Интервью с Э. Шклярским - Пикник - 2013
Десятое, "юбилейное" интервью с Эдмундом Шклярским мы вновь записали перед очередным концертом " Пикника" в КЦ "Губернский" (когда-то бывшем cмоленском "Доме офицеров").
Зная о том, что концертный график декабря этого года у "Пикника" очень напряжённый (седьмой концерт за восемь дней!), приготовился увидеть усталого и немолодого уже человека. Но нет, - Эдмунд Мечиславович был бодр, доброжелателен, много шутил, и наша десятая беседа прошла дольше обычного.
Выступление группы было ещё впереди, но я сразу почувствовал, что тур проходит успешно. Что, собственно, и подтвердил аншлаговый смоленский концерт с бурной реакцией на него зрителей.
С лидером «Пикника» мы знакомы более двадцати лет, и этот факт, наверное, отразился на ходе нашей беседы.
- Эдмунд, группе уже больше тридцати лет, выпущено много альбомов, сыграно тысячи концертов. «Пикник» известен, а аншлаги на концертах говорят о том, что многие финансовые вопросы решены. Мне любопытно – какие у тебя сейчас остались побудительные мотивы для творчества, для такого жесткого концертного графика?
- Знаешь, еще когда я только начинал серьезно относиться к музыке, уже тогда хотелось гастролировать, то есть выступать с концертами в разных городах. Вот за что боролись, то, собственно говоря, и произошло. И до сих пор от этого отказываться желания нет. Хотя не все музыканты в период создания «Пикника» были готовы вести такой образ жизни. Многие учились, где-то работали… Ну а те, кто выбрал гастрольную жизнь, они здесь, перед твоими глазами (улыбается).
- А как же записи альбомов?
- Для меня больше интересны концерты перед зрителями. Не скажу, что получаю какое-то особое удовольствие от записи альбомов. Этот процесс сродни сочинению книг. Он такой же камерный, довольно мучительный и не самый простой.
- То есть тебе намного больше нравится выступать перед зрителями, передавать какие-то эмоции и получать от зала ответ?
- Да. Ты же знаешь, что у нас на каждом концерте есть своя сценическая жизнь – мы пытаемся вводить какие-то персонажи, создавать новые музыкальные инструменты, механические существа, которые на записях никак не видны. Те же «новоегипетские гитары», «аппарат Морзе»…
- «Пикник», наверное, единственная группа на нашей рок-сцене, которая уделяет столь серьезное внимание театрализации, созданию в зале особой атмосферы. Когда впервые зародилась идея театрализации? Может, были какие-то примеры? Например, «Пинк Флойд» также славились зрелищностью своих представлений…
- Какие-то атрибуты у нас на сцене впервые появились, наверное, в 1985 году, когда мы записали альбом «Танец волка» и полностью его играли на концертах. Тогда же появился так называемый «электрический рот» небольшого размера. На заднике висел сделанный из поролона «паук». В песне «Все мы гости в этом мире» появился точильный станок, который издавал определенные звуки. Тогда же были приглашены профессиональные гримеры, которые делали музыкантам грим и начесы на головах. Правда, у меня и у Лёни Кирноса начёсов не было (улыбается).
- А кто помогал тебе в шикарном сценическом оформлении тура «Азбука Морзе»?
- Часть декораций рисовал Лео Хао – известный художник, оформлявший в свое время программу «Декаданс» и альбом «Пикника» «Три судьбы». Но потом он тяжело заболел, и центральный баннер делал уже Виталий Мухаметдзянов. Это довольно известный клипмейкер и режиссер из Уфы. Клип на песню «Не кончается пытка», где вместе с нами играет Вадим Самойлов, делал именно он.
- Подозреваю, что ты тоже принимал активное участие в оформлении сцены…
- Я делал графические рисунки, высказывал какие-то идеи, а Лео и Виталий их, так сказать, материализовали. Причем, довольно быстро и точно.
- А пример других музыкантов никак не вдохновлял?
- Как-то мы увидели на видео концерт Херби Хэнкока, у которого на сцене было много механических существ. Например, у него была такая «фишка» - «танцующие механические брюки». Мы даже хотели сделать что-то подобное, но не получилось. Помню, после тура «Танец волка» у нас на сцене появился «гонг», который впоследствии неоднократно менял свой вид, выполняя визуальную функцию.
- Борис Гребенщиков на своих концертах уделяет внимание запахам, как элементу соответствующей атмосферы. Иногда на сцене перед концертом дымят ароматические палочки…
- Я запаха ароматических палочек не выношу. Хотя мне нравится запах пихты, лаванды… Согласен, запахи важны. К слову сказать, до сих пор помню, как заманчиво пахли первые джинсовые костюмы (улыбается).
