Волчья стая

БИЛАЛ ЛАЙПАНОВ

ВОЛЧЬЯ СТАЯ

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ


Пещера эта находится посередине высокой скалы, прямо перед пещерой растёт высокая сосна. Я – охотник и скалолаз; взбираясь на скалу, частенько отдыхаю в гроте и иногда даже ночую. Наискосок от пещеры до сих пор стоит основательная каменная ограда в метр высотой, построенная кем-то много лет назад. Однако за эти двадцать лет, что я промышляю охотой, взбираясь на кручи и скалы, я не встречал ни одного человека, кто поднимался бы на эту вершину.

По мере того, как углубляться в пещеру, окутывает такая тьма, что двигаешься вслепую. Но если продолжать идти вперёд, невзирая на кромешный мрак, через какое-то время начинает прорезаться слабый свет. И если двигаться в сторону этого света, то можно выйти с другой стороны скалы, обрывающейся пропастью, заросшей диким лесом.  Вниз по ущелью лежит большой аул. Получается, что скала эта разделяет два ущелья и два аула. А пещера внутри скалы – своеобразный тоннель, проделанный природой, весьма удобный для того, чтобы войти с одной стороны скалы и выйти из другой. Я назвал эту скалу  Пещерной.

Три вещи этой скалы удивляют меня. Первая – сосна, растущая прямо посередине каменистой голой вершины. В какую глубь уходят её корни, какие неведомые соки питают её, дают ей силы расти?  Вторая – пещера, пронизывающая скалу,  длинная настолько, что выходит в два ущелья и смотрит с высоты на два аула. А третье чудо – это родник тёплой воды, бьющий из расщелины прямо внутри пещеры. Вода перетекает из одной расщелины в другую и исчезает в тёмных недрах. Наверное, из-за этой воды в пещере довольно тепло, но не сыро: пещера хорошо вентилируется двумя выходами.  Для того, чтобы проникнуть  в эту пещеру хоть с какой стороны, надо быть искусным скалолазом. Может, кто-то и сможет забраться сюда со стороны леса, если попытается. Хотя, кажется, никто,  кроме меня, не знает о существовании этой пещеры.

Так я думал до тех пор, пока не увидел волка, который, крадучись, входил в пещеру со стороны глухого леса. Я увидел его в бинокль со склона напротив. Поскольку косогор, на котором стоял я, был выше скалы, пещера, освещённая солнцем, просматривалась прекрасно. В ней были три волчонка и два взрослых волка.

С тех пор всякий раз, когда мне хотелось посмотреть на волчье семейство, я наблюдал за ними со своего косогора. Я даже дал клички каждому. Волка я назвал Уллубаш, то есть Большеголовый, волчицу – Кюнкёз, Солнцеглазая, а волчат - Тулпар, Добар и Хомух (1).

А теперь предоставляю слово им. Я всего лишь перевёл с волчьего на человечий язык. Я ведь им даже раз помог. Но об этом чуть позже.

2

Беззаботные волчата в просторной пещере играли в догонялки. Тех, кто опрометчиво приближался к обрывистому краю, мать хватала зубами за шиворот и перетаскивала в середину пещеры. Иногда, наигравшись, волчата вытягивались  вдоль края пещеры и смотрели по сторонам. 

Как всегда, не может скрыть свой страх и восторг Хомух:

– Посмотрите-ка на этого странного двуногого зверя. Что за волк прыгает возле него? Куда они идут?

– Этого странного зверя зовут человеком, - объясняет Кюнкёз. – И рядом с ним не волк, а собака. Намотайте себе на ус – это наши самые заклятые враги.

– А что у человека за спиной? – спрашивает Тулпар.

– Это ружье. Как только человек хватается за него – вы тотчас же за камень, за дерево, в кусты – куда угодно, но прячьтесь тотчас, чтоб он вас не видел.

– И чего мы должны от ружья прятаться? – говорит Добар.

