Камов Николай Ильич 1902 - 1973

               
                Выдающийся конструктор вертолетов.

                (Окончание.)


                Интервью

  с  Анатолием Николаевичем Васиным - почетным авиастроителем,  директором  Музея истории и трудовой славы ОАО "Камов". 


1. Расскажите, пожалуйста, об уникальном историческом месте, на котором создан  музей?

- Музей был создан в  1972 г. при Ухтомском вертолетном заводе. Вертолетостроительная фирма КАМОВ располагается на историческом месте - Ухтомском аэродроме, где с 1930 г. совершали полеты первые винтокрылые аппараты страны.

14 августа 1932 г. А.М. Черемухиным на первом экспериментальном вертолете ЦАГИ 1-ЭА был установлен мировой рекорд. Вертолет поднялся на высоту 605 м., превысив официальный мировой рекорд  в 32 раза.

 В 1940 г. на этом аэродроме организованы первые ОКБ и авиазавод под руководством главного конструктора Николая Камова по выпуску автожиров А-7. Заместителем Камова был назначен Михаил Миль. Данное событие ознаменовало начало развития отечественного вертолетостроения.

2.    Музей Ухтомского вертолетного завода имени  Н.И. Камова  (с 1992 г. ОАО "Камов")  был открыт 18 августа 1972 г.  при жизни Николая Ильича. Присутствовал ли на открытии музея  Генеральный конструктор? Не вспомните, что он сказал, открывая музей.

-  18  августа  1972 г. (в день Воздушного флота) музей торжественно был открыт Главным конструктором Н.И. Камовым, директором завода Н.Н. Приоровым, заместителем секретаря парткома Л.С. Гинзбургом, начальником отдела кадров завода А.Н.Васиным  и др.
При открытии музея Николай Ильич  главную мысль выразил в Книге отзывов:   «Создание музея Истории и Трудовой Славы УВЗ является делом чрезвычайной важности. На примерах старшего поколения наши молодые люди укрепят свою волю к новым трудовым подвигам во славу нашей Великой Социалистической Родины, на благо Советского народа.

В создание Музея вложили много труда ветераны авиации и лично председатель Совета музея Павел Андреевич Щербина. Большое им спасибо. Необходимо, чтобы коллектив завода не ослаблял своих усилий по дальнейшему развитию и совершенствованию экспозиций Музея и показа трудовых успехов коллектива.18.08.1972 г. (подпись) Н.И.Камов.» (Из Книги отзывов музея – первая запись.)

3.  Известно, что в августе 1941 г. пять автожиров  А-7 прибыли на западный фронт  в район Ельни. Одновременно на заводе было начато проектирование автожира АК (артиллерийский корректировщик).  Чем принципиально отличался этот аппарат от предыдущего?
 
-  Несущий винт его должен был раскручиваться на земле специальным приводом двигателя, создавая вертикальную тягу, а после отрыва от  земли вся мощность передавалась на пропеллер, создающий горизонтальную тягу. В конструкции АК были решены технические задачи, позволившие в дальнейшем начать работы по созданию вертолетов. Не хватало лишь главного редуктора, все остальные "вертолетные " элементы на АК уже имелись.

4. В военное время завод винтовых аппаратов эвакуированный,  в пос. Билимбай (Свердловской обл.), перешел на выпуск традиционной авиационной техники и в январе 1943 г. расформирован. Чем это объяснялось?

- Объективными  условиями военного времени, требовавшими максимальной концентрации усилий авиационной промышленности по выпуску боевых самолетов.  Постройка автожиров АК была прекращена.
5. Как складывается судьба  Николая Ильича после возвращения из эвакуации?

 - В июне 1943 года Н.И. Камов был принят на завод № 456 НКАП на должность инспектора при директоре и начальника конструкторской группы.

   В Московском авиационном институте им. С.Орджоникидзе он начал читать курс лекций «Проектирование вертолётов». Ему удалось создать вертолётную специальность на кафедре «Конструкция самолётов», что стало важнейшим вкладом в дело развития винтокрылой техники в России.

    С декабря 1943 г. по июнь 1944г. Камов пишет диссертацию на тему «Развитие советского автожиростроения» и ему присуждается учёная степень кандидата технических наук.  В 1946 г. группу Камова  переводят в Бюро новой техники (БНТ) ЦАГИ на ул. Радио в Москве, где они создают впервые сверхлегкий вертолет  КА-8 соосной схемы.

