Ясаев М. Д. Родной аул. Глава VII

 http://www.proza.ru/2013/12/09/1033            

                VII

  Прошло полгода. Все это время за Лох-Беташем охотились: устраивали засады, трижды нападали. Приходилось  ночевать и в лесу, и на равнине. Уставший,  голодный он изредка заходил в село, словно дикарь, пытающийся спасти свою душу
  Несчастная Секимат, вырастившая единственного сына, страдала.  Марижа винила себя, что  создала брату проблемы, а молодая невестка страдала из-за опасностей, которые подстерегали  мужа. Не получалось  у них жить спокойно в собственном  доме. Постоянная тревога не давала почувствовать вкус хлеба. В течение этих  шести месяцев Секимат трижды собирала уважаемых в селе людей, и они отправлялись на переговоры с   Джанхотом с просьбой не преследовать Лох-Беташа. Но он отказывал, продолжая стоять на своем.
          В один из вечеров в семье Секимат зашел разговор  с дочерью и невесткой о сложившейся ситуации.
- Как  же я радовалась в ту ночь, когда привезли Серижу. Думала, что будете  счастливы.  Но слишком  короткой оказалась моя надежда. Глазом моргнуть не успела, как опять поселились в нашем доме тревоги и печали.
- Разве искали мы беду на свою голову? -  поддержала разговор Марижа. – В чем наша вина?  Остается,  надеется на лучшее.  Мама, не терзай себя. 
- Может,  еще раз стариков собрать и отправить к ним на примирение, мама? -  спросила невестка.
-  За эти полгода трижды собирались, Захотят ли они еще раз зря к ним обращаться?
         На минуту невестка задержала свой взгляд на свекрови, а  потом ответила,  словно издалека.
 - Разочаровавшись,  вряд ли стоит останавливаться на этом. Как долго он сможет скрываться? В одном селе  две ночи подряд провести не может. В  любом селе его настигают. Господи,  что-то же надо предпринять!
  - Не знаю, Серижа. Может, это божья кара. Я бы остаток своих дней, всю свою душу отдала  за  безопасность,  чтобы ты и Лох-Беташ жили счастливо. Если бы существовал такой адат, что женщина несет ответственность  в разрешении  кровной мести, не задумываясь, отдала бы свою жизнь.  Не сплю ночи напролет. Снятся мне дальние дороги.  Ты права. Надо что-то предпринять.
  О каких дальних дорогах  она говорит, Секимат не стала раскрываться до конца.
           Пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, делясь наболевшим, несчастные женщины засиделись допоздна.
      Ночь настолько темная, что не видно ни зги. Сельчане спят сладким сном. Не слышно даже лая собак. Далеко за полночь на пороге дома появились  Маса и Гюльджан.  Их тепло встретили обрадовавшиеся родственницы.
Как только  накрыли стол, Секимат попросила дочь и невестку удалиться в другую комнату, пока она поговорит с  дядей.
- Виновата, дядя, что пригласила вас в такой поздний час,-начала Секимат.- Я хотела поделиться  с вами самым сокровенным. Простите меня, что доставила вам хлопоты.
- На то я и дядя, чтобы ты обращалась в  тяжелый час. И в этом нет ничего дурного. Я готов выслушать тебя, - ответил Маса.
- Все, что на сердце, изложить вряд ли смогу. Мне бы и всей жизни не хватило.  Короче говоря, главная причина того, что я вас позвала, заключается в том, что сыну моему  опасно оставаться  в наших краях
- К сожалению, это так, - подтвердил Маса.
- Ночи напролет думаю, ищу разные пути выхода из создавшейся ситуации. Разные мысли одолевают меня.  А что если отправить его туда, где ты провел годы ссылки? Что, если отправить его в далекий край, где живут родители Гюльджан? Может поговорить с сыном и невесткой и отправить их туда?  Интересно как там? Приютили бы их там наши родственники? В Чечне, по всей видимости, не будет им покоя. Вы рассказывали, что Киргизия  далеко отсюда.  Может там они смогли бы пожить спокойно?
    Эта мысль зародилась у Секимат из-за желания спасти сына. В той далекой чужой стороне, слышала она, что земель много. Богата та сторона живностью. Живут там близкие родственники Гюльджан. Не успела Секимат договорить, как Гюльджан схватила ее ладони и прижала к своим щекам.
- Ой, ты же права. Почему нам раньше это в голову не пришло? Там будет безопасно для них  до самого Судного дня. Не каждая птица долетит    до моего родительского дом.
 - Ты права, Секимат.  Я тоже об этом думал, но боялся что тяжело тебе придется без сына. К тому же, Гюльджан уже давно собирается навестить своих родственников. Одну ее отпускать я не решался. А теперь с ней будет Лох-Беташ.  В дороге будут опорой и поддержкой, - поднеся палец к губам, как можно тише говорил Маса. – Никто не должен знать, что они отправляются в дорогу. Не забывайте, что наша сноха Румани - дочь Ашу, которая является сестрой Джанхота. Дочь может сказать об этом матери, а та – брату.
   Осталось получить согласие Серижи, чтобы тайно отправиться в дальние края.  А в оправдание внезапной поездки Гюльджан решили,  пустить слух, даже в собственной семье, что  она серьезно заболела и едет в Грузию к лекарям.
  Секимат от все души благодарила родственников за то, что они стали настоящей опорой  в тяжелые  для нее и детей дни.
- Теперь я немного спокойна. Как только узнаю где сын, поделюсь планами с ним и снохой и определюсь с днем.
- Он у меня. И мы привели его с собой. Он тут, - едва слышно сказал Маса.
- Ой! Как это? Это же опасно! И вы не побоялись? Вы пришли туда, где Джанхот охотится на него, -  не на шутку разволновалась Секимат.
-  Сегодня через сноху они пытались узнать, у нас если Лох-Беташ,  - начал оправдываться Маса. – Поэтому, уходя из дома, я не решился оставить его там. Вот и взял с собой. Отсюда им надо уходить как можно скорее.
Боязнь за жизнь сына сковала Секимат.
-  Тебе лучше знать, дядя. Кажется,  что я скоро совсем с ума сойду.

