ХР Жизнь неандертальцев и кроманьонцев Часть 6

ХР. 2.7.48.6. Жизнедеятельность неандертальцев и кроманьонцев. Приоритеты (продолжение). Ориентирование на местности.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 48.6. Жизнедеятельность неандертальцев и кроманьонцев. Приоритеты (продолжение). Ориентирование на местности.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.
Рисунок местности на мамонтовом бивне. XIII тыс. лет до н.э.


Земля. Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Средневалдайское (Карукюласское) межледниковье (50 000-40 000 до н.э.). Стадия потепления «интергляциал Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII)» (51 000-46 500 до н.э.). Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Места стоянок. Допотопный мир Ойкумены. Жизнедеятельность неандертальцев и кроманьонцев. Приоритеты (продолжение). Ориентирование на местности. 50 000 до н.э.


Многие сотни тысяч лет поколения гоминид, архантропов, питекантропов, неандертальцев, а теперь ещё разумных классических неандертальцев и кроманьонцев непрерывно путешествуют, кочуют, мигрируют самостоятельно или вслед за животными саванн, субтропиков, умеренного пояса и приполярной тундры.

Одни следуют за своими промысловыми животными, другие доверяют своим избранным тотемным животным, третьи просто следуют неписаному правилу-закону: «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше».

Следы стоянок, пребывания и следы жизнедеятельности первобытных людей разных времён и весей показывают пути их миграций, в том числе и трансконтинентальных с переходом из одного материка (Африка) на другой (Европа, Азия, Океания, Австралия).

Современные генетические исследования выявили древнейшие коренные народы материков, континентов и островов, которые один раз возникнув на их территориях уже никогда их не покидали. Таковы, например, народы тропического пояса Африки, тропиков Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Океании и Австралии.

Первобытные обитатели субтропических, умеренных и приполярных поясов-зон в силу глобальных климатических, природных, экологических и демографических изменений вынуждены практически постоянно перемещаться в поисках новых кормовых территорий и мест «богатых дичью».

Дело в том, что основным видом жизнедеятельности первобытных людей во все времена Каменного века (2 600 000-12 000 до н.э.) является охота и собирательство, с преобладанием охоты над собирательством.

Причиной такого «крена» в сторону охотничьего вида первобытной жизнедеятельности является «допотопное» положение земных полюсов и низкий уровень мирового океана (на 60-61 м).

Эти глобальные факторы освободили огромные территории морских шельфов, дав возможность ключевым животным Мамонтового комплекса заселить огромные пространства севера Евразии, в том числе огромную сушу Беренгии, соединяющую Азию с Северной Америкой.

10 000 лет климатического периода Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья (50 000-40 000 до н.э.) и 4500 лет стадии потепления «интергляциал Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII)» (51 000-46 500 до н.э.) «подарили» многим поколениям разумных классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.) относительно благополучную жизнь и развитие.

За этот период они не только расселились по всей современной Ойкумене (обитаемому миру), но, видимо, освоили территорию шельфов, которые в наше время затоплены водами мирового океана и его морей.

Какими бы ни были перемещения, миграции, походы, путешествия и пути первобытных людей, разумных классических неандертальцев и кроманьонцев, но все они неизбежно, естественно и обязательно должны были как-то ориентироваться на местности, находить короткие и безопасные пути, а также находить путь «домой» к месту основной стоянки-поселения родной семьи и общины.

Как, по каким следам и приметам, какими способами ориентировались или могли ориентироваться на местности первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени?


Вероятнее всего естественная необходимость ориентирования по сторонам свет и на местности возникает после того, как эти стороны света и эта местность внезапно резко изменяются.

Несомненно, после всемирного глобального «Светопреставления» (399 000-390 000 до н.э.) катастрофическая смена географических зон и полюсов, местоположения привычных звёзд и созвездий, Солнца и Луны на небе вызвала хаос естественной ориентации животных и людей в окружающем мире. (ХР 2.4.34. Эпоха человека разумного. Светопреставление.).

Вероятно, эти изменения вызвали потребность в выработке первобытными людьми способов ориентации (системы координат) на местности. В период 390 000-380 000 до н.э., вероятно, возникли первые представления и понятия «сторон света» и знаков-символов направлений (точка, линия, окружность, крест).

О широком расселении, а значит и о перемещении в пространстве по местности, свидетельствует распространение на юге Европы, в Африке и Азии каменных орудий ашельского типа (400 000-100 000 до н.э.).

На территории будущего Алжира (Тернифин) Марокко (Сиди-Аб-даррахман) 390 000 лет до н.э. обитали первобытные люди сходные по виду с синантропами и питекантропами. На территории Британских островов в Сванскомб (Англия) в то время обитали палеоантропы-палеонеандертальцы.

Носители Ашельской культуры (399 000-100 000 до н.э.) жили в пещерах или под открытым небом, пользовались огнём, занимались охотой и собирательством и после страшных потрясений всемирного «Светопреставления» (399 000 до н.э.) инстинктивно пытались создать первые первобытнообщинные сообщества разнородных людей.

Первобытная община, как объединение или сообщество нескольких кровнородственных семей, стала универсальной формой организации совместного быта и хозяйства для всей последующей истории человечества (человечеств). Причём всех людей того времени объединял страх перед «Верховным Богом», гнев и карающую силу которого их предки испытали полной мерой во время «Светопреставления».

С того времени высшей ценностью жизнеобеспечения стали стадные растительноядные животные, от охоты на которых зависит выживание всех людей, всего оставшегося после «Светопреставления» человечества и за которыми первобытные люди с того времени неустанно следуют, которых ищут, с которых берут пример.

