Каменный пароход и розовые огурцы

Тамара Пакулова.

Каменный пароход и розовые огурцы
               


Перед поступлением Назара в первый класс состоялся семейный совет.
Это случилось в начале лета.
Маме и дяде Володе хотелось, чтобы Назар учился в престижной городской школе, в центре, но это было далеко от дома, совсем в другом районе, от этого варианта отказались.
Папе хотелось, чтобы сын учился в техническом лицее, где с первого класса изучали два языка, математику, а в дальнейшем было обеспечено поступление в любой технический вуз.
А бабушка сказала, что мальчика надо отдать в обычную школу, рядом с домом, лишь бы учительница добрая попалась.
Споры были бурные. Назару стало скучно и почему-то страшно.
Он так мечтал о школе. Ему казалось, что в школе каждый день будут читать любимые сказки, разрешат бегать и играть в мяч в большом спортзале - там он бывал на ёлке -  и расскажут всё о звёздах.
К концу лета судьба будущего ученика была решена -  Назар пойдёт учиться в лицей.
В середине августа, надев новую рубашку и джинсы, Назар поехал с мамой поступать в лицей.
До этого Назар выучил несколько стихотворений, подучился читать, считать до ста и обратно, складывал в уме до десяти.
Мама волновалась, а Назар — нет.
Говорили о каком-то "тесте", Назар чувствовал вкус бабушкиных булочек с вареньем и радовался.
В большой комнате стояло несколько столов, за которыми сидели чужие тёти. Все они были в хорошем настроении, улыбались.
У первого стола Назара спросили, как зовут папу и маму.
Назар почему-то папу назвал дядей Серёжей, а про маму сказал, что она Ольга Александровна. Назар часто бывал у мамы на работе, и её все там так называли.
— А что, папы у Назара нет? — шёпотом спросила тётя у мамы.
— Есть, — упавшим голосом ответила мама.
— А... Сергей Юрьевич, — догадался Назар.
Тётя поставила какой-то значок в листочек.
У другого стола Назару задали совсем лёгкие вопросы: если листья на деревьях жёлтые, какое это время года и попросили сосчитать на картине кошек.
Назар бодро ответил, что желтеют листья на деревьях осенью, а кошек на картине семь.
А вот у следующего стола вышла заминка - Назар должен был подобрать другое слово к слову "лакать".
— Все кошки любят лакать молоко, — дала задание тётя.
И тут Назара, как говорится, "заклинило", потому что перед глазами возникла бабушкина деревенская кошка Таиска, которая не любила лакать молоко, а предпочитала пить воду, причём добывала её из капающего крана.
Кошка подставляла под капли лапку, а потом вылизывала её.
Назар любил наблюдать в это время за кошкой, любил демонстрировать гостям кошкино умение и каждый раз радовался, что все удивлялись, какая у них необыкновенная кошка.
А ещё Назар любил бабушкино стихотворение про кошку:
Наша киска Таиска печальная.
Не купили мы ей Китекэт,
Потому что у бабушки с дедушкой
Нет зарплаты и денежек нет.
Киска есть отказалась кашу
И ворчала долго на деда.
Молоко ей тоже не нравится.
Вот такая она привереда.
Назару хотелось, чтобы все услышали  бабушкино стихотворение и узнали, что Таиска не любила лакать молоко, что она "привереда", но он молчал и смотрел на маму.
Наконец, всё закончилось.
Назара определили в "В" класс, а маме хотелось в "А" класс, но ему было всё равно.
Хотелось побыстрее на улицу, настроение было плохое.
На улице попался ларёк с мороженым. Через несколько минут ели мороженое, а мама смеялась с тётей Женей, знакомой, которая тоже записывала своего Димку в лицей.