  Маса хорошо понимал племянницу. Он сам переживал не меньше нее, воспринимая проблемы Секимат, как свои личные. Знал, что она ни в чем не виновата, да и сельчане ни в чем не винили их. Отбросив все свои дела, он и людей к Джанхоту отправлял, стараясь вызволить Лох-Беташа из беды. Но все его старания оставались безрезультатными. Поэтому и оберегал Лох-Беташа, пытаясь найти любой ценой мирный выход из создавшейся   ситуации.
Дальновидная Гюльджан  высказала свое видение.
   - Раньше чем  поделитесь своими планами с Серижей,  узнайте, что она думает об этом.
- Как только поговорите с ней, я пришлю сюда Лох-Беташа, а сам буду на чеку. Как только поговорите с ней, потушите свет, чтобы я знал, когда его впустить, - сказал Маса,  набрасывая двустволку на плечо. 
Как только Маса вышел, Секимат шепотом позвала сноху и дочь. Усадив сноху рядом,  она начала откровенный разговор.
- Серижа, по причинам известным тебе, наша жизнь усложнилась. Вся моя дальнейшая цель - улучшить твою жизнь и сделать ее счастливой. Когда завязывались узы нашего родства, мы не знали, какие тяготы нас поджидают. Ты не успела снять фату, как беда свалилась на наши головы. Теперь, я – твоя мать и моя обязанность – устроить твою жизнь. Скажи мне, доченька, каким ты видишь свое будущее?
- Мама, что-то не так? Я сделала свой выбор и ничего не намерена менять, - сказала Серижа, обнимая свекровь.
- Хорошо, родная. Тогда, не колеблясь, ты должна покинуть это село, распрощаться с прошлым, потерять связь с родственниками, подругами. Сможет твое сердце выдержать такое наказание? Возможно, что и навсегда. У тебя есть время подумать… до утра.
  Серижа прекрасна понимала,  о чем ее просят. Когда она встречалась с Лох-Беташем, он спрашивал ее, сможет ли она перенести вместе с ним его бедность, на что отвечала, что согласна на голых камнях, лишь бы с ним. В этом была сила ее большой любви. Чтобы не потерять любимого, она готова расстаться с кем  угодно, потерять что есть. Честно сказать, близких родственников, чтобы переживать из-за разлуки  ними, у нее нет. Она не успела познать радость любви к матери, так как та умерла давно. Девочка росла с мачехой. Пока был жив отец, она чувствовала его искреннюю любовь к себе. К несчастью, и тот прожил недолго.
- Мама, зачем откладывать ответ до утра? Все, что случилось, никак не поменяет мои намерения. У меня нет матери, чтобы она плакала по мне. Нет отца, чтобы я скучала по нему. А мачеха не привыкла переживать за меня. Сию же минуту я готова попрощаться с ней.
     Секимат убедилась, что  на жизненном пути ее сына появился  надежный друг в жизни в лице невестки. Свекровь поблагодарила ее  и узел жизни закрепила теплыми словами
- Спасибо тебе, дорогая сноха, - сказала она. – Я верю в твои чистые помыслы. Ты правильно понимаешь и осознаешь трудности, в паутине которых  мы оказались.  К сожалению, белый наряд невесты приходится сменить черным,  а светлые мысли о счастливом будущем приходится подчинять  горькой действительности.
          Поговорив со снохой, Серижа взяла часть ужина для Марижи и зашла к ней.
 - Вчера Джанхот прислал человека, - начала он свой разговор с дочерью. Он передал, что они не мстят и не объявляют кровную месть женщинам. Тем не менее, не хотят видеть тебя. Просят, чтобы ты покинула село. Дочь, мы вынуждены исполнить их желание. Теперь тебе придется перебраться в Малые Атаги к сестре своего отца. С утра пораньше.  Знай, что ты не можешь появляться на вечеринках, свадебных гуляньях, как бы долго все это не затянулось. Ты не можешь снять черное убранство, пока Лох-Беташ не будет прощен.
            Марижа сама прекрасно все это понимала. С тех пор как собственными руками принесла в дом эту беду,  она забыла о светлых девичьих мечтах, которых таились в ее девичьем сердце. И они не вернутся, пока брат не освободится от ярма кровной мести.
  Рассветало. Уже во второй раз подал голос петух, когда  Секимат закончила беседу со снохой и дочерью. Она попросила их плотно завесить окна. Сама же затянула фитиль лампы настолько, что едва что-то видно. Вскоре  с ружьем в руках вошел. Обняв мать и сестру, он присел на низенький табурет. Не распоясался, не разулся. Внешне походил на уставшего путника, который зашел в незваный час  под предлогом сделать глоток воды.