Тогда, 340 000 лет назад, возникла первая универсальная первобытная религия – тотемизм – вера в единство человека (человечество) и одухотворённой природы (живой окружающей среды). Тогда начался первый этап развития тотемизма – первобытной магии (400 000-380 000 до н.э.).

Изначально при возникновении тотемизма взаимодействие и связи первобытных охотников и собирателей с окружающей их природой и её обитателями воспринимаются ими как одно целое, части которого дают друг другу жизнь и обеспечивают их существование.

Вероятно, оставшиеся в живых после «Светопреставления» люди и животные были «рады и счастливы» увидеть среди хаоса, мрака и холода живую душу, почувствовать, что они не одиноки в этом страшном бушующем мире стихий.

Возможно, животное или растение, или иной какой-либо объект природы, спасший первобытного человека от голодной смерти, холода, хищников, врагов или природных стихий во время «Светопреставления», воспринимался людьми как тотем – дух-покровитель.

Несомненно, в то далёкое время после «Светопреставления» у выживших людей, породивших новое человечество, сформировались основные структуры-понятия ориентирования во времени и пространстве, в сообществе себе подобных, в окружающей среде, мире и действительности.

Возможно, среди таких понятий – «большой», «маленький», «правый», «левый», «верхний», «нижний» и т.д.

Дальнейшее развитие первобытной системы ориентации и направления в окружающей среде, вероятно, повсеместно происходило в период массовых миграций (150 000-120 000 до н.э.) при формировании у первобытного человечества первобытнообщинного строя.

К этому времени высшая нервная деятельность человека, работа его мозга и органов чувств, мышление, сознание, речь и язык, привычки, опыт и навыки, возникновение основных ценностно-нормативных понятий нравственности и морали, табу, нормы обычаев, обрядов и ритуалов, объединённые в одну информационную систему привели к изобретению системы ориентации в жизни и окружающем мире.

Характерное направление и обустройства погребений и захоронений первобытных людей данного времени (150 000-120 000 до н.э.) свидетельствует, что повсеместно началась ориентация человека в пространстве по направлениям, сторонам света, Солнцу, Луне и, возможно, по звёздам (150 000-120 000 до н.э.).

Началось закрепление информации о перемещениях в искусственно созданных человеком следах-сигналах – ориентирах (сломанные ветки, следы кострищ, стоянок, деревянные или каменные вехи).

Действительно, каждое животное, в том числе человек оставляет на поверхности земли какие-то следы своего пребывания, пути следования, своей жизнедеятельности. По этим следам можно установить и воспроизвести, представить и реконструировать не только вид животного или человека, но его размеры, характер поведения, физическое и психологическое состояние и настроение, даже цель его перемещений…

Естественно, неизбежно и закономерно все животные и человек использует для ориентации на местности, в пространстве и во времени свет солнца и свет луны. Солнечный свет даёт человеку ощущение, восприятие, осмысление и осознание (совместное знание) таких временных феноменов, как утро, день, полдень, вечер, ночь, а лунный свет (фазы луны) – как временной период - месяц.

Ещё со времён «Светопреставления» (399 000-390 000 до н.э.) солнечный свет, тепло солнца, его восход утром и закат вечером инстинктивно воспринимается человеком как феномен жизни, а лунный свет в ночи – как потусторонняя солнечная жизнь, процесс возрождения солнца, воскрешения невидимого духа Солнца (отражением-выражением которого на ночном небе является Луна).

В период 150 000-120 000 до н.э. началась ориентация захоронений людей по направлению к Солнцу (для вознесения на небо к солнечному свету и теплу жизни) или по ориентации с родными местами обитания - для отвращения вредного влияния духов – душ умерших.

Многие поколения первобытных людей прошлого уже чётко различают и знают о существовании холодных и тёплых мест, безжизненных, пустынных и наполненных жизнью, благодатных.

Например, северная сторона Ойкумены (обитаемого мира) воспринимается как «се вер(х)», верхняя, плохая сторона, губящая (ворующая) жизни людей.

Южная сторона воспринимается как «ух!» - юг, хорошая сторона, вызывающая чувство тепла и восхищения обилием всего.

Западная сторона – «за-пад», как сторона западания, падания Солнца за край неба и земли вниз.

Восточная сторона – «во-сток», как сторона «востекания» Солнца, начала его плавного течения по небу.

Началось использования человеком таких понятий, как: «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «вперёд», «назад» и «вбок» (150 000-120 000 до н.э.).

Тогда же началось разделения мужского – справа налево, правового направления и женского – слева направо, левого направлений. Мужчины стали уходить от своих жён «налево» (к другим женщинам, любовницам)…

Кстати, возможно, при каком либо выборе люди стали выстраиваться кто справа, а кто слева от принимающего решения, чтобы показать число (количество) соответствующих мнений и голосов…


Несомненно, возникновение универсальной системы ориентации первобытных людей во времени и пространстве связано с «неандертализацией» человечества (человечеств) с жизнедеятельностью и миграциями, с возникновением и развитием Неандертальской расы, с появлением Homo sapiens neanderthalensis – расой классических разумных неандерталецев и Homo sapiens sapiens – расой человечества неоантропов-палеокроманьонцев (120 000-100 000 до н.э.).

Повсеместно на территории Западной и Восточной Европы, на Ближнем Востоке, на Кавказе, на юге Восточно-Европейской (Русской) равнины, в Причерноморье, Прикаспии, в Поволжбе, в Приуралье, на Алтае, в Сибири, в Средней Азии, в Южной Азии, в Юго-Восточной Азии, в Восточной Азии и на Дальнем Востоке осуществлялось развитие первобытнообщинного строя, активный миграционный расогенез.