*****   

В школе сразу всё стало скучно и трудно. Никто не рассказывал сказок. Про звёзды Назар забыл, потому что к концу уроков сильно уставал.
Учительница была молодая, но неинтересная. У неё был маленький ребёнок, он часто болел. Учительница оставалась дома, а в класс приходили другие учителя. Учителя были строгие и совсем чужие.
Оказалось, что Назар плохо рисует, не умеет подтягиваться на перекладине и не хочет читать букварь.
В школе надо было оставаться на продлёнке, где все дети громко кричали и ссорились.
Когда бабушка звонила внуку и спрашивала, нравится ли ему в школе, Назар отвечал, что всё нормально, что сейчас он смотрит телевизор.
Общаться по телефону было неинтересно, отвечать на одинаковые вопросы взрослых надоедало.
В третьем классе Назара забрали из лицея -  ему не давалась математика, не было усидчивости, о которой постоянно твердила учительница.
Назар стал ходить в обычную школу, рядом с домом. Обзавёлся друзьями, в свободное время играл на улице в футбол и "торчал", как говорил папа, у компьютера.
 
*****

У Назара были свои пристрастия -  компьютер, бабушкин лес и фантазии.
Компьютер он освоил давно и быстро.
Он помнит, как это было.
Накануне семилетия папа и мама долго шептались, спорили.
Папа уходил на балкон курить, мама в кухню -  мыть посуду.
Затем родители сходились и снова говорили о том, можно или ещё рано покупать сыну дорогую игрушку.
В конце концов решили, что купить можно, но нужно "ограничить сидение ребёнка за компьютером до минимума!"
"Минимум" Назару представлялся в виде длинного металлического дядьки, который стоит за его спиной и повторяет: "Ми-ни-мум! Ни-мум! Ум!"
Компьютер стоял в детской. Назар считал компьютер лучшим другом, поглядывал на часы, ожидая времени, в которое ему было позволено общаться с ним.
Любимые диски, любимые игры, желание пройти самый сложный уровень, рассказы взахлёб другу Даниилу о том, как удалось перехитрить очередного "благородного воина".

С детства Назар жил в фантазиях и никого в них не впускал.
Иногда рассказывал  папе или бабушке.
Папа слушал сына в пол-уха, он тоже жил в своих фантазиях. Они были связаны с работой, с гаражом, где "жил" любимый джип — крутая машина.
Назар её любил, но не больше же папы.
Вот бабушка слушала придумки внука во все уши.
Назар любил лес, а когда подрос, ходил в лес один.
Он добирался до большого камня под названием "Каменный пароход".
Камень издали напоминал пароход — старый, огромный, разваливающийся пароход.
На камне было возвышение — труба -  капитанский мостик.
Пароход задрал нос и рвался сквозь зелёные волны леса и кустарника вверх по склону горы.
Весной вокруг парохода бушевал багульник, покрытый нежными крепдешиновыми цветочками малинового цвета. А когда солнце заходило, казалось, что пароход движется по малиново-зелёным волнам.
Контуры парохода хорошо видны издалека, с противоположной горы. Пароход покрылся мхом, на нём росли блёклые цветочки и лишайник, похожий на камуфляж.
На пароходе было местечко, где Назар любил сидеть.
На пароход многие любили приходить, так как один бок парохода-камня был гладкий, не сильно растрескавшийся, и на нём красовались инициалы, имена, какие-то даты, нарисованные краской, выдолбленные чем-то острым. На одной стороне камня нарисован олень с ветвистыми рогами и призыв беречь лес от пожара.
У подножия камня — старое кострище, рядом лежала лиственница, на неё садились. Это место любили жители посёлка, особенно молодёжь.
Сюда приходили влюблённые, приходили парни перед уходом в армию и вот такие фантазёры, как Назар.

