Уроки театра в школе

В 1995-1996 учебном году я вела «уроки театра» (сдвоенные 40+40 минут) по одному разу в неделю во всех классах лицея, который занимал полэтажа обычной общеобразовательной школы.

 Задачу себе поставила - развить в ребятишках умение рассказывать, слушать, наблюдать.  И дать им элементарные навыки и умения,  необходимые для публичного выступления, особенно,  в коллективных представлениях.

Было  трудно, потому что в лицее в это время проходили обучение (очень дорогое, немногим доступное)  75 учащихся, объединенных по возрасту в первый,  третий, пятый, шестой, два седьмых, восьмой, девятый и одиннадцатый классы.

Уроки были факультативными, так же, как карате или бальные танцы. Невозможно было объединить актеров из разных классов в одном представлении - у каждого класса только свое время занятий.

Поэтому пришлось искать драматургические материалы, которые должны были охватить всех, кто приходит на мои уроки в каждом классе отдельно. Из 75 учеников лицея у меня не занимались лишь 15 девочек (из 8, 6 и 9 классов), которых не удовлетворили первые же предложенные мною роли. Остальным было интересно участвовать в  коллективном творчестве.

На первых занятиях я попросила всех учеников написать, что они любят читать и смотреть, и что хотели бы играть сами. Ответы меня не очень порадовали. Тогда я предложила рассказывать на уроках самые смешные школьные анекдоты  и случаи из жизни. С этого момента на моих уроках  многие ученики стали записывать, все, что происходит, чтобы показывать потом родителям.  А еще начались внезапные посещения руководства. Но, ничего, никаких оргвыводов мне не сделали.

Так набралось несколько сюжетов для маленьких сценок. Еще мы   взяли  для  работы песню Ю.Кима про кита, две песенки из мультфильма «Остров сокровищ», «Балладу о королевском бутерброде», «Багаж» и «Дом, который построил Джек» Маршака.    Каждый класс  делал свое.    А в пятом классе мы даже начали огромный спектакль. Я дописывала  к каждому  следующему уроку новую сценку по сказке братьев Гримм «Золотая Птица». 
               
 Кроме этих обычных занятий, руководством школы была поставлена задача писать сценарии и готовить все общелицейские вечера. Традиции у лицея уже были, до меня там «уроки театра» вел профессиональный режиссер.  Все, что предлагала я, подвергалось строгому обсуждению на учительском совете, куда меня вызывали.  Спорить не решались, а просто в мое отсутствие корежили сделанное, как хотели.

Много навредили родители,  не хотели понять, что отсутствие на уроке, а тем более на общем празднике — смертельный удар по подготовленному номеру, незаслуженное  наказание для всех занятых актеров.

Самое главное, чего мне удалось достичь — собрать группу учащихся для просмотра рок оперы «Иисус Христос Сверхзвезда» в театре имени Моссовета.

Вообще же, опыт «Уроков театра» в лицее дал мне следующие знания о работе со школьниками и о самих школьниках.

1. Ребятишки, даже самые маленькие, очень неплохо разбираются в мотивациях взрослых. Легко делают этюды на абсолютно «взрослые» темы, в то время как привычные для литературы «детские» сюжеты самих детей трогают мало.

2. Почти 90% из всех учеников лицея   ничего в жизни своей не читали, кроме  учебников. Хотя в старших классах знали по три иностранных языка,  многие владели музыкальными инструментами, вся информация о мире черпалась из  видео и аудио продукции.

3. Все дети, начиная с малышей и по 8 класс включительно, обладали неограниченно богатой фантазией. Так что основной моей задачей было направить фонтан энергии в нужное русло, или заткнуть его, дабы преобразовать детскую  импровизацию сначала в цивильлный, а потом и в художественный вид.

4. Наибольшая сложность в работе  со школьниками — объяснить юному актеру, что импровизация, озарение — лишь этап, на основе которого создается сценический образ. Образ, который можно воспроизвести неоднократно, и при этом он не утратит своей новизны и художественной силы.  Образ, в котором хочется жить...

5. Много сил было потрачено на объяснение, что сделать хороший номер или спектакль  можно только при условии работы одной командой. Доказать, что самая талантливая «звезда» может испортить зрительское восприятие целого, если «тянет одеяло на себя».

6. Мне удалось убедить многих талантливых ребят не играть «выигрышные роли», а, наоборот, помочь раскрыться другим (которых считали недотепами и бездарями), дать им возможность проявить свои способности. Потом мы вместе радовались успехам бывших «неудачников».

7. Я поняла, что ребята старших классов более стеснительны и зажаты, чем младшие. Причем настолько, что им уже требуется даже тренинг на воображение.

8. Наилучший контакт у меня получился с учениками 5-6 и 8-9 классов.

9. Еще один грустный вывод (для меня грустный). Мне нельзя одновременно быть режиссером и играть в своей постановке сколько-нибудь  существенную роль. Сидеть внутри образа и бдительно следить режиссерским оком за всем, что творится на сцене и за кулисами я не могу.    Такое удавалось только Чарли Чаплину. И то, я думаю, ему здорово помогали.

Поняла, что уж если очень хочется играть, надо довести номер или спектакль до конца с другим актером. И когда все будет готово, тихонько войти дублером того, основного исполнителя, с кем работала как режиссер-постановщик.
 


Рецензии