Ещё существовали древние архантропы-питекантропы, но повсеместно распространились неандертальцы и первобытные люди современного вида – носители Мустьерской культуры производства каменных и иных орудий труда и боя. 50 000 лет назад от данного времени (100 000 до н.э.) началась «эра первобытной цивилизации здравого смысла».
 
Повсеместно в Европе и Азии, а также на территории будущей России (бывшего СССР) распространились люди неандертальского типа - Homo sapiens neanderthalensis – классические разумные неандертальцы (мезоантропы, мезонеандертальцы, неандертальцы).

Это были люди с прочными костями скелета и сильно развитой мускулатурой, крепкого телосложения. Объём их мозга составляет 1350-1725 куб. см.

Однако жили они не более 50 лет. Около 40% мезонеандертальцев умирало при рождении или погибало в возрасте до 20 лет, ещё 40% погибали в возрасте между 20 и 30 годами.

Всех их объединяла одна Мустьерская культура использования и производства ручных каменных рубил и отщепов (120 000-33 000 до н.э.). Например, на стоянке во французской пещере Ля-Мустье мезонеандертальцы оставили характерные «мустьерские» каменные орудия, помогающие им заниматься охотой и собирательством.

Неандертальцы стали сильными и ловкими охотниками. Охотой они добывают не только богатую жизненными силами мясную пищу, но и жизненно необходимые им шкуры и меха животных.

В процессе охоты, охотничьих походов, миграций вслед за промысловыми животными, во время масштабных переселений и общих сборов для организации сезонной облавной или загонной охоты, осуществлялось развитие способности ориентации людей по сторонам света, восходам и заходам Солнца и Луны, и возможно, звёздам.

Солнце уже очень давно (300 000-200 000 лет от данного времени 100 000 до н.э.) воспринимается первобытными людьми как умирающее (засыпающее) и воскрешающееся (просыпающееся) «живое» существо, дающее тепло, свет и радость жизни.

Несомненно, неизбежно, естественно и закономерно возник пятый уровень разумного поведения человека – здравого смысла.

К предыдущим четырём уровням разумного поведения (к инстинктам, саморегулированию, координации и предвиденью) добавилось осмысленное (расчётливое, прагматичное) поведение личности, основанное на расчёте и учёте возможных последствий от различных вариантов личного поведения. Начало эры «первобытной цивилизации здравого смысла» (100 000-70 000 до н.э.).

Неандертальцы окончательно ещё 50 000-20 000 лет назад от данного времени (50 000 до н.э.) стали личностями, обладающими даром быстрой рефлекторной реакции на внешние раздражители, естественного биологического саморегулирования, координации поведения в группе, предвидения последствий и личностного (характерного, харизматического) поведения в обществе себе подобных.


Классические разумные неандертальцы данного времени (50 000 до н.э.) внешне – коренастого телосложения с массивным скелетом и мощной мускулатурой.

Рост неандертальцев небольшой, не выше 155-165 см для мужчин. Изгибы позвоночника неандертальцев слабо выражены, поэтому они, возможно, ходили сутулясь и бегали слегка пригнувшись к земле. Таким, например, был обитатель крымской пещеры Киик-Коба (100 000 до н.э.).

Кисти рук неандертальца были лапообразными. Особенностью черепа неандертальца является низкий, покатый, «убегающий» назад лоб, сильно выступающие вперёд надбровные дуги, сливающиеся в сплошной надглазный валик.

Верхняя челюсть неандертальца сильно выдаётся вперёд. Его зубы (резцы) крупные, лопатообразные. Такими зубами легко выбирать моллюсков из раковин.

Подбородочный выступ почти отсутствует. При этом мозг неандертальца уже значительно развит и имеет объём 1300-1600 куб. см., и по строению имеет признаки дальнейшей эволюции по сравнению с предыдущими поколениями первобытных людей.

Особенно развиваются доли мозга, связанные с размещением центров высшей психической деятельности, увеличиваются лобные доли, развивается теменная доля. Соответственно развитию мозга повышается свод черепа, уменьшается наклон лба, округляется затылок.

Неандерталец данного времени (100 000-50 000 до н.э.) всё более становится похожим на современного человека не только внешне, но и по поведению. Например, захоронение в пещере Тешик-Таш (современный Узбекистан) неандертальца-покойника сделано в окружении рогов горного козла.

Ориентирование тел умерших неандертальцев в могилах осуществляется по линии восток – запад. Возможно, направление «запад-восток» по линии восхода и захода солнца являлась первой системой ориентации на местности для первобытных людей.

На экваторе и в южных краях Солнце вечером «падает» («западает») за линию горизонта и быстро наступает тёмная ночь. Наоборот, утром Солнце медленно встаёт («востекает») над горизонтом и начинают «течь» ласковые солнечные лучи и струиться тепло после холодной ночи.

Поведение Солнца утром, днём и вечером, возможно, уже сравнивается с циклом рождения, жизни и смерти людей и животных, жизненным циклом огня в очаге.


Дальнейшее развитие универсальной системы ориентирования в пространстве и во времени, несомненно, получило мощный толчок во время катастрофического извержения супервулкана Тоба (74 000-70 000 до н.э.).

Последовавшая за этим губительным супер извержением «вулканическая зима» и иные всемирные разрушительные природные катастрофы сопровождались вторым по интенсивности глобальным похолоданием в Северном полушарии за последние 100 000 лет (Вюрмское, Вислинское, Валдайское Висконсинское оледенения).

Это глобальное похолодание, в частности, привело к тому, что в Красном море из-за интенсивного испарения вод моря стал активно вымирать один из особенно чувствительных видов планктона, от которого в свою очередь зависит жизнь других обитателей прибрежных вод.

