Как выживали в период одичания страны
Ю.Тяпченко
В настоящей работе речь пойдет об отделении 2 Специализированного ОКБ космической техники НИИ авиационного оборудования (СОКБ КТ НИИАО). Начальники отделения В. Конарев и затем Ю. Тяпченко. Это ведущее подразделение СОКБ ЛИИ и в последующем НИИАО, которое обеспечивало полный жизненный цикл систем и комплексов отображения информации - СОИ пилотируемых космических кораблей и станций - ПКА. Численность отделения менялась от 50 до 300 человек. От отделения непрерывно отпочковывались новые подразделения с новыми направлениями работ. Неизменным оставалось ядро коллектива – разработчики упомянутых систем.
С каждым новым расширением работ вокруг этого ядра создавались новые группы, которые раскручивали новые проекты. На их реализацию часто не хватало сил. Но, как ни странно, тупиковых ситуаций практически не было - спасало государство. С его подачи многие проекты на самом их пике неожиданно завершали свой жизненный цикл. Так было с лунными проектами Л1 («Зонд», облет Луны) и Н1-Л3 (посадка на Луну), орбитальным комплексом «Алмаз», НИР «Спираль» и др.
Но самый большой удар был нанесен решением о прекращении работ по программе «Энергия-Буран». В этой программе только в части СОИ были задействованы академические и отраслевые научно-исследовательские институты, предприятия различных отраслей промышленности и ведомств. В результате напряженный работы был создан огромный задел в обеспечение летающих лабораторий, тепловых макетов кораблей и кораблей для прочностных испытаний, нескольких полномасштабных комплексных стендов для отработки системы управления, тренажеров, а также изделий для штатных кораблей «Буран»
Главная Программа страны сопровождалась решениями ЦК КПСС и правительства СССР, огромным количеством частных решений военно-промышленной комиссии, совместных решений оборонных отраслей промышленности, направленных на создание всего необходимого для выполнения задач программы. Создана и отработана система управления сверхбольшими проектами. И все это в одно мгновение вместе с людьми превратилось в нечто неопределенное, аморфное, как бы неземное.
На складах скопились огромные запасы всего материального, созданного с использованием золота, серебра, платины, редкоземельных материалов и просто различного вида продукции с индексом 9. Это индекс высшей категории качества изделий для применения в пилотируемой ракетно-космической технике. Это выше, чем индекс 5-признак военной приемки.
В условиях полной разрухи и потери управляемости все это в течение многих лет исчезало в неизвестном направлении. Многие научно-технические решения и образцы новой техники за гроши были «экспортированы» по частным каналам во многие зарубежные страны, которые ими умело воспользовались. За пределы рекой потекли лучшие мозги бывшего СССР.
Среди многочисленных предприятий не последнюю роль в пилотируемых космических программах играло Специализированное ОКБ Летно-исследовательского института, введенное в 1983 г в состав НИИ авиационного оборудования, как полагал министр авиационной промышленности, для ликвидации отставания России от США в области авионики – авиационной электроники.
Как известно, по состоянию на конец 2013 г - год написания данной статьи, Россия, не догнав США, уверенно приближается к концу списка стран, население которых недавно «спустилось» с деревьев.
К концу 80-х - началу 90-х годов СОКБ, как структурное подразделение института, практически перестало существовать. Остались два самостоятельных разодранных на части отделения и отделы, ставшие основой структуры системы обслуживания института. Теоретически возглавлял это направление главный конструктор, именуемый здесь, как Композитор, который и раньше пил, но в этот период просто запил, войдя в режим прострации.
Кооперация предприятий по СОИ пилотируемых космических аппаратов ПКА распалась.
Поддержка в эксплуатации пульта космонавтов «Нептун» на кораблях "Союз-ТМ" из-за старения электролюминесцентных индикаторов ЭЛИ стала проблемой, а их воспроизводство - невозможным.
Поставки СОИ для модулей станции "МИР" были завершены и коллектив в количестве 2-3 человек работал в режиме сопровождения изделий в эксплуатации.
Решение о создании новой станции взамен станции «Мир» не принято. Модуль, на основе которого в дальнейшем была создана «Заря» для МКС, был укомплектован системой СОИ "Меркурий", созданной СОКБ ЛИИ. Эта система к этому времени безнадежно устарела и не могла поддерживаться в эксплуатации.
Итак, программа «Энергия-Буран» закрыта. Решений об участии России в создании международной космической станции МКС еще не было. Участие НИИАО в пилотируемых космических программах свелось к минимуму. Работы в отделении нет. Руководство института бросило клич: «Ищите работу!».
Начался ее поиск, а точнее начался поиск стратегий выживания.
Наметилось два направления:
• Первое - искать любые работу, чтобы загрузить специалистов до наступления момента возможного их востребования.
• Второе – искать работу на основе профессиональных знаний специалистов отделения.
В основу первой стратегии был положен принцип: «Чего изволите?» или «Чего хотите?».
По второй – анализ потребностей общества в высокотехнологичных продуктах, поиск заказчиков и предложение услуг в направлениях, в которых коллектив был компетентен. Основой этого направления стал путь адаптации достижений космонавтики в отрасли, без которых существование страны невозможно. В частности в энергетику.
Идеологом первой стратегии стал главный конструктор космического направления, поддержанный от безысходности начальником производства института и некоторыми вспомогательными подразделениями. Ими было предложено производство:
• гвоздей,
• бетонных блоков,
• деревянных изделий для постройки дач и домов,
• каркасов для теплиц,
• расфасовка бытовой химии и др.
В рамках этой стратегии создателям СОИ ПКА было навязано производство гвоздей. При этом главный добился того, что необходимое оборудование было закуплено за счет средств только что созданного малого предприятия, т.е. за счет частного сектора.
