай Ильич создал проект одновинтового геликоптера, названный по первым буквам фамилий  "ЮрКа".  Правда,  из-за отсутствия заказчика,  так и оставшийся  на бумаге.   А вот   пожелтевшая  от времени фотография  с надписью "Севостополь, 1931 г.".  На ней группа людей и в нижнем ряду крайний слева Н.И. Камов.   Эта фотография относится к периоду его работы в КБ Поля Ришара и испытанию торпедоносца открытого моря ТОМ-1.

     Задавая вопросы Татьяне Николаевне, мне хотелось раскрыть  яркую личность   выдающегося конструктора. Как это получилось - судить Вам.
1.     Ваш дедушка преподавал в коммерческом   училище в то время, когда учился Ваш отец?
  -  Николай Ильич блестяще  закончил коммерческое училище, его отец  Илья Михайлович,  защитивший диссертацию  в  Женеве на тему: "Творчество поэта И.С. Никитина", преподавал в этом училище словесность. Мои бабушка и дедушка переехали  жить к нам в Москву и ушли из жизни один за другим в 1941 и 1942 гг.

2. Отец моей школьной подруги был директором крупного завода, и она, уже зрелым человеком, вспоминала, что  дети, фактически,  не знали отца.  Вся его жизнь проходила на заводе. Хватало ли времени для семьи у Николая Ильича?
  -  Папа отдыхал душой, общаясь со мной, а потом и  с внуком Николаем. Младший внук родился, когда Николая Ильича уже не стало.  В моем детстве первым человеком для меня был отец.  Папа был творческой личность во всем. Он рассказывал мне, а потом и внуку сказки, которые сам  выдумывал. Как говорят теперь: "Братья Гримм могли отдыхать".   Свободного времени у него было немного, но он   играл со мной, ходил  в зоопарк и  цирк, покупал мне  игрушки. Видно,  игры с детьми помогали ему отключиться от дел и отдохнуть.  Во время войны, когда мне было лет 6-7, нам пришлось продать мою любимую куклу Майку, поменяв её на 2 кило  картошки.  Мама смогла  мне объясняла необходимость этого, а  папа очень переживал.  Я до сих пор помню, во что была одета моя кукла с закрывающимися глазами и говорившая "мама".

3. Как сложилась судьба Николая Ильича после эвакуации?
  - Весь завод возвратили в Москву в 1943 г, но на  одного Николая Ильича  была разнарядка  в  Козловку (Татарстан),  где он пробыл  год. Причину ему не сказали. Через год, несмотря ни на что, он приехал в Москву, добился в  Министерстве возвращения в Москву и стал преподавать  в МАИ. Квартиру нашу в доме  на Соколе отобрали.  Жили у маминой сестры. Отец добивался предоставления для семьи жилья, и нам выделили  комнату в Тетеринском переулке, дом 9, кв. 4. Там мы прожили год, а затем   получили комнату, а впоследствии и квартиру в доме, в котором  мы сейчас с Вами находимся.

4. Знаю, что Вы путешествовали на машине по Крыму. О встрече с Вашей семьей есть  воспоминания Ю. Т. Муравьева - зятя Генерального авиаконструктора Александра Георгиевича Ивченко: "Однажды Камовы, возвращались на своей "Победе" из Крыма, заехали к Ивченко. Всей семьей и с собакой - шотландской овчаркой. Пробыли несколько часов. В нашем альбоме хранятся фотографии,  запечатлевшие их пребывание в Запорожье" (15).   В середине 20 века это был любимый вид отдыха инженеров. Вы часто путешествовали на машине?
 -  Юрий Трофимович ошибается,  мы провели не несколько часов,  а несколько дней в гостеприимном доме Александра  Георгиевича и Прасковьи Михайловны. А путешествовали  мы на машине не только по  Крыму, но  и  по Кавказу.