На юге Африки в то время (70 000 до н.э.) ещё обитал «родезийский человек» – более ранний представитель вида Homo sapiens.

Первобытные люди, носители генов гаплогруппы L3, остались в Восточной Африке, а небольшая группа этих первобытных людей современного вида пересекла Красное море и поселилась в Аравии (побережье Аравийского полуострова).

Ширина Баб-эль-Мандебского пролива (Ворота Слёз или Ворота скорби) составляет всего 20 км, а в то время (70 000 до н.э.) ещё уже, так как глубина Красного моря из-за глобального похолодания ниже современного уровня на 70 м.

Значительную часть рациона переселенцев через Баб-эль-Мандебский пролив Красного моря составляют моллюски, обитающие на мелководье. Африканские обитатели морского побережья оставляют после себя огромные кучи вскрытых раковин.

Эти обитатели морских побережий, несомненно, умеют хорошо плавать и нырять, имеют соответствующие плавательные средства (камышовые лодки и плоты).

Обитатели морских побережий, потребители моллюсков и иных даров моря повсеместно вынуждены постоянно искать новые кормовые территории, береговые отмели с нетронутыми моллюсками.

Целенаправленное пересечение обширных водных или морских пространств без прямого зрительного (визуального) контакта с береговой чертой или иными ориентирами весьма затруднительно. Видимость в открытом море на уровне роста человека не превышает 5 миль (9 км 260 м).

Поэтому неизбежно и закономерно первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы, в се первобытные люди повсеместно и по необходимости ориентируются:

на положение Солнца, Луны и звёзд на небе,
по сторонам света,
по следам,
по звериным и человеческим тропам,
по миграционным путям и тропинкам,
по руслам ручьёв и рек,
по следам жизнедеятельности животных и людей,
по приметам и ориентирам на местности,
по рисункам, схемам и картам…


Да, автор не оговорился, упомянув в системе ориентирования рисунки, схемы и карты. Пока нет достоверных археологических находок-артефактов (кроме сенсационной каменной карты Сибири возрастом много миллионов лет), свидетельствующих о наличии в данное время (50 000 до н.э.) рисунков, схем и карт.

Однако на территории Иркутской области современной России найдена, возможно, самая древняя из известных пещерных карт.

Около 3000 лет до н.э. её выбил на камне первобытный обитатель пещеры Ботовская. Камень, на котором вырезана карта пещеры, имеются следы воздействия солнечной радиации, речной воды и обработки рукой человека.

На этой каменной карте стрелкой обозначено направление движения и схема расположения тоннелей пещеры Ботовская. При этом следы пребывания первобытного человека и эта каменная карта находятся на глубине 300 метров от поверхности.

На «полу» пещеры Ботовская остались следы первобытного человека и его собаки, копоть от факела. Возможно, это был не просто любопытный или заблудившийся охотник, а исследователь этой пещеры. Пока ничто не разъясняет цели его блужданий с собакой по опсаным глубинам и теснинам пещеры Ботовская…

Кстати, всего в пещере Ботовская сегодня известны 70 км ходов и это лишь малая часть подземных лабиринтов этой пещеры…


Несомненно, первобытные охотники и собиратели, возвратившись из удачного похода, «горели» желанием похвастаться и рассказать-поведать о своих успехах и подвигах. Этого же хотели те, кто по разным причинам ждал их возвращения «дома», на месте стоянки-поселения.

Кроме этого, старейшины, другие охотники и собиратели желали знать, где же находятся места богатые дичью, где спрятана часть добычи, которую не смогли принести охотники, куда нужно скорее идти, как найти это место, как отыскать…

Как об этом, обо всём, рассказать-поведать смертельно уставшим, а может быть и раненым, охотникам?


Несомненно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) имели речевые и языковые возможности, артистические и подражательные способности, чтобы в танце, в представлении-мистерии показать-поведать:

как они осторожно и долго крались за животным,
как выслеживали его,
как и кто нанёс первый удар копьём,
как животное взъярилось и напало на охотников,
как они отбивались от раненого животного и добивали его,
как снимали шкуру с животного,
как пили, радуясь, кровь животного и гордились победой,
как разделывали тушу животного,
как трудно и долго несли её,
как и какие препятствия преодолевали и
как, наконец, дошли до «дома»…


Несомненно, для всех детей, женщин, старейшин и иных членов общины эти рассказы-показы-мистерии были чрезвычайно информативными, так как практически все первобытные люди обладают эйдетической (образной, визуальной, фотографической) памятью и воображением.

Им достаточно услышать имитацию звука или имитацию позы и характерного движения животного или человека, природного субъекта или объекта, чтобы увидеть-представить, услышать-осязать тех или иных животных, ветер, журчание или течение воды, вопли и крики, сигналы и команды, предсмертный крик раненого животного…

Например, если зашипеть «по-змеиному», то человек невольно и инстинктивно насторожится и отпрянет. Если пискнуть «по-мышиному», то женщины также невольно и инстинктивно завизжат от испуганной брезгливости. Если тихонько подать сигнал «тш-тш-тш», то практически «стар и млад» инстинктивно затаятся, притихнут, а если произнести звуки «пс-пс-пс», то даже взрослый человек невольно и инстинктивно почувствует желание пописать…


Несомненно, в данное время в языке и в системе речевого общения первобытных людей, разумных классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.) существуют слова, обозначающие понятия: «там» (вдали, далеко, в том месте), «здесь», «тут», «близко», «далеко», «недалеко», «за этим», «за тем», «после этого», «до этого» и т.д.