*****

В этом году Назару исполнилось двенадцать.
Назар часто просил бабушку рассказать, каким он был, когда был маленьким.
Любимым занятием Назара в детстве было рассматривание сквозь цветные стёклышки окружающего мира.
Стёклышки — жёлтое, зелёное и красное достались ему от прадеда. Прадед работал в молодые годы путевым обходчиком на железной дороге.
Стёклышки вставлялись в специальный фонарь,который путевые обходчики носили по ночам. Проверяли исправность рельсов, освещали себе дорогу.
Фонарём сигналили машинистам паровозов, поворачивая нужной стороной. Свет зелёный говорил, что всё в порядке, жёлтый ограничивал скорость, а красный предупреждал об опасности.
Один фонарь сохранился. Висел на стенке в дровяном сарае. Назар как-то снял фонарь и рассмотрел устройство.
Фонарь пах керосином, внутри был чёрный от копоти фитилёк, а сверху вставлялась удлинённая лампа, закрывающая зажжённый фитилёк от порывов ветра.
Фонарь был тяжёлый, грязный и таинственный, как прадед Назара, тоже Назар. Именно в честь прадеда Назар получил  своё редкое имя.
С красным стеклом связана история, похожая на сказку. Возможно, её придумала  бабушка.
Однажды, устроившись на диване, Назар рассматривал через красное стекло узоры на ковре.
Вдруг настежь распахнулась створка окна, и в комнату на каком-то винте влетел ярко-красный мальчик. Назар крепко зажмурил глаза.
Он слышал, что винт гудит, гудит весело и беспечно. В глазах появилась боль.
Назар открыл глаза — мальчик не исчез. Винт висел в воздухе, в двух шагах от него.
Летательный аппарат был до смешного прост. Коробка-кабина из совершенно прозрачного стекла, а под ней — винт, вращающийся с огромной скоростью. Мальчик, сидящий в кабине, был чуть больше спички, но это был точно мальчик, только весь ярко-красный.
Взлохмаченные волосы на голове, оттопыренные уши и любопытное выражение лица были самыми обыкновенными, земными.
Но гудящий винт, прозрачная кабина и цвет мальчика говорили о том, что перед Назаром — инопланетянин.
— Ноки-Ноки, —  проговорил гость.
Назар как-то сразу понял, что гость его приветствует.
— Здравствуйте, — ответил Назар, поднимаясь с дивана и чуть кланяясь.
Пришелец отодвинул невидимый люк кабины и вышел прямо в воздух, ничуть не заботясь о том, что до пола метра полтора.
Но мальчик не упал. На воздухе он стоял так же твёрдо и уверенно, как обыкновенный человек на полу.
Летательный аппарат плавно опустился на кресло и замер.
Назар во все глаза смотрел на человечка и молчал, соображая, что, может, это мама с папой купили ему новую игрушку и пустили в открытое окно.
Но ведь они живут на пятом этаже, балкона в его комнате нет, значит, пустить сюда игрушку невозможно. И потом это "Ноки-Ноки", эти маленькие живые ручки и серьёзное лицо.
 - Таких игрушек не бывает, - решил Назар. -   Да и зачем надо думать, что перед ним, когда всё так необыкновенно складывается?
Назар бесстрашно протянул руку, и человечек, осторожно ступая по воздуху, крепенько встал ножками на ладонь Назара.
— Как вас зовут?
— Гуди, — с готовностью ответил малыш.
Назар с восторгом разглядывал незнакомца. На Гуди был плотный комбинезончик розового цвета, маленькие алые сапожки, а лицо, руки, волосы были жгуче-красные, как стручковый перец. Чёрные глаза и длинные ресницы делали Гуди похожим на девчонку.
— Вы меня понимаете? — вежливо спросил Назар.
— Ли-ли.
— А как называется ваша машина?
— Винтоплан, — чётко проговорил Гуди.
За какие-нибудь полчаса Назар и Гуди узнали друг о друге всё.
Оказывается, племя Гуди много тысяч лет живёт на красивой планете "Гудиана", что означало  "Красная звезда".
Гудиане — крошечный народ, никогда не знавший войн, разрухи и голода.
Жили гудиане в разноцветных стеклянных домах.
Из стекла у них всё: мебель, машины, деревья, цветы.
— Должно быть, у вас детям каждый день попадает от родителей? — спросил Назар. — Ведь всегда можно что-нибудь разбить, раз всё вокруг из стекла?
— Нет, — улыбнувшись, ответил Гуди. — Наш народ создал самое нежное и самое крепкое стекло во Вселенной.
Из крепких сортов стекла делают дома, машины, винтопланы, а нежное стекло идёт на украшение нашей планеты. Оно живое, необычное стекло. Оно рождает жизнь и даёт гудианам пищу. Стеклянные растения такие же хрупкие и сочные, как ваши цветы и травы. Только на вашей планете всё зелёное, а у нас каждый листочек, каждая травинка имеет свой цвет -  голубой, фиолетовый, розовый. Отсутствует только чёрный цвет — цвет печали и смерти.
Ещё Гуди рассказал о том, как однажды в сильнейший телескоп увидел его, Назара.
— В это время ты глядел на небо через красное стекло. Я очень-очень просил своих родителей отпустить меня на Землю, чтобы познакомиться. Целый год  я получал только красные оценки, что в нашей гудианской школе означает высший балл.
Родители согласились отпустить меня, но всего на два часа, так как нашей пищи хватает только на это время. Когда желудок почувствует пустоту, он перестаёт вырабатывать красный цвет, лицо и кожа гудианина бледнеют, и он может умереть.
Назар бережно погладил пальцами волосы Гуди. Всмотревшись, он увидел, что лицо Гуди посветлело, а ярко-красные волосы поблёкли.
— Милый мой красный человечек! Прощай! Лети скорее на свою Гудиану. Получай только красные, самые красные оценки в своей гудианской школе, чтобы твои мама и папа отпустили тебя ко мне.
— Это тебе на память, — сказал Гуди, протягивая Назару крошечный красный лучик. — Когда тебе захочется увидеть меня, наведи лучик на небо.
Гуди подплыл к винтоплану, нажал невидимую кнопку и, махнув ручкой, вылетел в окно.
Несколько секунд Назар видел в голубом небе блестящую красную точку, потом и она исчезла.
Бабушка, ходившая в это время в магазин, вернулась и нашла внука спящим на диване.
Рядом лежал раскрытый альбом, а в нём всеми цветами радуги переливался невиданный мир. По улицам бежали разноцветные машины, шли маленькие красные человечки, на клумбах росли только алые цветы, на деревьях наливались синие яблоки, а на грядках зрели розовые огурцы.
Назар помнил эту историю, а бабушка сохранила альбом с детскими рисунками. Иногда Назар разглядывал рисунки, вспоминал Гуди и пытался отыскать лучик, подаренный другом.
 