– А вот вылетит оттуда маленький раскалённый кусочек железа, ты и глазом не успеешь моргнуть, как он пронзит тебя насквозь. И тогда ты умрёшь, – хрипло сказал Уллубаш. – А вот те, что рассыпались по солнечному косогору – это овцы. Человек и его собака их пасут и охраняют от нас. Помните, я вам на днях приносил ягнёнка? 

- Ага… Вкусный был, - сказали волчата в один голос, облизываясь, чем рассмешили родителей.

- Так вот, этих овец, что на косогоре, трогать нельзя – они наши соседи. А с соседями надо жить хорошо. Кроме того, если вы начнете их трогать, то их хозяева доберутся до нас. Понятно?

Услышав грозные нотки в голосе отца, все три волчонка сразу присмирели и  закивали – «понятно-понятно».

Вот так и росли волчата – каждый день получая уроки о жизни снаружи…


*  *  *

Прошло какое-то время. Я опять, стоя на пригорке, смотрел в бинокль внутрь пещеры. Волчье семейство как раз доедало какую-то дичь. Однако, у этого волка изрядно силы, чтобы втащить в пещеру такую тушу. Потом все, наевшись мяса, будут спать. Хотя волчата, наверное, ещё поиграют. А родители могут позволить себе вздремнуть немного, благо, пещера находится в неприступном месте.

Волчата же, набегавшись, поспорили из-за сосны, что росла перед входом в пещеру.
 
- А я вот смогу залезть на эту сосну, а вы – нет, - начал Тулпар.

- И я смогу, - заявил Добар.

- Никуда вы не залезете – свалитесь и все кости себе переломаете, - назидательно повторила Хомух слова, слышанные не раз от матери.

- Не веришь? Тогда смотри!  - И Тулпар прыгнул на дерево. Он залез на толстый сук и оттуда гордо посмотрел на младших, мол, как, съели? Однако, когда он захотел вернуться обратно, то не смог: сук находился ниже входа в пещеру. А ветка, что росла ближе к входу, была очень тонкой. Он несколько раз пытался ползти по ней, но едва не свалился. От безвыходности Тулпар начал подвывать. Его брат Добар и сестричка Хомух тоже заголосили.   

Родители тут же проснулись и высунулись  из пещеры, не зная, как помочь Тулпару. Мать даже пыталась протянуть волчонку передние лапы. В этот момент откуда ни возьмись налетел огромный стервятник, схватил Тулпара и полетел прямо в мою сторону, оставив волчье семейство в безмолвном крике. Даже в такой трагический момент они не хотели обнаруживать своё логово.

А стервятник опустился на большой валун неподалёку от меня с явным намерением растерзать волчонка. Волчонок, однако, не собирался становиться безропотной жертвой, и начал биться и огрызаться. Я знал, что стервятник одним ударом своего железного клюва прикончит его, и, хотя понимал, что не следует вмешиваться в законы природы, выстрелил в хищную птицу. А волчонок, даже не осознав, что случилось, что он уже свободен, увидев рядом трепыхавшегося  в агонии стервятника, с невесть откуда взявшейся силой и отвагой  начал кусать его. Не зря же я его назвал Тулпаром – смелым. И даже на меня зарычал, когда я попытался снять его с валуна. Но он уже обессилел – кровь струйками стекала из ран, оставленных когтями хищника.

Сунув волчонка в охотничью суму, «вЫхожу дома, если не умрёт», я начал спускаться с косогора. И тут увидел мчавшегося вдали волка. Это был Уллубаш. Он направлялся к валуну, на котором недавно сидел стервятник. Я не стал оставлять волку раненого волчонка – верну, когда будет здоров, -  и отправился вниз по ущелью.


3

По дороге я пару раз открывал охотничью суму, по дыханию определял, что Тулпар жив и спешил домой. У меня был знакомый ветеринар, и я попросил его осмотреть  раненого волчонка. Тот посмеялся, мол, ничего страшного, воскреснет твой найдёныш, и ушёл. И действительно – на третий день волчонок оклемался, даже поел мяса.

Я решил свести его с Азау (2) и Амантишем (3).

