Об атеистическом мировоззрении

Существуют различные методы познания мира, одни ведут к истине, другие тешат наше эго; существуют разные уровни восприятия окружающей действительности, от частного до глобального; существуют разные интерпретации мира, от реалистических до мифологических.
Все вместе образует широчайшую палитру человеческой мысли.
 
Будучи уверенной, что именно атеистическое мировоззрение есть мировоззрение взрослого человека, я, тем не менее, не позволю себе навязывать его другим. Возмущаться все возрастающими масштабами мракобесия, могу и буду, но и в голову не придет связывать нравственную оценку человека с его вероисповеданием.
Вольному - воля.

И пока речь идет об отдельном человеке или группе единомышленников, духовные устремления которых не задевают пространство других людей, то и возражать нечему. Но!
Когда внутри религиозные установки приобретают характер претензий к окружающим, когда  частные взгляды людей выходят на уровень взаимодействия с общественной и государственной средой, когда чьи-то личные предпочтения становятся  обязательными для всех и на них начинает основываться власть, политика, бизнес, и даже криминальная среда, наподобие набожной сицилийской мафии, то наивные мечты о мирном сосуществовании людей с разным восприятием действительности разбиваются вдребезги.

Принципиальное различие между атеистическим и религиозным мировоззрением заключается в том, что  фундаментом первого является познание реально существующего и независимого от наших представлений мира, тогда как второе основывается на волюнтаризме интерпретаций мира в прокрустовом ложе той или иной религии.

Атеизм не заключает сделки с действительностью, поскольку на ней и основывается. Он не входит в противоречие с наукой, ибо движение к объективной истине объединяет их.

Но внутри религиозного мироощущения не может быть и речи о познании объективного мира. Познается лишь некая интерпретация и сказанное по данному поводу. Время от времени толкователи настолько забалтываются, что раздается клич: Назад, к истокам! и начинается борьба за первозданную чистоту религиозных устоев.
 
Потом все начинается сначала, уступая веяниям времени, и в итоге все сводится к изощренному искусству убеждения в исключительности выбранной религии,  само собой разумеется, единственно истинной и правильной.

Говоря "нет" всему сверхъестественному, атеистическое мировоззрение отнюдь не создает пустоту души или какую-либо ущербность в ощущениях.

 Напротив, всё открыто нам.  Более того, такое мироощущение  создает  никем неограниченное пространство свободы. Свободы бытия и ответственности осознанного выбора. Не страх и не преклонение удерживают человека в  нравственном поле, а осознанность действий и понимание, основанное на знании, этике, сложнейшем мире чувств. И потому в этом пространстве ничего из созданного Человеком не может быть утрачено.

Гуманистические устремления людей, непрекращающаяся духовная работа человека над своей душой, все, созданное любовью, независимо от вероисповедания, есть величайшее наследие всего человечества и принадлежит всем.

Начнем с термина "атеизм". Обычное абстрактное понятие. Существует множество его трактовок, находящихся в известном соответствии с личными установками человека, определяющего это понятие.
Между тем, на самом деле, мы имеем дело лишь с названием некоторого явления в сознании человека. И потому всегда существует опасность поставить понятие над явлением, размышляя не о действительности, а о нашем представлении о действительности.

К примеру, такое физическое явление как конденсация. В реальности, в зависимости от параметров окружающей среды (температуры, давления, степени запыленности атмосферы), конденсация приводит к выпадению осадков в виде дождя, снежной крупы, града, снега. Мы не видим сам процесс конденсации, но мы видим реальный результат.
И потому воспринимаем одно и то же явление - конденсацию - как разные процессы.(Разумеется, к процессу конденсации зачастую присоединяется процесс кристаллизации, но начало все же именно в конденсации). Итак, один физический процесс превращен различием условий среды в разные атмосферные явления. 

Если перейти к человеческому сознанию, то для него свойственно такое сложное явление как мировоззрение. В зависимости от различных аспектов, от воспитания до индивидуальных пристрастий, мировоззрение человека формируется и проявляется самым разным образом в его отношении к миру. Иногда настолько разным, что кажется, на нашей планете живет несколько видов инопланетян, причем разумность некоторых  кажется сомнительной.

Но тем не менее, сам человек, независимо от мировоззрения так и остается человеком, с одними и теми же душевными проблемами, одними и теми же законами психической деятельности, не говоря уже о физиологии, вообще сходной у всех млекопитающих.