*****

В это лето Назар к бабушке не приезжал, выбрался только в сентябре, на одно воскресенье.
Осень сыпала сухим листом. Дождей не было. Лес стоял тихий, высокий.
Из птиц был дятел, он долбил сосновую шишку.  Он ловко вставил её в наковаленку — небольшое продолговатое углубление в коре сосны -  прижал лапками.
Дятел не очень громко, но приятно для слуха, стучал, выбирая семена.
Городской лес был другим. Назар пробегал по асфальтированным дорожкам парка, когда спешил в школу, и никогда не обращал внимания на пыльные деревья. В парке было тише, чем на улице. По улице потоком шли машины.
Через парк  было безопасно ходить до школы, до магазина, до папиной работы.
Парк был частью большого города и ничем не удивлял.
В бабушкином же лесу всё было по-другому. За огородами начиналась тропинка, ведущая на крутой взгорок.
Сразу за огородами пахло лесом -  сосной, багульником, землёй, сопревшей листвой. Хвоя лиственницы жёлтая. Ноги скользили по хвое. Тропинку, казалось, специально вычистили и посыпали хвоей.
Назар мигом взбирался на вершину горки. Минут пять стоял и рассматривал посёлок. Находил глазами бабушкин дом, пытался увидеть рядом с домом баню и тепличку. Затем шёл на каменный пароход.
У него была мечта -  показать "пароход" своему новому другу Егору.
               