6.  Это та  машина, которую Н.И. Камов в память о малой родине назвал "Иркутянин"?

- Да, это  вертолет "Иркутянин". 12 декабря 1947 года М.Д.Гуров выполнил на вертолёте Ка-8 полёт по кругу. Это был первый полёт отечественного соосного вертолёта. Пилотируемый летчиком-испытателем М.Д. Гуровым вертолет совершил полет на авиационном параде в Тушино 25 июля 1948 г. "Воздушный мотоцикл" поразил воображение маневренностью и компактностью.

7.  Этот полет в Тушино стал поворотным моментом в судьбе Н.И. Камова?

-  Да,  7 октября 1948 г. был издан приказ министра  авиационной промышленности        М.В. Хруничева о создании ОКБ-2 под руководством главного конструктора Н.И. Камов для постройки сверхлегкого соосного КА-10 (дальнейшее развитие КА-8),   использовавшегося в ВМФ для наблюдения и связи.   Схема и компоновка Ка-10 были такие же, как у Ка-8, но значительные изменения получила система управления вертолетом.  Характерно, что  вертолет строился уже  на авиационном предприятии, при  проведении стендовых и государственных  испытаний.  Была выпущена серия вертолетов, положившая в 1950 г. начало корабельной авиации.
8. Сохранилось ли в музее письмо, которое писал Н.И. Камов И.В. Сталину в отношении необходимости создания  КБ для разработки вертолетов соосной схемы?

- К сожалению, в музее этого письма, как и многих других, нет. Все документы  были переданы в Центральный государственный архив народного хозяйства. Там же хранятся его письма по этому вопросу, направленные командующему ВВС Московского военного округа генерал-майору В.И.Сталину, начальнику управления по делам изобретений и открытий Гостехники СССР В.Н.Кострову, председателю ДОСААФ генерал-майору Н.П.Каманину, заместителю председателя СМ СССР Л.П.Берия, министру вооружённых сил, маршалу Н.А.Булганину, в ЦК ВКП(б) А.А.Жданову.

9. Какие вертолеты, созданные при жизни Камова, экспортировались за границу?

- В связи с тем, что изначально КБ-2, возглавляемое Н.И.Камовым, создавалось для разработки вертолётов корабельного базирования на судах ВМФ, поставлять их за рубеж  было нельзя.
Однако, специально созданные для народного хозяйства, вертолёты Ка-18, Ка-25К (кран), Ка-26 вышли на международную арену.
  Широко экспортировались за рубеж вертолёты Ка-26 – летающее шасси. Этот вертолёт первый из советских винтокрылых машин получил сертификат по международным нормам лётной годности и поставлялся в Венгрию, Польшу, Румынию и другие страны.

10.  В каких салонах и выставках принимали участие вертолеты, созданные при жизни Камова?
 
- Ка-18 экспонировался на Всемирной выставке в Брюсселе  1958 года, где был удостоен золотой медали за оригинальность конструкции. Потом он принимал участие в авиасалонах в Нью-Йорке, Мехико, Праге, Будапеште, Братиславе.

    Ка-25К был продемонстрирован на Парижском салоне в Ле Бурже  в 1967 году, куда он прилетел  под управлением заслуженного лётчика-испытателя нашей фирмы Е.И.Ларюшина, следуя по маршруту: Москва – Витебск – Вильно – Варшава – Познань – Берлин – Копенгаген – остров Ильде – Амстердам – Париж. На авиасалоне Ка-25К привлёк всеобщее внимание – как специалистов, так и широкой публики.

11. Люди, пережившие социализм, помнят, что руководители заводов и профсоюзы заботились о своих трудящихся: создавали заводские поликлиники, профилактории, дома отдыха, для детей строили детские сады и пионерские лагеря. Что было сделано Николаем Ильичем для сотрудников Ухтомского завода и КБ?

- Николай Ильич уделял большое внимание социальному развитию завода и микрорайона Ухтомской.
При нем были построены – пионерский лагерь, дворец культуры, стадион, жилой поселок на улице Совхозной (ул. Камова), создан и открыт Музей истории и трудовой славы Ухтомского вертолетного завода.

12. Что сохранилось, говоря сегодняшним языком,  от инфраструктуры того времени?