           Стесняясь матери и сестры, Серижа  исподтишка с болью в сердце  наблюдала за Лох-Беташем, стоя у входной двери, будто  боялась, что он уйдет. Его вид гостя издалека делал больно  сердцу матери. Со слезами на глазах она обратилась  к сыну.
- В самый неподходящий момент ты лишился отца, сынок. Сколько стоило трудов вырастить тебя, знаю лишь я одна.  Ты никогда не грубил мне, не перечил, не расстраивал. В этом мире нет никого, кто бы смог успокоить и понять меня. Ты знаешь, что мне будет очень плохо без тебя.  Я делала все, что в моих силах. чтобы мир стал твоим. Я искала милости и снисхождения, прощения.  Трижды посылала уважаемых людей к Джанхоту. Но, видимо, их сердца черствы. И они не готовы простить. В наших краях тебе грозит опасность. И мы вынуждены искать место, где ты будешь свободен от преследования,  и тебе не будет грозить опасность. Тебе придется покинуть родные места.
         Лох-Беташ удивленно посмотрел на мать.  По выражению его лица можно было понять, что он удручен чем-то. Он сидел, сжимая голову руками, будто пытался выдавить из нее тайны мыслей о будущем. Все, молча, наблюдали за ним, ожидая ответа. Наконец он обратился к матери.
- Моя бедная мама! Уйдя отсюда, я должен буду расстаться с тобой. Легче погибнуть от пули врага, чем разлучиться с тобой,почему так дорого я должен заплатить за покой? С кем я должен оставить тебя? Что будет с Марижей, если я убегу, спасая свою жизнь?
- Пока ты жив,сын,  в этом мире нам не будет казаться, что мы осиротели. Но, если твое сердце перестанет биться, мы действительно  станем сиротами.
- Нас настигли тяжелые времена. Наши адаты суровы. Поэтому ты не можешь  отказать матери в исполнении ее желания, Лох-Беташ, как бы тяжело тебе не пришлось, - сказала Марижа.
         Все это время Гюльджан сидела тихо, не вмешиваясь в разговор по душам. Но тут встала, подошла к  Лох-Беташу, и лаская, будто ребенка, обратилась к нему.
- Та опасность, которая преследует тебя в этом краю, отступит и тебе станет легче жить на новом месте. Со временем озлобленность семьи Джанхота уменьшится. Их сердца станут мягче, человечнее. Тогда вы сможете вернуться домой.
        Лох-Беташ сжал руку Гюльджан, которую она положила ему на плечо. 
- Бросить мать, которая пыталась поставить меня на ноги, оставить сестру, у которой в этом мире нет никого кроме меня в случае чего, чтобы они со слезами на глазах смотрели мне вослед,  Гюльджан,  когда я покидаю родимый край,  пытаясь спасти свою душу, выше моих сил.
  Подойдя к сыну, мать присела на  высохших коленях, и, обнимая его, заговорила. На этот раз она  требовала,  а не просила.
- Ты должен выполнить мое желание. Покинь родину. Все в руках Всевышнего. В надежде на добро, в разлуке, поживем какое-то время. Враги очень злы, не находят себе место. Поэтому надо спешить. Я все приготовила. Вам придется сегодня же отправиться в путь.
  Нелегко  Лох-Беташу справиться  со своими мыслями. Казалось, что боль сердца разрывает его физическое тело.
- Просыпалась  в полночь, не ела сама, берегла для меня, надеясь, что я стану защитником и опорой. С трудом вырастила меня. Лишиться тебя и Марижи, родного аула  и родины  – значит отдать душу, выкинуть ее из тела. Мне очень трудно это сделать. Но и ослушаться тебя не могу.   Я вынужден покинуть этот край, чтобы не делать больно тебе. Кто знает, каковы дороги судьбы. Моя несчастная мама…
       Голос Лох-Беташа задрожал, а на глазах Серижи и Марижи появились слезы.
- Я простила тебя, сиротинушка моя. Пусть и Всевышний простит тебя, как и я, - закончила мать словами, которые не смог выговорить сын. И теплыми руками вытерла свои и его слезы.
- Марижа, говоря, что у тебя есть родной брат, в тебе теплилась уверенность. Ты кичилась этим в среде ровесников.  С этого момента тебе придется  прятать голову в плечах, и ходить, опустив взгляд.  Прости, что оставляю тебя. Вынуждено покидаю село, мать, тебя.
 - Это ты прости, что  сделала твою жизнь несчастной, из-за того, что своими руками  натворила. Лишь ты был жив в любом конце земного шар,  и я не буду считать себя сиротой. Счастливого пути вам. Пусть счастье и удача сопутствуют вам в новом краю. Рассказывая о себе, присылай письма по мере возможности. Живите там в ладу.  Пусть простит тебя Всевышний, создавший нас,  как это делаю я, -  ласкала сестра  сердце брата.

