Рахов - этимология

«и нарек ему имя: Реховоф (РХОВот), ибо,
сказал он, теперь Господь дал нам пространное
место, и мы размножимся на земле»
Бытие 26:22


Рахов (укр. Рахів), город на Украине, административный центр Раховского района Закарпатской области, расположен в узкой КОТЛОВИНЕ между горами, по карте примерно 1,5х4 км, на обоих берегах реки Тиса; на горной Тисе таких котловин немного, в них обычно находятся населенные пункты.
Река Тиса (см. ст. Тиса) - образуется при слиянии Белой и Черной Тисы в 4 км к северу от РАХОВА, в верховьях речная долина УЗКАЯ, при СЛИЯНИИ рек  долина значительно РАСШИРЯЕТСЯ, сохраняя горный характер; падение русла здесь не менее 4,5 м / км, скорость течения - 3 м/с. Режим уровней воды в карпатских реках непредсказуем, интенсивное таяние большой массы снега или дожди (1300-1500 мм) вызывают  бурные разливы рек, повышение уровня воды в реках очень быстро (узкие долины) приобретает характер стихийного бедствия; в среднем за год наблюдается 25-35 пиков поднятия уровня воды, большинство в весенне-летнее время, паводки длятся 5-30 дней.

1) Существующая этимология
а) Общие официальные сведения
Первое упоминание о Рахове относится к 1447 г. (источник не указан, найти не удалось), по легенде, название его связывают с движением опришков (с 1498 г., повстанцы), которые собирались здесь и считали (рахували) отобранное у богачей имущество. Другая версия - купцы на пути из Трансильвании и Венгрии в Галичину считали в городе (укр. "рахували") свои прибыли.
Народная этимология - жители этого края ходили пешком от села к селу и, чтобы знать расстояние между ними, шагами отсчитывали дорогу (рух – движение), некоторые авторы считают, что название города произошло от собственного имени Рах или Рахо (помещик).

б) Торговый путь
Википедия
«Яблунецкий (Яблуницкий) перевал (прим. автора, выход на Рахов, ивр. ЯБ=ЙИБУ - импорт) — перевал в Восточных Карпатах, соединяющий долины рек Прут и Чёрная Тиса. Седловина в сужении Яблоницкого хребта достигает 921 м высоты над уровнем моря…  Через Яблунецкий перевал в XIII веке проходили в юго-западную Европу монголо-татарские войска. Это один из перевалов, составлявший важный путь между Галицким княжеством и Венгрией, а позднее между Польшей и Трансильванией» (территория именовалась - Угорская Русь).

в) Обобщение и выводы
Найти топоним Рахов в средневековых письменных источниках и на ранних картах не удалось, история умалчивает о периоде основания этого поселения, считают, что первыми поселенцами Рахова были крестьяне из Закарпатья и Галичины, бежавшие в горы от гнета феодалов. Население занималось овцеводством, а также рыболовством, охотой и пчеловодством;  леса были богаты пушным зверем, а Тиса изобиловала форелью; развивалась торговля, жители ежегодно осенью ездили в торговые центры Валахии и Болгарии, где продавали свои товары и закупали все необходимое.
Вывод
Так как, город Рахов «завязан» на торговый путь, то и смысл имени целесообразно искать в библейской терминологии, евреи – признанное торговое сословие. Первые документальные сведения о евреях в Закарпатье относят:  Ужгород - 1572 г.,  Львов - 1352 г., Надворная в XVI в., Коломыя - 1569 (евреи получили торговые права), Мукачево ок. 1650, Черновцы – 1408; все указанные поселения расположены  на торговых путях.

2) Терминология иврита и библейские образы
а) Терминология
Итак, история нам ничего не сообщает о раннем периоде города Рахов, остаётся обратиться к языку Бога – ивриту и к топографии территории, поищем ВЫДАЮЩИЙСЯ местный географический объект. В общем однообразном рельефе бассейна реки Тиса (долина реки в виде ущелья и горы), на данной местности выдающимся ориентиром является - КОТЛОВИНА, т.е. широкое место, пространство свободное от гор, пригодное для проживания большой массы людей.