- А как диски пахли?! Фарцовщики их часто протирали одеколоном и они становились еще более желанными…
- Так и джинсы на складах, говорят, чем-то специально опрыскивали!
- Давай поговорим на другую тему. Великий математик и философ Блез Паскаль когда-то изобрел для себя специальный пояс с гвоздиками, вбитыми внутрь. Для «защиты» от лести. Если кто-то начинал его хвалить, он прижимал локтями этот пояс, и гвозди впивались в тело, напоминая об опасности. Паскаль считал лесть, похвалу очень опасной для внутреннего мира человека, для его душевного равновесия… Я вчера зашел на твой сайт «Квазимодо» и был поражен большому количеству восторгов в твой адрес. С точки зрения одного человека, это, наверное, нормальное явление – похвалить любимого артиста. Но с точки зрения артиста, музыканта… Каково ему всё это читать? У тебя есть какая-то «защита» от потока интернетовских впечатлений?
- Я понимаю, о чем ты говоришь. У меня есть «защита». Но я хотел бы ограничиться этой фразой, не комментируя ее.
- Еще об Интернете. На Ю-тубе очень много самодеятельных клипов и кинороликов на песни «Пикника». Это не удивительно, потому что в них масса образов. Мне, например, нравится клип на песню «Цветок ненастья» с использованием кадров из фильма «Куклы» японского режиссера Такеши Китано. Его выложила Марина Воронцова - давний поклонник группы. Ты интересуешься подобными работами на Ю-тубе?
- Да, я видел несколько клипов, например, на песни «Кукла с человеческим лицом» и «Здесь живут дома-колодцы». Я воспринимаю их как некие подарки от людей, которые интересуются нашим творчеством.
- А из ваших официальных клипов, того же Мухаметдзянова, ты какие-то работы можешь выделить особо?
- Знаешь, работая с режиссером, мы не ставим ему каких-либо ограничений в творческом плане. Иногда это совпадает с нашим видением песни, иногда – не совпадает. Например, клип «Кукла с человеческим лицом» стал для нас неожиданностью. Но это право режиссера. Удачным мне кажется клип «У шамана три руки». Он достаточно динамичен.
- По числу просмотров на Ю-тубе первая тройка клипов на ваши песни выглядит так:
1. «Египтянин» - более 1 миллиона просмотров.
2. «У шамана три руки» - более 800 тысяч просмотров.
3. «Королевство кривых» - чуть более 800 тысяч просмотров.
Основа клипа – песня. Поэтому можно говорить, что эти три песни на сегодня самые популярные песни группы. Совпадает этот «рейтинг» с реакцией зрителей на концертах?
- Ты знаешь, в этом «рейтинге» есть значительная доля правды (улыбается).
- А какие песни ты добавил бы к этой тройке по результатам этого тура?
- Пожалуй, «Из мышеловки» и новую песню «Азбука Морзе».
- Когда-то ты вспоминал о том, что весь адреналин в рок-музыке закончился для тебя в конце 70-х годов, когда завершили карьеру гранды – «Лед Зеппелин», «Джетро Талл» и другие. Я слушал вашу недавнюю работу «Азбука Морзе» - там то же настроение: «Скоро время назад пойдёт, Элвис новые песни споёт…» Если добавить в этот ряд песню «Декаданс», то совсем грустная картина получается. Ностальгически-упадническая. Это концепция или реакция на сегодняшнюю жизнь?
- Все, что мы делаем, так или иначе, реакция на сегодняшнюю жизнь. Говоря в общем плане, все свои идеи я до сих пор черпаю из себя 15-16-летнего, из тех эмоциональных впечатлений. А остальное – это использование современных технических возможностей. Если есть что-то интересное у каких-то «фирменных» групп – стараемся позаимствовать. Например, в альбоме «Иероглиф» мы максимально использовали возможности модных тогда компьютеров.
- В вашей дискографии, размещенной на сайте, двадцать альбомов…
- Вообще-то, восемнадцать. Наверное, еще два – это сборники…
- То есть, альбомов много. Но если бы кто-то, незнакомый с вашим творчеством, попросил бы назвать три наиболее характерных, «этапных» альбома «Пикника», какие бы ты выделил?
- Если «плясать» от сегодняшнего дня, то «Египтянин», «Королевство кривых», «Мракобесие и джаз».
- Когда-то мне очень понравился твой сольный альбом «Пить электричество». Там особый звук, тексты, атмосфера… Как ты сам его сегодня оцениваешь, и есть ли мысли продолжить в этом направлении?