У Азау необычная история. Несколько лет тому назад я пас большую отару, и моих овец вместе со мной охраняла свора собак. В один день к нашему стаду подобрался здоровенный  волк-одиночка. Собаки,  учуяв его, взъярились и бросились за ним.  Через некоторое время вернулись все, кроме Сюйюмлю (4). Она появилась через несколько дней. И представьте себе, от этого волка и Сюйюмлю потом народились волко-щенята. У одного из них  были самые большие клыки, поэтому он и получил свою кличку - Азау, он был самый сильный и злой среди всех собак. Ещё ни разу не было, чтобы, отправившись с ним на охоту, я вернулся без добычи. У него было хорошее обоняние, дичь он чуял сразу, будь они среди камней или на вершине скалы. Сам волк наполовину - волков ненавидел.

А Амантиш… Амантиш был настоящим волком, приставшим к собакам. Когда стая не выбрала  его вожаком, он пришёл к людям и повёл за собой охотников и собак, и те устроили резню волчьей стае. И зная, что волки его  потом загрызут, прибился к собакам. Но это долгая история.

Сколько я потратил сил, чтобы свести его со сворой – не передать. Никто не верил, что взрослый волк может стать собакой. «Как только освободится от цепи, сразу умчится к своим волкам», - предвещали одни. «Ну нет, волка, пахнущего псом, стая вмиг загрызёт. Он знает это и не уйдёт», - заявляли другие.
 
Как бы то ни было, но через некоторое время рычание и грызня между волком и собаками прекратились.  Чего мне это стоило – только я знаю. Сколько раз готов был пристрелить их всех. В общем, окрестил я волка Амантишем – во-первых за то, что один клык у него рос криво. А во-вторых -  за злонамерение, за то, что предал родную стаю… (5)

Азау, хоть и не принял волчонка, но в угоду мне лизнул его раз-другой. Тулпар оскалился - какому волку понравится собачий запах. Азау почувствовал это и  откинул лапой Тулпара, чем разозлил его. А когда Азау откинул его вдругорядь, Тулпар вцепился клыками в его лапу, и Азау без всякой жалости начал рвать волчонка.

Я вырвал Тулпара из-под пса и отнёс к сидевшему на привязи Амантишу. Амантиш принял его весьма охотно, да и волчонок на этот раз не рычал, а пододвинулся ближе: он сразу признал в Амантише волка.

Стоя возле них,  я слушал, о чём они говорили.

- Повезло тебе, Тулпар. Здесь ты никогда голодным не будешь.

- Меня и папа с мамой никогда голодным не оставляли. А ещё у меня есть брат Добар и сестричка Хомух.

- Забудь ты про них. Волк день сыт – неделю голодает. А здесь твоё корыто всегда будет полно еды. Это раз. Во-вторых, здесь безопасно, а там смерть подстерегает на каждом шагу. Сам знаешь, тебя же унёс стервятник . А охотники – думаешь, они все такие, как наш добрый хозяин? Останешься здесь – я тебя защищать буду, ни одна собака не оскалится в твою сторону. Давай?

- Не-е, я по своей семье скучаю. А ты зачем ушёл от волков?

- Я-то? – Амантиш немного помолчал. – Думаешь, так легко жить с волками? Вот останешься здесь – расскажу. Это долгая история.


*   *   *

Даже если я и хотел бы оставить Тулпара еще на несколько дней, не получилось  бы. Волк и волчица выли каждую ночь, будоража собак, и волчий вой и собачий лай не давали спать всему аулу.

*   *   *

А в пещере царило ужасное настроение. Кюнкёз не оставляла Уллубаша в покое  ни взглядом, ни голосом. Они постоянно ругались, и Добар с Хомух  метались от отца к матери.

- Если бы мы не спали как убитые,  наш волчонок был бы жив… Обычно, пока один из нас спал, другой сторожил. Какой дьявол лишил нас разума  в тот раз…

- Мать Тулпара, ты зачем беду на него кличешь? Жив наш Тулпар. Я до самого аула шёл по следу, в доме Охотника наше дитя. Не бросит нас Тейри (6), мы ведь не предали его, не стали собаками, чтобы променять его на человека. Хватит скулить.