Согласно сюжету Библии (Бытие 26:22) Исаак расположился в долине Герарской и выкопал несколько колодцев, однако местные герарские пастухи заявили претензии на колодцы; Герар, древний город, в Быт. 10:19 о нем упоминается, как о хананейском пограничном городе, столице филистимского царя Авимелеха (Быт. 20:1; 26:1,6). Бог освобождает Исаака от врагов, и он называет вновь выкопанный колодец  РЕХОВОТ - пространные места; т.е. свободное пространство, без притязаний кого-либо.
Бытие 26:22: «И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф (РЕХОВОТ, в оригинальном тексте - свободное пространство), ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле».

Термин иврита РЕХОВОТ (широкое место) является производным словом от корня РАХАВ широкий, обширный, ширина, свободное пространство, расширяться, широко открываться, пространный; расширять, делать широким или пространным.

РАХОВ =  ивр. РАХАВ обширный, широкий, свободный, свободное пространство; РЕХОВ (РХОВ)  площадь, улица.

Таким образом, топоним РАХОВ содержит смысл свободного пространства (никем не занятого) – географически (место свободное от гор) и вероятно в общественно-политическом смысле, независимая от феодальных владельцев территория; своего рода сухопутный «порто-франко» - место с правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров.

б) Образы Библии
Библейская топография, города с корнем иврита РАХАВ

Библейский словарь В. П. Вихлянцева
Беф-Рехов: (дом простора) (Суд 18.28, 2Ц 10.6) -- местность или город в Сирии в районе истока Иордана и города Дана (в Чис 13.22, 2Ц 10.8 назван Рехов).
Бытие 10:11. Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, РЕХОВОФИР (Реховот, пригород Ниневии), Калах.

Личное имя РЕХОВ
Неемия 9:38: «По всему этому мы даем твердое обязательство и подписываем, и на подписи печать князей наших, левитов наших и священников наших». Далее идут имена деятелей подписавших документ (подтверждение Завета с Богом): Неемия 10:11: «Миха, РЕХОВ, Хашавия». 

Образы свободного места, площади в Библии

а) Иов 30:14: «Они пришли ко мне, как сквозь широкий (РАХАВ) пролом; с шумом бросились на меня».

б) 2-я Паралипоменон 3:3: «И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина (РОХАВ) двадцать локтей)».

в) Иезекииль 48:13: «И левиты получат также у священнического предела двадцать пять тысяч в длину и десять тысяч тростей в ширину (РАХАВ); вся длина двадцать пять тысяч, а ширина десять тысяч тростей».

г) Иов 36:16: «И тебя вывел бы Он из тесноты на простор (РАХАВ, простор, широта), где нет стеснения».

д) 2-я Паралипоменон 32:6: «И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь (открытое пространство, место, РХОВ) у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал».

е) Есфирь 4:6: «И пошел Гафах к Мардохею на городскую площадь (РХОВ), которая пред царскими воротами».

ж) Неемия 8:1: «Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь (РХОВ), которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю».

Таким образом, КОТЛОВИНА, где находится город Рахов, изначально осмысливалась в ТЕРМИНАХ и ОБРАЗАХ БИБЛИИ, как свободная для поселения, никем не занятое пространство и территория торговой деятельности, никто не контролировал деятельность живших здесь людей (труднодоступна) или контролировал формально.

Мы можем сделать вывод, о том, что первые поселенцы города Рахов, его отцы-основатели, были иудеохристианами и свободными людьми (торговцами) или людьми искавшие СВОБОДУ; скорее всего город (опорный пункт на торговом пути) был создан в отдаленной и труднодоступной местности в интересах региональной торговли и имел торговые привилегии.


Рецензии