- Те, кто желает, чтобы мы играли подобную музыку, те желают нашей погибели (улыбается). Вся эта история – на большого любителя. Сразу сужается круг восприятия.
- Я имею в виду то, что в этом альбоме ты все сделал совершенно один. Нет ли мысли сделать еще один сольник?
- Понимаешь, это будет каким-то ответвлением от основного творчества. А любое ответвление всегда путает слушателя. Нам вот предлагают выпустить альбом на польском языке или альбом с инструментальной музыкой… Вот я бы, например, не хотел слушать инструментальную музыку «Лед Зеппелин» или Джимми Хендрикса. Кроме того, у нас и так в каждом альбоме присутствуют инструментальные вещи.
- Ты упомянул о польском языке, на котором хорошо говоришь. Возможно, есть смысл вставить в какой-то альбом песню на этом языке? Было бы любопытно.
- Я ставлю себя на место слушателя. Не люблю, например, слушать «Битлз» на немецком языке. Когда мы ездили на гастроли в ту же Польшу, мы предлагали спеть песни на польском. Нам сказали: «Не надо!» У них есть свои группы. Так же мне не нравится, когда приезжают иностранные группы и поют по-русски. Кстати, ты напомнил, у нас есть две бонусные песни на польском языке: «Настоящие дни» и «Мы как трепетные птицы». Ты, наверное, их не слышал.
- Мы не виделись с тобой несколько лет. Какие события в жизни группы ты бы отметил за прошедшие два года? Концерты, фестивали?
- Знаешь, никакие! Если ты возьмешь историю любой группы, отечественной или зарубежной, то увидишь, что какие-то знаменательные события происходят только в первые три-четыре года. У нас то же самое. Все «устаканилось». Сегодня уже нет разницы, когда ты запишешь альбом – сейчас или через год. А тогда все решали недели и дни. Промедлишь – и можешь всё потерять.
- Но был ведь такой мощный фестиваль, как «Рок над Волгой»?..
- Если бы мне было пятнадцать лет, для меня это было бы запоминающееся событие. Сейчас – это просто большой фестиваль с хорошей организацией. Любые фестивали я воспринимаю, как шаг в сторону. На них может выступить кто угодно. Ты, например, можешь выступить с гитарой. Если выучишь аккорды, и никто тебя не побьет, то тогда все будет нормально (улыбается). Мы как-то выступали на фестивале в Японии и поняли, что на нашем месте мог быть кто угодно. Японцев это бы не удивило и не разочаровало. По-моему, после «Вудстока» ни один рок-фестиваль не открыл новых имен…
- Но, может быть, за последние годы были какие-то новые места, страны, города, которые запомнились?
- Мы много ездили в прошлом году. Первый раз были в Америке, попадая, в основном, в русскоязычную среду. Интересный, кстати, был случай. На один из концертов пришел американец с русской девушкой. И говорит: «Слава Богу, что вы приехали, потому что она таскает меня на ваши концерты во Владивосток!» Хоть кому-то мы пользу принесли (смеется). Не зависимо от страны, реакция на нашу музыку за границей примерно одна и та же. Многие люди там приходят просто «тусоваться». Часто зрители приходят на всех русских, которые туда приезжают, и им все равно, что те играют. Бывают просто «классические» случаи. Человек, который организовывал наш концерт в Сан-Франциско, исчез куда-то вместе с деньгами за билеты. По-русски. Вспомнил, наверное, 90-е годы (улыбается)… Нас это особо не удивило.
- В Израиле такого не было?
- Нет, там была другая история. Мы ехали в Хайфу. На обратном пути русский шофер напился, и в какой-то момент мы поняли, что ехать с ним опасно. Тогда Марат сел за руль. А сложность была еще и в том, что все указатели на дороге написаны на иврите, который мы не знаем. Но как-то доехали. Так что за рубежом есть своя экзотика с русским уклоном.
- Когда-то в нашей стране существовали трудовые династии. Похоже, в «Пикнике» имеется своя музыкальная династия. Я о твоем сыне Стасе, который уже более двух лет играет на клавишах и поет…
- Да, у него уже есть и своя группа. Они записали альбом и собираются его выпускать.
- Под именем «Шклярский»?
- Нет. Под именем «Инкогнито». Так называется его группа.
- Если дело так и дальше пойдет, то со времен отец может оказаться на подпевках, бэк-вокалом? Возможно, сидя на стуле и опираясь на палочку?
- На эту тему я даже как-то видел карикатуру. Один старый хиппарь везет другого на коляске, и они хором распевают что-то типа «Йеллоу сабмарин» (улыбается).