- Ай, лучше бы он умер. Они поселят его с собаками и сделают из него собаку. 
А если, не дай Бог, его воспитанием займётся Амантиш? – И Кюнкёз  завыла с новой силой.

Уллубаш скривился. Амантиш был его отцом. О том, что Амантиш привел с собой собачью свору, чтобы истребить волков, знали все от мала до велика. Совет стаи тогда решил: «Амантиша убить, его семью – изгнать навечно». Вот почему Уллубаш был вынужден уйти из стаи. Но сейчас он рыкнул, пряча свой страх:

- То, что у нас в крови – уйдёт вместе с нашей смертью. Из наших волчат собак не сделают. Однако если ты думаешь, что это поможет, давай опять завоем.

- Слыша наш вой, он нас не забудет, и его волчья кровь не скиснет

Удивившись про себя мудрости волчицы, Уллубаш твердо сказал вслух:

- Успокойся, мы не оставим нашего сына собакам. Подстережем и выкрадем. А не то мы тоже украдем человеческое дитя, и тогда хотят или не хотят, но они вернут нам Тулпара.

Кюнкёз знала, что её муж никогда не говорил того, чего не сделал бы, и поэтому постаралась успокоиться.


4

Я опять сунул волчонка в охотничью суму и направился к скале. Но сначала  взобрался на противоположный склон и посмотрел в пещеру. Волчья семья оставалась на прежнем месте. Я удивился этому: обычно волки уходят из мест, где им, а особенно их волчатам грозит опасность.

«Дай-ка порадую горемычных», - и с этими словами я спустился с косогора и стал забираться на скалу. Волчонок барахтался в суме за спиной, мешая мне, но я всё-таки вскарабкался по камням, влез на дерево, растущее перед входом, и сел на самый толстый сук. Волков в пещере не было: наверняка спрятались, почуяв меня. Я вытащил из сумы волчонка и бросил его в пещеру. Тулпар тут же начал скулить, обнюхивать всё вокруг и бегать взад-вперед. Мать-волчица подала голос, и Тулпар вперевалку бросился на её голос. Навстречу ему выбежали Добар и Хомух. Успокоившись, я стал спускаться вниз. Но когда я поднял на мгновение голову, увидел: свесив головы со скалы, волчата не мигая смотрели на меня.


*   *   *

- Вот вы говорили, что люди и собаки наши самые большие враги, а видите, он Тулпара и от стервятника спас, и раны его залечил, и нам вернул, - сказала Хомух.

- Это да, двуногий ко мне хорошо относился. И кормил хорошо.

- А что, сильно тебя напугали стервятник и человек? - спросил Добар.

- Да нет, больше собаки. Все время кидались. А человек наоборот - был добр ко мне.

- А давайте мы его так и назовём – Добрый. Может, он никогда нас не обидит, - заулыбалась Хомух.

- Среди людей встречаются иногда и хорошие. Среди собак – никогда. Даже если вы этого человека назовёте Добрым, остерегайтесь его. Он охотник, много зверя бьёт. Другими словами – забирает нашу добычу. Если он нам не оставит дичь, мы будем вынуждены охотиться за его овцами. И тогда этот Добрый не пощадит нас. Было бы лучше, если бы он пас своих овец, а лесную дичь оставил бы нам, - разозлился вдруг Уллубаш.

- Но мы никогда не тронем его овец, потому что он спас нашего сыночка от стервятника, да еще живым-здоровым вернул нам, - добавила волчица.

- Я хотел было уйти отсюда, но теперь подождем, пока малыши окрепнут – Добрый вроде нам зла не причинит, - уже более спокойно сказал Уллубаш.
 
- А если даже и уйдем, думаю, время от времени будем сюда наведываться, - добавила волчица,  окидывая взором пещеру.

5

Не успели оглянуться, как волчата подросли, сами стали стаей, но жили не в Большой стае. Почему – Уллубашу пришлось объяснить волчатам.

- Вы уже выросли. Чем услышите это от других, лучше я вам сам всё расскажу. Тулпар, тот волк, которого ты видел среди собак – Амантиш – это мой отец и ваш дед.