- Сохранилось, естественно, всё. Но только наш музей остался на балансе фирмы, а остальное либо передано в распоряжение местной администрации, либо приватизировано, либо продано.

13.  В 1962 г. Н.И. Камов создал филиал МАИ при заводе.  Сегодня существует этот филиал?   Можете ли сказать,  кто из ведущих специалистов получил образование благодаря этому филиалу?

- Создав филиал МАИ при заводе, Николай Ильич свои знания и опыт передавал молодому поколению студентов, являясь преподавателем и руководителем дипломной практики и дипломных проектов в Московском авиационном институте им. Орджоникидзе и его филиале при УВЗ. Более 600 специалистов – вертолетостроителей получили высшее образование в этом филиале, в результате чего многие добились выдающихся достижений.

 Среди них Герои Советского Союза, Заслуженные лётчики-испытатели Н.П.Бездетнов и Е.И.Ларюшин, главные специалисты и ведущие конструкторы. Ваш покорный слуга в 1972 г. тоже получил диплом из рук  председателя ГЭК, главного конструктора Н.И.Камова.
Филиал МАИ по настоящее время функционирует, но уже при холдинге «Вертолёты России», в состав которого входит и ОАО «Камов».


      Николай Ильич Камов ушел из жизни в 1973 г., но дело которому он прослужил всю жизнь,  уже десятилетия   блестяще продолжает, сохраняя традиции фирмы, его соратник и преемник - Сергей Викторович Михеев, генеральный конструктор ОАО "Камов", Герой Российской Федерации, Лауреат Ленинской и Государственной премий, академик РАН.

     Красавицы-чудовища -  боевые вертолеты "Черная акула", "Аллигатор",  "Касатка", разработанные фирмой,  стоят на защите нашей Родины.
 
      На прошедшем в Москве 17-19 мая  2012г. международном салоне вертолетной индустрии HeliRussia-2012 были продемонстрированы  вертолеты: 
Ка-62 - многофункциональный вертолет с вентиляторным рулевым винтом типа фенестрон. Новейшая авионика, "Стеклянная кабина".
 Ка-226 - легкий вертолет,  построенный по типу трансформера. Грузовые и пассажирские кабины меняются в зависимости от конфигурации.
 Макет Ка-92 (максимальная скорость 500 км/ час и дальность полета - 1400 км.)

    Это - новая веха в жизни фирмы требует отдельной всеобъемлющей статьи.

 Автор выражает благодарность Т.Н. Камовой,
Н.П. Бездетнову и А.Н. Васину  за интервью.
 .........................................

1. Иркутск: роль города в политической, экономической и культурной жизни России.  К 350-летию основания города 1661-2011. Сборник материалов научной конференции. М. 2011. ч.1. С. 279 -286.
2. Советский энциклопедический словарь  М. 1985 С.  533 
3. Иркутская летопись 1661 - 1940 гг.  (сост.  Ю.П. Колмаков). Иркутск, 2003.  С.519 
4.Там же,   С. 709 
5. Там же,   С. 185
6. Там же,   С. 416
7. Там же,  С. 453
8. «Добролет» (Российское общество добровольного воздушного флота).-  ныне Аэрофлот
9.  Иркутская летопись 1661 - 1940 гг.  (сост.  Ю.П. Колмаков). Иркутск, 2003.  С. 481
10.  Там же, С. 519
11.  Автожир - винтокрылый летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого несущий винт вращается от набегающего  потока воздуха, а поступательное движение создается тянущим винтом (как у самолета) при помощи авиационного двигателя; предшественник вертолета.
12. Соосная схема - два несущие винта,  расположенные   один над другим
13. Виленский Ю., Муравьев Ю. Александр Ивченко:  Авиация и личность.  Киев,  2003.   С.227
 14. Геликоптер - вертолет.
15.   Там же,  С.227   
16.  Там же С.116   

..............................................
    Фотографии:
 (Фотографии 1,2,3 - выполнены автором)
(фотографии 4,5,6,7,9 любезно предоставлены Т.Н. Камовой)

1. Мемориальная доска на доме в Москве, в котором жил Н.И. Камов;
2.  Мемориальный кабинет Н.И. Камова (письменный стол, шкаф и т.д.)
3. Дочь  конструктора Т.Н. Камова в кабинете (современная фотография);
4 . И.М. Камов - отец конструктора;
5. Н.Б. Камов - старший внук Н.И. Камова;


Рецензии