*****

С Егором Назар познакомился год назад по интернету. Сначала Общались по электронной почте и по домашнему телефону.
Сближало то, что оба увлекались фантастикой, оба любили природу и втайне от всех сочиняли сказки и детективы.
Егор признался, что пишет целый роман о жизни хоббитов, но представляет их по-другому, чем Толкиен, что собирается написанное показать кому-нибудь из взрослых.
Назар несколько раз приглашал Егора в гости, напрашивался на встречу с другом, но  Егор уходил от разговоров о встрече.
Назару хотелось вместе с Егором посмотреть в кинотеатре новую серию фильма про Гарри Поттера, хотелось обсудить подробности фильма "Властелин колец", но Егор переводил разговор на другие темы.
Совсем недавно Назар узнал о своём друге новое.
 Егор с первого класса учился на дому, передвигался на коляске, потому что у него больные ноги.
Не выходя из дому, Егор учился, как и Назар, в шестом классе.
Главным его учителем с четвёртого класса стал компьютер, а до этого учителя приходили к нему домой.
Егор страдал от одиночества, боялся улицы и сверстников. Он признался, что никогда не был в кинотеатре и совсем не представляет, как можно гулять по лесу.
У Егора была только мама. Она много работала, поэтому Егор подолгу оставался дома один.
Егор помнил, как в младших классах к нему несколько раз приходили дети. Они приносили книжки, игрушки, сладости, вместе пили чай, но разговор не получался.
Однажды дети затеяли игру, но Егор не сразу понял правила, и вскоре гости, подталкивая друг друга, попрощались и ушли.
Потом ребята пришли на Новый год. Не раздеваясь, они вручили Егору подарки и убежали.
Егор давно понял, что у него совсем другая жизнь, что он сам другой, не такой, как все дети, поэтому быстро забыл о случайных товарищах.
Когда появился компьютер, Егор сидел за ним днями.
С шестого класса Егор стал учеником дистанционной школы. Появился компьютер с веб-камерой.
Теперь во время урока Егор и учитель общались по скайпу. Учёба пошла веселее. Когда мама возвращалась с работы, она видела, что у сына хорошее настроение. Егор стал лучше спать, легче переносил медицинские процедуры и одиночество.
В это время Егор и Назар отыскали друг друга в интернете.
По электронной почте мальчики посылали свои сочинения, терпеливо вчитывались в придуманные тексты, давали друг другу советы, даже критиковали.
Однажды Назар уговорил папу свозить к Егору. Адрес друга Назар узнал давно. Оказалось, что мальчики живут в одном городе, их дома  находились в соседних микрорайонах.
Назар давно рассказал родителям про Егора. Родители одобрили дружбу и были не против того, чтобы друзья познакомились поближе.
Купили яблок, бананов, коробку конфет.
Назар хотел сделать Егору какой-нибудь настоящий подарок, но никак не мог придумать, какой.
Папа нашёл выход, предложив купить и сыну, и другу Егору модную косынку — бандану. Выбрали яркие косынки со звёздами и летающим Бэтменом.
 
*****

Дверь в квартиру открыла мама Егора, Елена Борисовна. Она взволнованно сказала:
— Проходите. Сын вас давно ждёт.
Егор был похож на мать -  маленький, черноволосый.
У него было подвижное лицо, брови приподняты, а глаза доверчиво и серьёзно обращались к собеседнику.
Егор, ловко управляя коляской, подъехал к  Назару и протянул лёгкую руку:
— Привет! Я рад, — сказал он, а потом продолжил, обращаясь к папе Назара: Я вас таким и представлял, Назар мне о вас рассказывал.
Елена Борисовна предложила чай, но мальчикам не терпелось остаться вдвоём. Уединившись, друзья продолжили один из тех разговоров, которые случаются между мальчиками одного возраста.
Егор рассказывал, как он учится в дистанционной школе.
Именно в этой школе  он узнал об ауди- и видео-чатах. Появились настоящие друзья.
У друзей были свои проблемы со здоровьем. Дистанционная школа сближала. Но лучшим своим другом Егор считал Назара и мечтал о встрече "в режиме реального времени".
— Я учусь не только по обычной школьной программе, — продолжал свой рассказ Егор. — У нас много творческих мастерских, где мы пишем детективы и статьи в газеты и журналы. Есть ребята, которые снимают настоящие мультфильмы, девчонки учатся плести из бисера, делают поделки из соломки.
Я пробовал работать в фотошопе! Здорово! Один мальчик собирал роботов, у него была персональная выставка!
Много нового узнал Назар в этот день от Егора.
— А как у тебя с математикой, ты говорил, что у тебя проблемы? — выспрашивал Назар.
— Теперь класс! Учителя из дистанционной школы посоветовали подписаться на компьютерный курс по математике, я стал лучше в ней разбираться и получаю хорошие оценки.
Назар и представить не мог, что Егору в его школе живётся так интересно.
Назар рассказал другу о походе с классом в цирк.
Там ему понравились клоуны, но совсем не понравился номер с участием двух маленьких медвежат.
-Медвежат заставляли кувыркаться на турнике. Медвежата устали. Было шумно, жарко, один медвежонок описался, за что получил от дрессировщика шлепок. Я сидел в первом ряду и видел, что глаза у медвежонка грустные и мокрые от слёз.