И здесь важнейшим становится не то как сам человек определяет свое мировоззрение, или то, какой ярлык навешивают на него другие, а то, как он ведет себя, какие поступки совершает. Если его действия направлены против живого мира, то все слова о вере или атеизме останутся  декларацией.

Здесь так и хочется вспомнить Герцена с его желчной характеристикой атеистов. Но всему свое время.

Соотнесем  понятие мировоззрения с философией. Подобно тому, как основной вопрос философии связан с позициями материализма и идеализма, так и основные типы мировоззрения - атеистическое и религиозное - связаны с ответом на этот вопрос.

Естественно, что возможны любые сочетания идеализма-материализма и атеизма-религиозности. Как в ходе эволюции появлялись травоядные с когтями и копытные плотоядные, http://evolution.powernet.ru/library/cenozoic_beasts.html
так и в ходе развития человеческого мировоззрения существовали религии материалистического толка и атеизм идеалистического направления.
Но данные виды являлись скорее исключением, своеобразными капризом в развитии взглядов на мир.

Если же иметь в виду преобладающее современное направление, то следует говорить именно об атеистическом мировоззрении материалистического толка и религиозном мировоззрении идеалистического направления.

Разумеется, поскольку мы все живые люди, то внутри нашего мировоззрения есть черты, присущие иному - противоположного толка - мировоззрению. Что, однако, отнюдь не мешает рассматривать по внутренней тенденции собственно атеистическое и религиозное мировоззрения.

Итак, современное атеистическое мировоззрение основано на диалектическом материализме, и имеет своими главными качествами последовательность, ясность, честность.

Поясним сказанное.

Диалектический материализм и по настоящее время является самой обоснованной философией, имеющей свой всеобщий метод познания мира, причем единственной  философией, дающей единую объективную картину мира.
Можно это признавать, можно не соглашаться.
Но наука основана на диалектическом материализме по той простой причине, что лучшего метода познания нет.

Последовательность атеистического мировоззрения заключается в том, что оно существует вполне самостоятельно, имеет свою развитую систему ценностей и взглядов, вытекает из материализма, как философской основы, соотносится с гуманизмом и альтруизмом, и научными принципами познания мира.

Ясность атеистического мировоззрения связана прежде всего с простотой основных положений, которые отнюдь не являются примитивными.
Мир и сознание, как отражение его.
Ничего, на чем можно было бы спекулировать.
И при этом вся неисчерпаемость материи, все бесконечное многообразие человеческого мира.

Честность атеистического мировоззрения заключается не только  в отсутствии причин для лжи, но и в том, что поиск  объективной истины есть суть этого мировоззрения.

Если бы религия так не навязывала свои взгляды, то атеизм все в большей степени приобретал бы черты игтеизма,  т.е.  такого типа  мировоззрения, которое просто не знает и по большей части бессознательно игнорирует религиозные идеи.

Но агрессивное навязывание религии, как единственного морального института, превращается в  реально значимую общественную проблему - любой монополизм, особенно в вопросах нравственности ведет к духовному вырождению - а это значит, что атеизм, как активное мировоззрение, меняющее мир, не может оставаться в стороне.

И здесь на первое место выходит то, чем собственно сильно атеистическое мировоззрение - это критическое мышление, умение осуществлять нравственный или иной, практический, деловой выбор, умение реализовывать свой человеческий потенциал: свободу, ответственность, личную самостоятельность, профессионализм, вне зависимости от какой-либо - религиозной, политической, идеологической конъюнктуры. 

Цель атеизма - быть взрослым человеком, ответственным перед своей совестью,  близкими людьми, своим народом и всеми народами...
Круги расходятся и вот уже Природа, вся Земля и пространство  Космоса, уходящее в бесконечность, открываются перед человеком ясного разума и горячего сердца...

 


Рецензии
Любая вера занимается вопросами добра и зла, а так же как достичь этого добра и как избежать зла. Атеист - человек, который, изучив все верования, а их тысячи, это не только христианство, ислам, иудаизм и буддизм, но еще и великое множество языческих религий, понял, что не одно из уже известных понятий о добре и зле ему не подходит. И он изобрел свое понятие о добре и зле. По сути, он изобретает свою новую веру - новую религию. Но сам того не понимая он сам становится богом своей веры, потому, что именно ему известно, что является добром, а что злом, где истина, а где глупость.

Александр Туранский   19.12.2021 08:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.