Несомненно, при рассказе-показе истории охоты или иного примечательного события-приключения возникала необходимость размещения персонажей-исполнителей мистерии по местам действия. При этом место событий устанавливалось не реальное (действительное, фактическое), то есть на расстоянии десятков метров или километров дистанции пути преследования животного, а в пределах площади представления, то есть моделировалось.

Также, несомненно, моделировался ландшафт местности, расположение на месте действия персонажей-исполнителей, природных субъектов-объектов, охотников и добычи, естественных препятствий и приметных следов-знаков.

Прекрасным образным примером такого представления-изложения, действия-моделирования является сцена из советского кинофильма «Чапаев», когда комдив Чапаев показывает-рассказывает своим командирам эскадронов «где должен быть командир в разных ситуациях боя».

При этом Чапаев, для лучшего восприятия, осмысления и осознания картины боя и поведения командира, использует картофелины в качестве моделей бойцов, поверхность дощатого стола – поле боя, фигурную картофелину – командира верхом на коне, дымящуюся трубку комиссара – артиллерийского орудия, а чугунный котелок – холма, возвышенного места.

Эта выразительная «игрушечная» модель боя сопровождалась эмоциональным и живым использованием всех этих элементов, весёлой, азартной речью, эмоциональным порывом, а главное, точной, полезной, понятной ориентировочной информацией: «Вот где должен быть командир!»…


Возможно, изначально ориентировочной информацией и, вообще, первобытной системой ориентации во времени и пространстве было повествование – рассказ-показ, представление, игровое моделирование, запоминание порядка следования, общего направления движения и конкретных структур-образов-примет пути и цели-места.

Такое предположение автора прямо и косвенно подтверждают архетипы мифологий различных народов мира, описание в мифах странствия первопредков, сюжеты и содержание древнейших легенд, преданий, сказок, устных и письменных литературных произведений античного Древнего мира.

Несомненно, настоящие рисунки, схемы и карты с разными системами координат, выражения и отображения ландшафта и конфигурации местности возникнут гораздо позже (примерно 40 000-10 000 до н.э.).

Однако, в частности, для автора так же, несомненно, что размещение на месте представления рассказчиков-исполнителей по ходу действия осуществлялось по принципу: «стой здесь, ходи туда, прыгай оттуда, спрячься там» и т.д.

Возможно, уже в данное время на ровной утоптанной, но пыльной площадке в центре стоянки-поселения первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы, чертят (рисуют) знаки (точки, линии, черты, кружки, волнистые линии и кресты) для обозначения:

отправной точки следования – места стоянки-поселения;
приметные скалы, одинокие деревья, валуны;
русла ручьёв, рек, очертания озёр и болот;
места водопоя и примерное расположение места охоты;
место схрона оставшейся добычи;
местонахождение нужного растительного или минерального сырья;
опасные места и места встречи с хищниками ли врагами.


При этом если такое было или могло быть, несомненно, местоположение рассказчика или автора рисунка-схемы обозначалось (могло обозначаться) точкой, место схрона или места назначения – крестом, приметные объекты местности – характерными (зрительно узнаваемыми) символами-знаками (вода – волнистая линия, скала, холм или гора – треугольник вершиной вверх, дерево – черта с перекладиной-ветками и т.д.), а животные, другие участники или враги – характерными (зрительно узнаваемыми) рисунками-символами-знаками…

По закону подобия (всё подобно всему) современные детские схематические рисунки повторяют путь эволюции первобытного изобразительного искусства, которое начиналось и точек, черт, штрихов, волнистых линий, символических изображений человеческих фигур типа: «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая, палка, палка, огуречик, вот и вышел человечик»…   


В любом случае, несомненно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени обладают некоей системой средств и методов ориентации во времени и пространстве, на местности, в том числе системой средств моделирования такой ориентации, передачи человеческой информации о путях и месте-цели следования, о следах, приметах и ориентирах на местности.

В частности, несомненно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы в данное время (50 000 до н.э.) уже знают направления по сторонам света – на север, на юг, на запад и на восток. Главными ориентирами направления по сторонам света для них являются Солнце днём и Луна ночью.

Кроме ориентации по солнцу и луне они, несомненно, ориентируются:
по направлению доминирующих ветров,
по времени восхода и захода солнца и луны,
по фазам луны,
по сезонной погоде,
по рельефу местности,
по направлению течения и руслу ручьёв и рек,
по границам берегов морей, озёр и болот,
по приметным «одухотворённым» (очеловеченным) видам (образам) природных объектов.

Также, несомненно, ориентироваться в пространстве и времени им помогают растения. Так, например:

растение «латук» (сильфиум) ребром своих листьев разворачиваются по линии «север-юг;
мхи и лишайники растут на северной стороне деревьев и камней;
кора деревьев грубее и с трещинами с северной стороны;
стволы сосен чернеют от дождя с северной стороны;
ягоды и плоды растений краснеют с южной стороны;
смола на деревьях быстрее выделяется с южной стороны;
на склонах холмов дуб и сосна растут чаще с южной стороны, а ель и пихта - с северной;
в саваннах и лесостепях южные склоны холмов вовсе без деревьев;
с южной стороны муравейники более пологие, а сами муравейники чаще располагаются с южной стороны от деревьев;
на южном склоне оврага больше растительности;
с северной стороны от камней и деревьев почва более влажная;
весенние проталины располагаются с южной стороны от деревьев и валунов—камней;
весной на склонах снег быстрее тает с южной стороны;
снег всегда задерживается с северной стороны от камней;
в ямках следов снег быстрее тает с северной, то есть более освещённой солнечными лучами стороны;
при полной Луне на ночном небосклоне можно ориентироваться, как по Солнцу;
«послепотопная» Полярная звезда неподвижна на ночном звёздном небе и находится точно над северной стороной земного горизонта;
пчёлы и птицы строят свои соты и гнёзда с южной стороны деревьев и колод;
ночью небо светлее на восточной стороне, откуда собирается восходить Солнце.