Назар по-хорошему позавидовал Егору, что друг учится в такой интересной школе. В его школе было мало занятий для души, но было много уроков и контрольных работ.
Зато много чего можно было рассказать о каникулах в бабушкином посёлке.
Егору захотелось увидеть каменный пароход. Он мечтал побывать в настоящем лесу.
Вскоре в комнату зашёл папа Назара и напомнил про подарок.
Мальчикам повязали банданы.
Оказывается, существовали правила, как их завязывать. Лучше всего это получилось у папы.
Егор был в восторге от встречи с другом. Отец и сын Суровцевы пообещали Артамоновым - Егору и маме -  заезжать к ним чаще.
В машине по дороге домой Назар спросил, может ли папа взять Егора на летние каникулы к бабушке. Ведь у Егора не было никого, кроме мамы.
Сергей Юрьевич обещал подумать, а Назар уже представлял, как они доберутся до каменного парохода, и он покажет Егору все интересные места в лесу. Назар представлял, как снимут всё на видеокамеру.
               
****

Во вторую неделю летних каникул, когда мальчики перешли в седьмой класс, Артамоновы - мать и сын -  собрались в гости к бабушке Назара.
Егор впервые ехал на машине так далеко. На заднем сидении уместились две мамы и Назар. Егора посадили впереди, но он беспрестанно оборачивался к Назару, выражая восторги по поводу увиденного.
Вскоре маме Назара пришлось перебраться вперёд, и друзья продолжили поездку рядом.
На улице было тепло, окна джипа часто открывали, и перед путешественниками возникали необыкновенно красивые места байкальской дороги.
Из сибирского города дорога шла вдоль озера Байкал.
Мощные сосны, лиственницы и ели, огромные ветвистые берёзы, тёмные кедры — всё это Егор видел первый раз.
Кругом цвёл иван-чай, полыхали сибирские  цветы -  жарки.
Кислорода было так много, что у Егора кружилась голова и звенело в висках.
Выехали рано утром.
Несколько раз останавливались, чтобы развести костёр.
Варили чай, много и вкусно ели.
Сергей Юрьевич выносил из машины Егора на руках и усаживал на раскладной стул.
Воду приносили в ведре, брали прямо из Байкала.
Мальчишки плескали друг на друга обжигающую прозрачную влагу Байкала и визжали от восторга.
На щеках Егора появился румянец. Всегда бледное лицо порозовело, губы растягивались в улыбку.
Егору принесли длинные желтовато-розовые еловые шишки, ветки багульника, разноцветные байкальские камешки.
Дядя Серёжа, так теперь Егор называл Сергея Юрьевича, добыл лиственничную серу. Природная жвачка приятно пахла, была мягкая, а цветом розовая.
— Ой! — верещали мальчишки. — Сера прилипла к зубам.
Дали холодной воды, сера отлепилась от зубов.
Её вкус не шёл в сравнение ни с одной импортной жвачкой.
На костре жарили омуль. Омуль из Байкала продавали местные рыбаки.
Сергей Юрьевич показывал мальчикам, как рыбу, не потроша, натирают солью, нанизывают на прочные ольховые прутья, затем втыкают  прутья вокруг костра, на котором горкой лежат уже нагоревшие угли.
Омулей изредка поворачивали, приближали или убирали от жара.
Друзья с удовольствием постигали  эту премудрость. Егор ворошил веткой костёр,  помогал папе Назара.
Через час омуль можно было есть.
Мамы пытались придать омулю горячего приготовления "товарный" вид -  очистили, порезали на кусочки и положили на тарелочки, но мальчикам нравилось, подражая Сергею Юрьевичу, есть рыбу с рожна, придерживая руками.
Аппетит был отменный, настроение весёлое, а разговаривали сразу о многом и просто ни о чём.
Оставшуюся часть пути ехали молча. Егор, утомлённый впечатлениями, очумевший от избытка кислорода и вкусной еды, заснул, прикорнув на маминых коленях.
Назар слушал через плеер музыку. Мамы задумались каждая о своём.