- То есть как? Неужели мы внуки того, кто, предав волков, пристал к собакам? Как мы сможем показаться другим волкам? Ведь на нас, как на потомках Амантиша, будет лежать вечное клеймо позора.

- Если в бою с собаками вы покажете себя храбрецами, отношение к вам изменится, может, вас даже примут в Большую стаю. Пока же мы должны быть покорны воле Совета стаи. А вы не называйте своего деда Амантишем. Его настоящее имя – Ёзенбий (5). Он был вожаком волков одного из  ущелий.

- Но почему же он примкнул к собакам? – дрожащим голоском спросила Хомух.

- В тот день у Тысячной горы волки хотели избрать себе вожака. Двое лишь могли удостоиться этой чести – Ёзенбий и Мингибий (6). Выбор  большинства пал на Мингибия. Мой отец, а ваш дед, не согласился с этим. «Вы неправильно бросили жребий,  бросайте заново», - сказал он. Но волки не послушались его, и он рассердился и даже покусал одного молодого волка. Началась грызня. Мир в стае был нарушен, и в конце концов Ёзенбия изгнали. А его бес попутал, он взял в горячке и привел с собой охотников и собак, и те сильно побили стаю. С тех пор он живет с собаками, а волки, где бы его ни встретили, обязаны убить его. Мы, три его сына, были вынуждены уйти из стаи. Я остался в этих краях, а мои братья ушли за перевал.

- А если мы его встретим, что мы должны с ним делать?

- Ничего. Он же ваш дедушка, вы ему зла не должны причинять. Но Тейри вас сохрани от того, чтобы, пристав к нему, стать собакой.

Опустив головы, волки долго молчали. На душе было скверно – сознание того, что они потомки предателя, причиняло им большую боль. Однако когда Уллубаш сказал, что надо выходить на охоту, все немного воспряли духом.

6

Волк с волчицей и трое подросших волчат – сами уже небольшая стая – отправились на охоту. Еще издали они заприметили стадо косуль.

- Надо подкрасться к косулям не с наветренной, а с подветренной стороны, потому что у них очень хорошее обоняние, и запах волка могут учуять сразу. Нам нужно подкрасться как можно ближе, - сказал Уллубаш. – Кюнкёз и Тулпар стерегите здесь, а я, Добар и Хомух обойдем их с той стороны и встанем между стадом и скалами. Они не смогут скрыться в скалах и бросятся вниз, а там вы их встретите. И если угодно Тейри, охота будет удачной.

Только они распределились, как раздался выстрел. Косули, спустившиеся к водопою, бросились к спасительным скалам, но некоторые остались лежать на земле.

Потом волки увидели охотника. Это был Добрый. С ним были две собаки. Уллубаш узнал их сразу: это были Азау и Амантиш.

Волки бесшумно скрылись в балке. Они были злы: мало того, что животы от голода подвело, а тут ещё волки по крови Ёзенбий и Азау вместе с Добрым лишили их добычи. А через три дня картина повторилась: только они подкрались к косулям, как опять раздался выстрел, опять волки припали к земле, опять косули скрылись в скалах.

Почти неделю ничего не евшие волки начали слабеть. Уллубаш, глядя на волчицу, сказал:

- Если мы не зарежем пару овец из стада, то умрем с голоду. Тейри дичь создал для нас, но человек не оставляет нам ничего. Если он берёт предназначенное нам, мы тоже урвём свою долю из его скота.

- У нас другого выхода нет, - сказала волчица, хотя в душе была против.

В тот же день волки утащили из стада несколько овец. Кюнкёз и Хомух раздразнили сторожевых собак и увели их от стада. Тем временем Уллубаш, Тулпар и Добар, схватив по овце, скрылись в ближайших кустах. Всё это произошло так быстро, что пастушата, увлеченные тем, что собаки погнались за  волчицами, не заметили, как волки зарезали несколько овец. Потом, конечно, начали стрелять – да что толку, волки скрылись из виду. Вот так и началась война маленькой волчьей стаи с людьми.