Возможно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) уже знают-помнят о разных странах – далёких местах обитания их духов-прапредков, духов-родителей, старейшин и живых родителей.

Эти далёкие во времени и пространстве страны могут быть мифологическими и мифопоэтическими структурами-образами, а могут быть реальными территориями, память о которых сохранилась в обрядах, в культовых ритуалах.

Вероятнее всего такая наследственная память о странах-родинах духов-предков лучше всего сохраняется у народов, изолированных на островах Океании и/или у австралийских аборигенов.

Характерный пример такой памяти – устойчивая во времени и пространстве, подтверждённая легендами, античными мифами и историческими свидетельствами история легендарной полярной Арктиды-Гипербореи, юго-восточной легендарной Меганезии-Лемурии-Му-Сунда и легендарной Атлантиды…


Ориентирование или навигация в пространстве и во времени, на местности и в виртуальном (мифологическом) отображении реальной действительности и мира – это умение «читать» или воспринимать, осмысливать и осознавать, находить, отыскивать правильное местонахождение и направление, границы, структуру, рельеф и характер ландшафта местности, а также умение их моделировать в различных формах отображения (лучше всего графически, схематически, на рисунке-схеме-карте).

Современные карты содержат огромное количество важнейшей информации: перепады высот и глубин; характер ландшафта; границы и конфигурацию берегов, побережий, русел, оврагов, каньонов и иного рельефа местности; размеры, дистанции и расстояния; сплошные и отдельные объекты; пути и тропы; характер растительности и заселённости местности; направление  (азимуты) и точки ориентиров избранного пути.

Вероятнее всего, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) пользуются тремя основными способами ориентации на местности: общим направлением на цель, последовательным описанием ориентиров на пути следования к цели (лоция) и количеством времени, которое нужно затратить на следование до цели.

Для большего и лучшего запоминания последовательности событий и ориентиров на пути следования, они используют очень простое и эффективное средство – привязывают к верёвочке памятные знаки-сувениры с мест, которые могут быть ориентирами на пути следования.

Например, цветной камешек, отбитый от приметной скалы или косточка убитого животного скелет которого оставлен в приметном месте; потухший уголёк костра в удобном месте стоянки; перо птицы, подобранное под приметным гнездом на высоком дереве; круглая речная галька, подобранная в удобном месте для брода и, наконец, кусочек шкуры добытого животного, второй кусочек которого подвешен на дереве или палке-шесте в месте схрона остатков охотничьей добычи.

Все эти предметы-знаки-символы-сувениры поочерёдно подвешиваются к поясу или памятной верёвочке на шнурках и ремешках разной длины, которая может соответствовать определённому расстоянию или времени в пешем пути.

Таким образом, показав общее направление пути следования по стороне света, используя такой пояс или верёвочку-путеводитель, можно относительно точно ориентироваться на местности, выискивая указанные предметами-сувенирами памятные ориентиры.

Вероятно, первобытные «топографы» старались собрать предметы-сувениры-знаки-символы так, чтобы в месте каждого памятного объекта-ориентира можно было без труда заметить другой ориентир и соответственно выбрать направление и путь к нему.


Умение ориентироваться по сторонам света и на местности не просто интересное времяпрепровождение, но жизненно важное умение, от него зависит спасение попавших в беду людей, возвращение «домой» или прибытие вовремя в нужное место.

Умение ориентироваться на местности не даёт заблудиться, пропасть или попасть в лапы хищникам и врагам. Для охотников-ловцов животных и птиц умение ориентироваться является обязательным условием эффективной охоты посредством ловушек, силков и самострелов.

Что толку расставлять силки, рыть ловчие ямы-ловушки, строить хитроумные устройства-капканы-самострелы, если не помнить и не знать, где они находятся, по каким приметам отыскиваются.

Наконец, умение ориентироваться на местности совершенно необходимо для ведения коллективной загонной или засадной охоты на стада крупных ключевых животных Мамонтового комплекса. Охотники просто обязаны быть в нужных местах, чтобы вовремя и точно направить поток животных в место засады.

Также особо важно умение ориентироваться на местности в поиске месторождений каменного и иного сырья для производства орудий труда и боя, необходимых минералов, топлива, строительных материалов и т.д.

Археологам всего мира хорошо известно, что на многочисленных стоянках-поселениях первобытных людей прошлого и стоянках-поселениях разумных неандертальцев и кроманьонцев данного времени находятся многочисленные каменные орудия, сырьё для которых принесено из мест-источников, находящихся относительно далеко от мест стоянок.

Такие походы-путешествия первобытных людей за каменным сырьём к месторождениям были неоднократными и осуществлялись в течение многих сотен и тысяч лет.

Данные факты подтверждают не только походы собирателей за каменным сырьём, но умение охотников-собирателей запоминать и находить дорогу туда и обратно, передавать из поколения в поколение информацию о такой «дороге», о приметах и ориентирах на таком пути.

Например, ещё 1 600 000 лет до н.э. африканские представители вида «человек» специально приходили в Олдувайское ущелье (Танзания, Африка) на так называемый «производственный участок MNK Chert», чтобы изготовить здесь новые каменные орудия труда. Здесь будет найдено более 30 000 артефактов, подтверждающих факт доставки в это «место каменной индустрии» сырья из месторождения, расположенного на расстоянии около одного километра от участка.