*****

В бабушкин посёлок приехали к вечеру.
Гостей ждали.
Егор впервые в жизни мылся с мужчинами в настоящей деревенской бане.
Вначале он стеснялся, но дорога утомила, а тёплая вода и берёзовый веник, которым дядя Серёжа похлопал его, наполнили душу мальчика совсем другими впечатлениями.
Мама Егора чувствовала, как сын набирается опыта, оценивает свои возможности. Она была педагогом по образованию. В школе, правда, давно не преподавала из-за низкой учительской зарплаты, но много работала с детьми-инвалидами.
Елена Борисовна  очень серьёзно обсуждала с сыном непростые вопросы бытия, учила его и других детей с проблемами здоровья понять, чего они хотят в жизни, что могут, чего боятся, знала, о чём мечтает сын.
Мать понимала, что Егор пока не способен объективно оценить себя, возможности своего тела.
Готовясь эту зиму к поездке в село к бабушке Назара, она перечитала много книг, рассказывающих о реабилитации детей-инвалидов.
Она видела, что общение Егора с Назаром и его семьёй заставляет сына сравнивать, размышлять.
Егор набирался жизненного опыта. Назар и его молодые родители нравились Елене Борисовне всё больше и больше.
Бабушка Назара оказалась мудрой и заботливой.
Жалость и боль промелькнули в глазах, когда она увидела, как её сын Сергей взял Егора на руки, занёс в дом и усадил в привычную коляску.
Женским чутьём бабушка угадала боязнь матери Егора, не стала ни о чём расспрашивать, а налила мальчикам молока и протянула кружки.
Бабушка сетовала на то, что долго ждала гостей и волновалась из-за длинной дороги к ней.
Спать легли сразу после бани и чая.
На другой день мальчишки спали до обеда.
Мамы по очереди заходили в прохладу бабушкиного дома и смотрели на спящих сыновей.
Из рассказов бабушка узнала о болезни Егора, а потом сказала, что Назар за этот год повзрослел и что дружба с Егором пошла ему на пользу.
— Он стал каким-то внимательным и бережным, — заключила бабушка.
Артамоновы могли выбраться в гости всего на неделю.
Сергей Юрьевич тоже взял маленький отпуск, чтобы отвезти Назара на летние каникулы к бабушке.

*****

Неделя пролетела мигом.
К концу недели решили сходить на каменный пароход.
Добирались всей компанией. К ним присоединился дед Назара Иван Назарович.
Коляску Егора катили, когда это было удобно, а потом мужчины по очереди несли и коляску, и мальчика на руках.
У Егора были влажные от переполнявших  чувств глаза, он тихонько постанывал и ахал, как бабушка Назара.
Егора подняли на каменный пароход, и он попал в мир друга.
Взрослые спустились вниз и стали хлопотать у костра.
Друзья сначала молчали, потом Назар взял Егора за руку и крепко стиснул.
Всё снимали на видеокамеру -  позировали, кривлялись, показывали языки, фотографировались по одному и все вместе на вершине парохода.
Егор задавал вопросы, все, перебивая друг друга, отвечали, а потом кричали от переполнявших  чувств.

У костра рассказывали разные истории, шутили и снова смеялись.
Мальчикам подрисовали угольками из костра усы, брови.
Егор стал похож на гнома из детского мультика, а Назар больше походил на пирата. Домашний фильм получился на славу.
На другой день друзья прощались.
Все, кроме Назара, возвращались в город. Назар на всё лето оставался у бабушки. Он обещал писать Егору письма, потому что компьютера у бабушки не было.
Егор надумал заняться фильмом, сюжет которого складывался в голове уже тогда, когда Назар рассказал ему историю про Гуди.
Егор знал, что друзья и учителя из дистанционной школы помогут сделать фильм.
А фильм, наверное, будет называться "Каменный пароход и розовые огурцы".
Впереди было целое лето.


Рецензии
Здравствуйте, Тамара!
Очень трогательная и интересная история дружбы детей!
Успехов и радостных дней Вам и Вашим героям!
От всей души
Валя

Валентина Егорова   27.11.2015 03:36     Заявить о нарушении
Валюша, здравствуй. Рада тебе, отзыву. Не читают мой пароход. Посвятила его моему старшему внуку. Надо бы поработать ещё над этой маленькой повестью. Много косяков. Вижу их, но всё руки не доходят или перегорело... Удачи тебе по жизни и в творчестве. Вроде мы были на "ты"? Заходи иногда. Ценю любой отзыв. С уважением

Тамара Пакулова   27.11.2015 04:04   Заявить о нарушении