ВТОРАЯ ЧАСТЬ

7

Что охотники стреляли косуль, что волки резали стадо. Пастухи, не в силах справиться с ними, обратились к Доброму: ты искусный охотник. Если ты не истребишь этих волков, они прикончат наше стадо.

Добрый прекрасно знал, какая волчья стая нападала на отары. Он взял ружье, и, свистнув с собой Амантиша и Азау, отправился в горы. Втроём им нетрудно было отыскать волчье логово.

С высоты отвесной скалы, Уллубаш увидел идущих. По его знаку семья собралась возле него и посмотрела в указанную сторону.

– Не похоже, что они идут за косулями, – сказала Кюнкёз.

– Косули на той стороне, а они идут в нашу сторону. Добрый очень хорошо знает, где мы находимся. Вон, в бинокль нас выглядывает. Нет сомнения, что он выслеживает нас, – голос Уллубаша выдал его тревогу. – Нам некуда идти. Вернёмся обратно – надо схватиться с Большой стаей. Мы бы могли притаиться здесь, но от этих двух волков не спрячешься – у них такой же нюх, как и у нас.

– Неужели дедушка будет биться с нами, – сказала Хомух дрожащим голосом.

– Не знаю. Давайте сделаем так. Кюнкёз и Хомух останутся здесь, а мы втроём пойдем и разберёмся с ними.

Кюнкёз прекрасно знала, как обычно разбирался Уллубаш. Но не видя другого выхода, она лишь кивнула головой.

Спускаясь вниз по косогору, Уллубаш объяснил сыновьям свой план.

– Этих двух собак надо увести от охотника. Вы спрячетесь за этим большим камнем. Я покажусь им, и они погонятся за мной. Тогда я приведу их сюда, а тут вы знаете, что с ними делать.

- А если Ёзенбий будет биться с нами, тогда что нам делать?

На тревожный вопрос Тулпара отец спокойно ответил:

– Он узнает меня и не будет биться с нами.

Волки добежали до большого камня. Оставив здесь сыновей, Уллубаш направился вниз по ущелью. Собаки, учуяв его, забеспокоились, однако Добрый не спустил их с поводка. Он лишь взвёл курки ружья. И не успел волк показаться, как он выстрелил. Уллубаш упал. Охотник спустил собак, однако, не успели они приблизиться к Уллубаш, как тот вскочил и бросился в сторону леса. Собаки устремились за ним и почти догнали его у большого камня, но тут навстречу им выскочили Тулпар и Добар. Они сцепились с Азау, а Уллубаш резко повернулся к Амантишу. Узнав своего сына, тот споткнулся.

Азау, полусобака, полуволк, был очень силён, и Добар с Тулпаром не могли с ним сладить. И тогда Амантиш не выдержал. Одним прыжком он подскочил к Азау и вцепился ему в глотку. Азау, так и не поняв, что Амантиш перешёл на сторону волков, попытался вырваться, но Амантиш держал его мёртвой хваткой и отпустил только тогда, когда Азау перестал трепыхаться.

Тут раздался выстрел – и Добар, истекая кровью, упал на бок. Амантиш бросился к охотнику. Тот подумал, что Амантиш спасается от волков, но волк, прыгнув, вцепился зубами в горло Доброго. Падая, охотник успел полоснуть Амантиша кинжалом, но кинжал лишь порезал ему шкуру, не причинив особого вреда. «Волк никогда не станет собакой», - была последняя мысль человека.

С того дня эту стаю никто не видел. Скорее всего, волки ушли за перевал.

____________________________________


1. Храбрый; Упитанный; Робкий
2. Клык
3. Кривой зуб
4. Миловидная
5. Ссылка на исторические события 1828 года, когда во время завоевания Карачая князь Тенгизбий (Амантиш) провел тайными тропами русские войска в тыл карачаевцев. Причина изложена в аллегорической форме в данной повести.
6. Верховное божество в карачаево-балкарском языческом пантеоне
7. Владыка ущелья
8. Властелин тысяч

Перевела с карачаевского Шахриза Богатырева


Рецензии