5.  В воспоминаниях о А.Г. Ивченко прочитала, что "Александр Георгиевич, бывая в Москве  запросто вдруг появлялся в доме у Николая Ильича Камова, и даже его огромный пес сразу же проявлял к гостю дружелюбие. В непринужденной беседе решались и инженерные проблемы"16.   
    Помните ли Вы  эти  встречи двух выдающихся авиаконструкторов?
 - Я помню эти  дружеские застолья.  Они проходили в разговорах о жизни и делах. Папа мог весь вечер просидеть с одной рюмкой. У Александра Георгиевича был в нашем доме свой синий графинчик, который "жил" на столе около гостя.
6. Были ли у Николая Ильича какие-то другие увлечения, кроме всеобъемлющей страсти   к авиации?
  - В разные годы коллекционировал значки и монеты. Отец любил  животных. Нашей собаке породы колли, тогда они были редкие в Москве,   выбрали сибирское, родное имя - Байкал. Папа  очень много читал и классику, и современных авторов, любил театр. Увлекался фотографией,  купил один из первых киноаппаратов. С удовольствием показывал родственникам и друзьям фильмы, которые снимал. Интересовался астрономией и  медициной, особенно психиатрией. Любил лес и был заядлым грибником. Всё, что  делал - делал со страстью первооткрывателя.

7. Известна драматическая судьба  выдающегося конструктора Ивана Павловича  Братухина, который   не сумел справиться с трагедией аварии вертолета его  конструкции и ушел  на преподавательскую работу, став в дальнейшем профессором, зав. кафедрой проектирования вертолетов.
Трагедия с КА-10  произошла, когда Вы были   подростком. Конечно,  это неприятные воспоминания, но, как Вы думаете,  что помогло Николаю Ильичу справиться с этим тяжелым в его жизни событием?
 -  Гибель летчиков-испытателей  для  Николая Ильича была личной трагедией, это  тяжело    пережить и  отнимает несколько лет жизни.  Михаил Дмитриевич  Гуров, поднявший впервые соосный вертолет КА-8 и пилотировавший его  на  авиационном параде в Тушино, был не просто летчик, это был друг и сподвижник.  Вообще, Николай Ильич всегда старался помочь,  всю жизнь поддерживая семьи, ушедших из жизни своих  сотрудников-друзей.  Так было и в этом случае.

8. Были ли друзья у Николая Ильича?
- Друзей было много. Николай Ильич был общительным человеком.  Он всегда был душой компании. Причем друзья были не только те, с которыми он был связан по работе. Вы уже упомянули об Александре Георгиевиче  Ивченко.  Могу назвать В. Баршевского, крупнейшего  аэродинамика,  выпускника МАИ и первого дипломника  отца.   Николая Николаевича Приорова, директора Ухтомского вертолетного завода,   который  очень помогал нам, когда не стало папы.  Частым гостем в нашем доме бывал   академик  Петр Леонидович  Капица с женой Анной Алексеевной.

    Татьяна Николаевна перечисляет  длинный список людей,   связанных   судьбой  с  отцом, в том числе и сотрудников  Военно-морского флота, для которого была создана серия вертолетов, называет фамилию  вице -адмирала  - Чалый Василий Филиппович.
 Отец был очень демократичным. Его не интересовало положение человека. Характер у него был добродушный и веселый, несмотря на  все сложности жизни (было время, когда КБ то открывали, то закрывали).   Вот интересный факт: работал у него один человек, который "стучал", как тогда говорили, на Николая Ильича. Я спросила отца: "Почему ты  его не уволишь?". А папа ответил: "Он хороший специалист. Пусть работает". 
Вообще,  отец был очень доверчивым и искренним человеком.

 9. Есть ли в семье кто-то, продолжающий дело Николая Ильича?
-   И я, и мой старший сын Николай Борисович окончили МАИ, а  теперь  в нем учится  мой внук Николай, правнук Николая Ильича. Так, что авиационные традиции в семье сохраняются.
               
                (Продолжение следует)


Рецензии