Я родом из детства. Альбом ко дню рождения

                - 1 -
       ...1961 год, середина декабря. Бегу в школу, начало занятий в восемь утра.
        На улице сильный туман, под ногами каша из снега и грязи. Тротуаров на нашей улице нет, только кое-где хозяева домов замостили что-то им подобное  битым кирпичом или засыпали печным шлаком- «жужжалкой».

       Старательно обхожу и перепрыгиваю лужи, пытаюсь как можно  меньше испачкать грязью свои начищенные до блеска кирзовые сапоги, в которых мне предстоит проходить до весны: иной обуви на осенне-зимний сезон мне не покупали.
       Завидую тем своим друзьям, у которых есть сапоги резиновые: влез в лужу, побултыхал в ней ногами, и сапоги чистые. А кирзачи нужно сначала очистить палкой от грязи,затем вымыть их веником или тряпкой, иначе бдительные дежурные-старшеклассники не пустят в школу.

      ...Я учусь уже в четвертом классе. Учусь хорошо и ответственно- «круглый отличник», чему очень рады мои родители и бабушка. Все последние дни в семье обсуждается тема подготовки ко дню рождения моей сестрички Жени, которой  через три дня исполнится целых ... восемнадцать лет!

      Женя- уже студентка Горловского ИнЯза, поступила в этом году.  В свой день рождения должна приехать домой, и мы с бабушкой часто обсуждаем тему подарка.
     Вся проблема в том, что наша семья живет если не бедно, то очень скромно, и каждая копейка  на счету.  Но у меня уже есть примерно один рубль, сэкономленный на  школьных завтраках. Как мне удалось это сделать?

      А вот как: в нашей школе нет столовой, но работает буфет, в котором продаются пончики по цене 3 коп., и пирожки с повидлом – по 5 копеек. Продают, конечно, и котлеты по 7 копеек, и вкусные песочные кольца по 9 копеек. Можно купить стакан молока и колбасы, но мне по карману только пончики или пирожки, так как родители дают мне не больше 15 копеек. А если дома нет денег, то на завтрак мне обычно дают два куска хлеба, смазанные каким-либо вареньем. Обычно это варенье из винограда:  оно жидкое и впитывается в хлеб, но зато не испачкаешься.

      В буфете обычно покупаю два пирожка, а пять копеек трачу на маленький стаканчик семечек, которые покупаю у бабки на автобусной остановке, и грызу  их, перебивая чувство голода, по возвращении из школы. Правда, иногда приходится покупать на три копейки неполный стаканчик, но бабка и этим деньгам рада.

      Но последние две-три недели обхожусь без семечек- коплю деньги на подарок сестре,который уже присмотрел в нашем Раймаге: там продают маленькие флакончики пробных духов, копеек по 60-70. Если ещё купить поздравительную открытку и искусственный цветок, то в один рубль должен уложиться.

      Старательно обходя очередную лужу, обратил внимание на какую-то бумажку зеленого цвета, лежащую прямо на моем пути. Наклонился, поднял  и ахнул – в моих руках была «трешка», целых три рубля! Для меня это была огромная сумма!
 
      Купюра была немножко мокрой, но чистой.  Моей  радости не было предела, и весь день у меня было приподнятое настроение: теперь у меня было аж четыре рубля и можно было купить сестричке более ценный подарок!

     Домой из школы я не пришел, а прилетел.
   - Ба!-  радостно заорал я, вламываясь в дом, -  сегодня я ТРИ  рубля нашел! Теперь есть деньги на подарок Жене!
    И рассказал в подробностях о своей находке.

    Но бабушка неожиданно остудила мой пыл:
     - Внучик, а можэ у того, хто iх потеряв, зовсiм грошей нэ залишилось?

    Мне стало стыдно: в самом деле, чему же я  так радуюсь? Может быть у того, кто потерял эту «трешку», в кармане не осталось ни копейки! Как же я об этом не подумал? Чувство радости от находки сменилось чувством вины.

    ... Вечером я рассказал родителям о своей находке и разрыдался: уже не рад был этим трем рублям. Мне было жаль человека,потерявшего их.

     Мама успокоила меня:
     - Не расстраивайся, сынок... Не твоя вина в том, что ты нашел эти деньги. Если бы не ты, так кто-то другой их подобрал бы... Тебе сегодня повезло, а кому-то нет...


                - 2 -
      ...Перед днем рождения сестрички Жени мы с бабушкой сходили в Раймаг и купили красивый, большой,коричневого цвета альбом для фотографий. На обороте твердой обложки я вывел каллиграфическим почерком поздравительную надпись: « Дорогая Женя! Поздравляю...»

      В последствии в этом альбоме хранились все наши семейные фотографии. Последний раз я держал в руках его в далеком 91-м году, когда мы с Женей продавали родительский дом. Открыв , сразу же уперся взглядом в надпись и мысленно похвалил себя: красиво написал, как по прописям 1-2 классов!


     ... Уже более десяти лет нет на свете моей сестры. Нет и её мужа, а все их имущество пошло прахом. По-видимому , такая же участь постигла и альбом с фотографиями. Но каждый год, в день рождения Жени, я вспоминаю эту историю и пересказываю её своим родным.
   
      ...В своей жизни я иногда находил деньги: рубль, пятерку, десятку. Приходилось и самому терять деньги. Как-то даже нашел утерянный кем-то небольшой потертый кошелек с двумя смятыми рублями и мелочью, принадлежавший явно пожилому и небогатому человеку.  Но при этом всегда испытывал чувство вины перед разиней и вспоминал слова бабушки.
 
        Да, наша жизнь такая: кто-то теряет, а кто-то находит... Се ля ви!
   
    Виталий Алексеев,16 декабря 2013г.


Рецензии
Виталий, пончики и пирожки помню, а ещё в буфете продавались язычки, вроде, по 7 копеек, - очень их любил!
Однажды накопил целых 8 рублей и купил маме духи на 8 марта, в зелёном флаконе, с запахом розового масла. Мама так была тронута - что только молча улыбалась. (Мы с ребятами заработали денежки в пятом классе, сдавая металл, бумагу и кости в "Утильсырьё" - так и миниатюра называется).
И фотоальбом был - голубой. А весной, классе в 6-ом, нашёл 25+10 руб., застывшие в лёд. Так и оттаивал их, отогревая дыханием замороженные руки.
Очень интересные воспоминания Ваши!
С наступающими зимними праздниками!

Девяткин Вячеслав Георгиевич   16.12.2013 20:29     Заявить о нарушении
Вячеслав, язычки в нашей школе появились гораздо позже, и я тоже их очень любил.Было у нас и много оружия, личный мой арсенал: два автомата ППШ без дисков и прикладов, целая немецкая каска и наша, пробитая осколком, штык от трехлинейки.На чердаке Дома юных техников нашли немецкий пулемет(в смазке!)-кто его там схоронил неизвестно. Но раньше в здании была церковь. Спасибо за пожелания и поздравления! Взаимно!

Виталий Алексеев   17.12.2013 14:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.