Вера без дел мертва

"Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?"; (Иак.2:19-20).
«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». (Иак.2:26).

Я раньше часто себя спрашивал, почему проповедуемое слово о Христе в одном случае имеет очень сильное действие, а в другом как нам показалась наша прекрасная проповедь, ровным счетом была сказана в пустоту. Ответ я нашел в «Жития Святых» Дмитрия Ростовского (от 6 января 19 января по новому стилю). «Слово на Богоявление Господне»:

" Во первых Бог Отец, как духовный орел, призывает к полету птенцов Своих- духовных орлов, т.е. учителей, как имеющий особенные крылья, о которых Церковь поет: «богоразумия криле, прилетевшия птенцы, и к небу вознесшыеся». Какие же крылья у тех птенцов? Несомненно, что их, кроме других общих всем добродетелей,- два: дело и слово. Тот есть учитель церковный, тот высокопарящий орел, кто сам на деле исполняет то, чему учит других на словах. А что крылья духовных орлов действительно есть слово и дело, это ясно показано в книге Иезекииля пророка, который однажды видел четырех животных, с четырьмя крылами каждое, везущих колесницу Божию. Те животные издавали шум своими крыльями: «слышах», -говорит пророк: "; глас крыл их, всегда парях, как глас вод многих как глас Бога саддаи» ( т.е. всемогущего или по переводу Симмаха, как гром могущественного Бога) , «и всегда ходите им, глас слова как глас полка». Поистине великий то был голос, необычайная песнь! Впрочем, удивителен не столько самый голос, сколько то, откуда исходил этот голос. Голос этот исходил не из гортани, слово выходило не с языка, песнь не из уст, а из крыльев оных животных. Пророк говорит: «слышах глас крыл их». Пели они, но не гортанью, славословили Бога- но не красноречивыми и многоречивыми устами и языком, а теми же крыльями, на которых летали: слышах глас крыл их».
Какая же здесь скрывается тайна? Эта тайна такая: животные, везущие Божию колесницу,
Означали собой учителей церковных, которые представляют собой сосуды, избранные для того чтобы распространить имя Божие по всей вселенной, и своим учением увлекать на прямую дорогу, ведущую к небу Церковь Христову, как бы Божию колесницу, в которой находятся многие десятки тысяч верующих душ. Крылья же оных животных, издающий голос и поющие, означает собою дело и слово учителя. Крылья, которые дают возможность летать, указывают на то, что учитель церковный сам прежде должен явить собою образец добродетели, сам прежде должен пред лицом всех своею богоугодною жизнью, как пернатый, возносится к небу. Голос же, выходивший из крыльев оных животных, означает собой учительское слово; учитель должен издавать такой голос, который был сообразен с силою его полета, т.е. должен учить стадо и в тоже время сам обязан жить так как учить. Ибо такой пользы не приносит голос учителя, когда у него не видно крыльев богоугодной жизни. Только тот учитель возносится прямо к отверстому над Иорданом небу, который летает не на одном крыле слова, но и на другом крыле – добродетельной жизни, который в одно и тоже время учит словом и делом. Не так легко возноситься к небу учителя и ученика замысловатого заставленное слово или сладкогласные уста или громкая гортань, как крылья добрых дел»

Не о том же пишет апостол Иаков: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем». ( Иак.3:1-2). И не о том же не о силе красноречия а, о силе духа в проповеди говорит апостол Павел: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией». (1Кор.2:4-5). Поэтому если в нас горит дар учителя прежде последуем совету апостола Петра: "; Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет.1:3-7).
Помня: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения». (1Тим.6:3-4). «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости». (1Тим.6:11). И пожалуй другого пути для христианина нет: «Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере». (1Тим.1:18-19).


Рецензии
Одно из любимых мест в Новом завете)
С уважением, Доннерветтер.

Вадим Вегнер   25.12.2013 02:43     Заявить о нарушении