Если в древнейшее время человеческой истории расстояние, на которое гоминиды, архантропы и питекантропы перемещались, чтобы изготовить или доставить каменные орудия не превышало 5-10 км, то в данное и последующее время (50 000-20 000 до н.э.) первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы путешествовали за каменным сырьём или для производства каменных орудий на расстояния до 100 км. Таковы практически все орудия каменной индустрии «леваллуа», появившиеся впервые в период 300 000-200 000 до н.э.

Кстати, по распространению каменных индустрий производства каменных орудий можно оценивать и анализировать масштаб, природные и климатические зоны и длину путей перемещения первобытных людей.

Так, например, древнейшим местонахождением каменного сырья для африканской галечной индустрии Раннего Палеолита (2 600 000-100 000 до н.э.) является Олдувайское ущелье (Серенгети, Танзания, Африка). Каменная галечная индустрия распространилась по всей Ойкумене и использовалась всегда и везде, где есть речная или морская галька…

Аббевильская каменная индустрия распространилась в Европе и Африке в период 1 500 000-300 000 до н.э. Здесь изготавливались африканские ручные рубила и европейские бифасы.

Более широкое распространение получили орудия Ашёльской культуры (1 760 000-120 000 до н.э.) на территории Африкки, Западной Европы (Сент-Ашёль, Амьен, Франция; Торраабль, Испания), Северного Кавказа, Центральной Азии (Борыказга, Танирказган, Казахстан), Ближнего Востока (Чонгонни), Южной Азии (Мадрас, Индия). Здесь распространились ручные рубила, бифасы, колуны, пики, остроконечники, скребки.

На территории Западной Европы, например, в бассейне реки Темзы (Британские острова), будет найдено большое количество каменных орудий Клектонской культуры (550 000-475 000 до н.э.), для которых характерно наличие не только ручных рубил, бифасов, но и скрёбел, скребков, остроконечников, резцов, зубчатых орудий, пластин-отщепов с обушком и наконечников копий.

Причём в Среднем Палеолите (300 000-30 000 до н.э.) всё большую «популярность» получает универсальный приём изготовления орудий в два этапа – сначала изготавливается каменная заготовка-нуклеус, а затем из неё, по мере необходимости, изготавливаются различные орудия-отщепы.

Каменные орудия теперь не только изготавливаются на специальных индустриальных площадках-месторождениях, но транспортируются в места постоянного или преимущественного пребывания первобытных людей, разумных классических неандертальцев и кроманьонцев. Причём из-за трудностей доставки качественного каменного сырья начинают использоваться и специально изготавливаться микролиты – осколки и «некондиционные» отщепы от производства традиционных каменных орудий.

Более совершенная каменная индустрия «леваллуа» (Леваллуа-Перре, Париж, Франция) настолько широко распространилась в Евразии, в частности на Ближнем Востоке (Левант) и на Кавказе, что более правильно будет считать её технологической основой среднепалеолитической неандертальской первобытной Мустьерской цивилизации (300 000-30 000 до н.э.).

Из «черепаховых» дисковидных леваллуазских нуклеусов точными и сильными ударами отщеплялись округлые или остроконечные отщепы-орудия, которые не требовали дополнительной обработки. Единственное условие – качественное каменное сырьё…

В дальнейшем, в период Позднего Палеолита (35 000-12 000 до н.э.) широкое распространение получит каменная техника (индустрия) производства орудий путём скалывания длинных пластин-отщепов с призматических и пирамидальных нуклеусов. Такая техника изготовления каменных орудий станет характерной для европейских кроманьонских Шательперонской, Ориньякской, Солютрейской, Граветтской и Мадленской культур.

В Мезолите (15 000-10 000 до н.э.) совершенствование техники производства каменного сырья и каменных орудий приведёт древних людей допотопных цивилизаций к созданию и широкому повсеместному распространению в Евразии, в Северной и Южной Америке и Австралии микропластинчатых составных орудий.


Таким образом, анализ составляющих элементов системы первобытных каменных индустрий производства каменных орудий труда и боя позволяет реконструировать местонахождение источников каменного сырья и «технологических площадок» производства каменных орудий, пути следования первобытных людей между этими местами, расстояние между ними, количество и качество добываемого и используемого сырья, и т.д.

Например, достоверно известен состав и характер используемого каменного сырья для производства каменных орудий.

Каменное сырьё в местах добычи разделяется на массивное – валуны, желваки, гальки разных размеров, плитки, «дикие» куски горной породы и руды, и мелкое – мелкие куски горной породы, камни, мелкие куски плитки, мелкая галька, плоская галька.

Заготовки нуклеусов в местах производства каменных орудий разделяются на обломки (ломти, цитроны), пробные нуклеусы, массивные сколы-нуклеусы и вторичные обломки-сколы-нуклеусы.

Обработанные нуклеусы (ядрища в форме оббитой «сахарной головы» и готовые для производства отщепов) разделяются на первичные ядра нуклеусов (системные, оформленные под форму будущих орудий) и нуклевидные (неоформленные, бессистемные, аморфные) обломки ядрищ.

Обломки нуклеусов (заготовок) в свою очередь разделяются на первичные ядра будущих микроорудий и вторичные ядра-осколки (отходы).

Сами заготовки-сколы, отбитые от нуклеусов, разделяются на отщепы, пластины, пластинки, микроотщепы (осколки) и микропластинки (лезвия).

Сами обработанные методом отжима или ретуши орудия разделяются на цельно отделённые (одним сколом) и отделённые сколами (многими).

После скола (отделения) подготовленного орудия от нуклеуса, рабочая поверхность и края нуклеуса подвергаются технологической обработке (подготовке «тела» будущего орудия) и ядрище нуклеуса обновляется.