- Дочь Алина тоже как-то участвовала в создании альбомов «Пикника»…
- Да, в последнем альбоме тоже были ее стихи. Она очень самостоятельная и пишет стихи независимо от нашего творчества. Иногда я просматриваю ее талмуды стихов. Их у нее больше в десять раз, чем у меня. Что-то отбираю.
- Недавно Борис Гребенщиков отметил своё 60-летие. Ты ведь тоже когда-то играл в «Аквариуме»?
- Это громко сказано. До игры на концертах дело не дошло. Все ограничилось репетициями. То за городом, то где-то в университете… Потом я поступил в институт и захотелось петь свои песни. Сейчас мы с Борисом почти не пересекаемся.
- Вернемся к «Пикнику». За всю историю в составе группы было более тридцати музыкантов. Некоторых, к сожалению, с нами уже нет. Ты можешь назвать некий «золотой состав» группы. Допустим, из пяти человек?
- Сергей, это провокация. Идеального «Пикника» не существует. Главное для нас – это нормальная обстановка внутри коллектива, включая технический персонал.
- А если не принимать во внимание человеческие качества и рассматривать только сцену? Мне запомнились, например, Юрий Ключанцев на саксафоне, Виктор Евсеев на бас-гитаре… Сегодня прекрасно смотрится Марат Корчемный… Все артистичные и яркие музыканты…
- Тогда нужно включить в этот список Сергея Воронина, Али Бахтиярова, Александра Савельева, Евгения Волощука… Если бы не было того же Волощука, который постоянно теребил всех, в том числе и меня… Он и был в начале пути энергетическим центром «Пикника»…
- Вот мы и перечислили, наверное, тех, кто мог бы войти в «золотой состав» «Пикника». Говоря словами поэта – «были люди в наше время…»
- Почему были? Некоторые до сих пор есть (улыбается).
- Ты, мягко говоря, всегда не скрывал хорошее отношение к «Битлз». Недавно вышел очередной альбом Пола Маккартни под названием «Нью». Ты его слышал?
- Да, я его послушал. Но из всех сольных проектов участников квартета после распада «Битлз» мне наиболее интересен Харрисон. Потом Леннон. И только после них Маккартни. Для меня в этом альбоме слишком много эстрадных ощущений. Когда «Битлз» были вместе и не давали друг другу развернуться, тогда был оптимальный вариант.
- Эдмунд, если позволишь, несколько вопросов в режиме «блиц». Интересны твои короткие ответы на вопросы, которые иногда задаются в средствах массовой информации. Все они не о музыке. Первый вопрос такой – чем для тебя пахнет детство?
- (После паузы) Ранней весной открываешь форточку… И этот запах… Вместе с пылью, почему-то…
- Что значат для тебя понятия «счастье» и «горе»?
- Счастье – это какие-то неосознанные мгновения, не связанные ни с чем. Горе – это потеря близких.
- Есть ли цель, которую ты стремишься воплотить в своей жизни?
- Есть много таких намёток, как в творчестве, так и вне его, которые хотелось бы реализовать.
- Что для тебя значат деньги?
- Деньги – это сопутствующая вещь, которая связана с любимым делом. Деньги не могут стоять на первом плане, иначе это чревато плохими последствиями.
- Что бы ты взял с собой на необитаемый остров?
- Если книгу, то это «Дао и Дэ». Если фильм, то какое-нибудь кино Гайдая.
- Есть ли Бог?
- Странный вопрос. С таким же «успехом» можно спросить: «Есть ли мы?»
- Какие качества ты больше всего ценишь в женщине, а какие в мужчине?
- Для меня ценно то, что они отличаются друг от друга.
- Если я не задам тебе следующий вопрос, меня не поймут многие поклонники «Пикника». Когда же, наконец, выйдет новый альбом, и каким он будет?
- Песни для него уже подбираются. Хотелось бы, чтобы он появился осенью 2014-го. Но названия для него пока нет.
- Спасибо тебе, Эдмунд, и с наступающим Новым годом!
Смоленск, 10.12.13
песня "Азбука Морзе" - http://www.youtube.com/watch?v=2NLkc8FvXsw
Ещё ДЕВЯТЬ интервью с Э.Шклярским - http://www.proza.ru/avtor/tektonika&book=10#10
Другие статьи о музыке - http://www.proza.ru/avtor/tektonika&book=6#6
Свидетельство о публикации №213121600854
А про Монику Левински ещё не нашёл у Вас((
С наступающим Рождеством!!!
Игорь Чемоданов 04.01.2015 15:50 Заявить о нарушении
Вот она,Моника - http://www.proza.ru/2007/03/23-97 )
Сергей Горцев 04.01.2015 15:59 Заявить о нарушении