  Тяжел час разлуки.  Прощаясь с сестрой и матерью, Лох-Беташ обняв их, сидел молча, набираясь в дороги от них тепла. Кто знает, о чем думал каждый их них….
         Когда Маса  тихо открыл дверь, они встали, будто очнулись ото сна. Он прикрыл за собой дверь  и обратился к ним.
- Вот-вот рассвет. Опасно нам задерживаться. Пока темно, надо перейти Аргун и успеть добраться до лесного массива у Булкха. Как только рассветет, я вернусь домой, сообщу, своим, что  надо отвезти Гюльджан в Грузию к лекарям, чтобы не переживали. Поторапливайтесь. Времени у нас в обрез.
   Секимат крутилась как белка в колесе. У нее были кое-какие сбережения,  и Маса дал, продав скот, когда они пытались утрясти все с семьей Джаонхота. Отдав деньги сыну, она быстро приготовила узелок в дорогу.
         Путники отправились в темную ночь, оставив с разбитыми сердцами плачущих  Секимат и Марижу.  Проводив их, мать и дочь вернулись в опустевший дом.  Они лежали молча, тесно обнявшись,  пока  яркое солнце не осветило этот мир.
          Маса,  вернулся домой через неделю, проводя родственников через леса и горы, пока они не ушли прилично далеко от родной чеченской земли. Гюльджан сопровождала их до самой  своей родимой стороны, туда, где в дальнем краю Лох-Беташ вынужден искать убежище от смерти вместе со своим надежным другом по жизни  Серижей. 
             Рассказывая интересующимся о причине своего отсутствия, Маса говори, что  отвез Гюльджан в Грузию к лекарям. В своей семье сообщил, что положил ее в лазарет. А когда дети собрались навестить ее, сказал, что только он сам сможет найти дорогу. Ему приходилось на несколько дней уезжать из дома, да так, чтобы никто не знал, куда.

 (Черновой вариант текста, без литературной обработки и вычитки)
http://proza.ru/2012/01/23/1018 

__________________________________________
_________________________________________
От переводчика: Мовла Данкаевич Ясаев (1912 -1986) - член Союза писателей СССР (с 1960 г.), член Союза журналистов СССР (с 1965 г.) Ни одна из его работ, написанных на чеченском языке, ранее не переводилась.
               


Рецензии
От места разочарования надо уйти дальше и не возвращаться...
Мать идёт на всё для спасения жизни сына.
Да если бы это всё смогло помочь? Спасибо! С уважением

Тамара Терёхина   16.12.2013 13:58     Заявить о нарушении
На то она и мать, чтобы взять его ношу на себя. Хорошо, когда дети благодарные. Спасибо, что читали.

Зура Итсмиолорд   16.12.2013 14:29   Заявить о нарушении