Первичные грубые, краевые или пробные сколы, отбитые корки нуклеуса, осколки, мелкие и неподходящие отщепы, сколы и чешуйки составляют производственные отходы.

Кроме этих типичных каменных элементов местонахождений площадок добычи и производства каменного сырья (нуклеусов) и каменных орудий, здесь остаются использованные каменные плиты и валуны («наковальни»), «молоты», камни-отбойники, камни-ретушёры, а также различные абразивные камни – ручные зернотёрки, песты-пестики, каменные ступки, шлифовальные плитки и точильные камни.

Кстати, благодаря техническому приёму ретуширования и отжима острому краю отщепа или оформленного плоского и узкого каменного орудия придавалась зазубренная форма, которой теперь можно было не только рубить сверху вниз, но, главное, пилить, перемещая каменное орудие вперёд-назад…


Каменные орудия для первобытных людей, разумных классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.) были жизненно необходимы, так как только с их помощью можно было сравнительно легко разделать большую тушу убитого крупного животного Мамонтового комплекса, обработать шкуру.

Поэтому они вынуждены были отправлять группы «специалистов» к месторождениям каменного сырья для заготовки нуклеусов и производства на месте запаса каменных орудий либо искать новые месторождения подходящего каменного сырья. Другими вариантами добычи каменных орудий были – дарообмен и разбой…

Вот почему ориентирование на местности, фиксирование в той или иной форме информации о местонахождении «первобытных сокровищ» (каменного сырья, минералов, мест «богатых дичью», источников воды, мест безопасной зимовки, сакральные или тайные убежища чуринг, черепов и костей тотемных животных и умерших предков, общинных запасов продовольствия, орудий труда и боя) становится тщательно оберегаемой «военной тайной», достоянием общины, секретом, информационным оружием.

Практически каждая община, так или иначе, вынуждена была искать и посещать местонахождение каменного сырья и иные свои тайные места. Несомненно, представители разных общин, родов, фратрий и племён встречались в таких местах, либо «мешали», либо помогали друг другу, либо старались не конфликтовать.

В любом случае они приглядывались друг к другу, ревниво осматривали и оценивали орудия, оружие, оснащение и снаряжение друг друга, может быть, менялись чем-то памятным «не глядя»…

Таким образом, в местах образования и нахождения (месторождениях) каменного сырья, несомненно, в течение года и веков бывало множество различных общин, родов, племён и народов. До сих пор такие территории с высоким содержанием высококачественного сырья являются «местом преломления интересов разных народов».

Например, в недрах Нагорного Карабаха на Кавказе в концентрированном виде находятся залежи руд различных металлов – железа, цинка, свинца, меди, золота, серного колчедана, молибдена и других редкоземельных элементов. Здесь известно 285 месторождений полезных ископаемых, из которых 83 – металлических, 197 – неметаллических, 5 – топливных. Кроме этого Нагорный Карабах богат чистой родниковой и минеральными водами.

Стойкое во времени и пространстве использование, изготовление и применение первобытными людьми, разумными классическими неандертальцами и кроманьонцами грубых («примитивных», древних, изначальных) каменных ручных рубил и иных традиционных орудий древних каменных индустрий объясняется очень просто – их относительно легче обрабатывать и делать из речной гальки и известняка, чем из высококачественного каменного сырья, которое находится в далёких от тундры, тайги, евроазиатских равнин и степей горных месторождениях.

Высококачественные каменные орудия – ножи, кинжалы, микролиты-лезвия, ножевидные пластины, наконечники копий, дротиков и стрел, каменные ручные рубила и топоры изготавливаются из кремня, обсидиана, кварца или яшмы. Эти горные породы и минералы встречаются только в конкретных месторождениях.

Вот почему первые оседлые стоянки-поселения первобытных людей, разумных классических неандертальских и кроманьонских охотников-собирателей возникли в горах или вблизи гор – рядом с месторождениями высококачественного каменного сырья (например, на Кавказе).

Кстати, очень долго (50 000-10 000 до н.э.) всё первобытное население Ближнего Востока пользовалось только тремя месторождениями обсидиана. Будущие древнейшие поселения – Чатал-Гуюк и Иерихон – будут созданы благодаря залежам обсидианового сырья и природного «асфальта», выходов нефтяной смолы, которая будет использоваться для крепления каменных орудий-наконечников к деревянным и костяным рукояткам…

Будущие массовые переселения первобытных людей, разумных классических неандертальцев и кроманьонцев в связи с ухудшением глобального климата (40 000-25 000 до н.э.), вероятно, будет способствовать развитию первобытного дарообмена данного времени (50 000 до н.э.) в настоящую меновую торговлю (бартер)…

Таким образом, одним из главных, обязательных, необходимых и закономерных приоритетов жизнедеятельности первобытных людей, разумных классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.) является ориентирование на местности.

Одновременно с развитием систем ориентирования на местности важнейшим стратегическим и тактическим умением моделировать, прогнозировать, планировать и организовывать перемещение на местности стало ведическое (практическое) восприятие, осмысление и осознание:

времени, как части дня (суток), занятого перемещением на местности,

времени и расстояния, как быстроты (скорости) перемещения на местности,

и пути-дороги, как совокупной информационной картины окружающей среды, мира и местности с конкретными приметами, ориентирами и следами-знаками-символами.



Вот почему необходимость:

определения своего положения на местности,

расчёта календарного и суточного времени на выполнение нужных дел,

а также определения расстояний и выбора точного, безопасного и оптимального по трудозатратам пути следования к какой-либо цели

превращается в острую, неизбежную, естественную и закономерную жизненную потребность и важнейший приоритет развития человеческой жизнедеятельности.


Об этом в последующих главах «Хронологии…


Рецензии