Результаты работы по первому направлению:
• Производство гвоздей из-за навязанного особого вида управления процессом оказалось нерентабельным. Купленный станок был задвинут в угол. Перепродать его не удалось.
• Изготовленные формы для литья бетонных блоков и закупленный комплекс с электростанцией для производства строительных материалов исчезли в неизвестном направлении.
К середине 90-х годов основное производство оказалось раздробленным и неспособным изготавливать изделия с необходимым качеством. Многие квалифицированные рабочие ушли.
Идеологом второй стратегии стал заместитель начальника отделения - начальник проектной лаборатории. В основу этой стратегии был положен принцип создания СОИ для ПКА и других сложных объектов на основе наземных информационных и компьютерных технологий, получивших название COTS-технологий.
Для аппаратуры в качестве платформ была выбраны платформа СМ ЭВМ («Электроника – 60»), а после ее провала - платформа INTEL фирмы IBM (IBM PC).
На основе первой платформы работы были развернуты во многих институтах авиационной промышленности. Ею в отделении 2 относительно быстро овладели специалисты в области вычислительной техники. На ее основе была разработана централизованная система сигнализации ЦСС и интегрированный пульт управления ИнПУ первого поколения, изготовлен первый образец ЦСС с пленочной клавиатурой. Аналогов такой системы не было.
Несмотря на уникальность эта работа не получила поддержки ни в авиационном, ни в космическом направлениях.
Через некоторое время платформа СМ ЭВМ перестала поддерживаться производителями вычислительной техники. Начался массовый переход на платформу INTEL.
В соответствии с предложенной концепцией специалистами отделения В.А. Шурманом и Ю.Б. Смеркисом под руководством одного из видных специалистов НИИ приборостроения им. Тихомирова (г. Жуковский) был создан макет бортовой ЭВМ, программно и аппаратно совместимой с ПК типа IBM PC. По тем временам это был настоящий прорыв в области вычислительной техники.
Но в это время в институте фактически началась кампания по дискредитации космического направления. Руководство в лице Б.М. Абрамова убеждало коллектив НИИАО в великом будущем отечественной авиации. Строились грандиозные планы производства авионики. Однако вопреки всякой логике производство одного из перспективных изделий, созданного специалистами в области космонавтики (изделие ССЛО) для самолетов, было передано другому предприятию, лишив работы собственное производство.
Руководство института мечется, не знает, как лучше использовать потенциал специалистов авиационного и космического направлений. Вместо концентрации усилий на прорывных направлениях проводится дезинтеграция успешных коллективов. Создается отделение по разработке авионики. Но вместо развертывания новых работ этому отделению передаются работы, которые успешно велись по инициативе и на средства отделений 2 (начальник отделения В.П. Конарев) и отделения 11 (начальник Е.И. Бондарев).
Когда работа по созданию собственной вычислительной машины была на завершающей стадии, ведущий по работе без согласования с руководством отделения, которое настояло на развёртывании работ в выбранном направлении и самостоятельно оплачивало ее, переводится во вновь созданное отделение, а другой специалист - ведущий программист вынужден уйти в коммерцию.
Таким образом, отделение 2 очередной раз лишилось задела, созданного им без какого-либо участия института, Начинается все сначала. Снова приходится искать пути создания систем на основе техники IBM PC.
Отделение открывает кампанию по пропаганде достижений космонавтики и публичной апробации предложенных принципов построения СОИ больших систем в различных отраслях, занимает активную позицию по отношению к раз-личного рода выставкам, конференциям, авиасалонам в г. Жуковском.
Совместно и под руководством заместителя главного конструктора НПО автоматического приборостроения В.В. Морозова г. Москва - одного из ведущих разработчиков системы управления ВКС «Буран» с одной стороны, под патронажем одного из ведущих институтов атомной промышленности и при активном участии заместителя начальника отделения 2 разрабатываются предложения по внедрению достижений космонавтики в атомной энергетике и обеспечивается их защита на научно-технических советах предприятий и организаций Минатомэнерго (Нижний Новгород, Москва, Удомля (Калининская АЭС), Ленинградская АЭС и др.), на международной конференции МАГАТЭ, совещаниях в концерне «Росатомэнерго»). Разрабатываются и защищаются принципы построения центральных и блочных щитов управления АЭС и ТЭЦ, а также мобильных газотурбинных электростанций.
На основе тех же COTS-технологий, проводятся работы по созданию электронной библиотеки, а затем контрольно-записывающей аппаратуры для самолета ИЛ-114 и др. Работа по электронной библиотеке, выполненная совместно с от-делениями 5 и 12 НИИАО, получила высокую оценку авиационных специалистов. При содействии отделения 8 были подписаны документы о постановке такой системы на самолете БЕ-200. Был создан макет ЭБ с лазерными дисками. Однако вскоре из-за отсутствия какой-либо поддержки со стороны института работа была прекращена. Но импульс этому направлению был дан: электронные библиотеки широко начали развиваться, как программный продукт, который может быть поставлен на ЭВМ любой платформы. Некоторые результаты этой работы были использованы при создании пульта космонавтов для корабля «Союз-ТМА».
На основе персонального компьютера с архитектурой IBM PC, т.е. опять-таки на основе COTS-технологий, отделение проводит комплекс работ по созданию цифровой контрольно-записывающей аппаратуры КЗА. Была разработана документация, изготовлены опытные образцы и проведены испытания этой КЗА. Впервые в авиационной практике КЗА была оснащена ПК переносного типа. ПК отвечал требованиям авиационной техники. Система с ПК была привя-зана к самолету ИЛ-114 и прошла на нем испытания. Этой работой открывался путь внедрения наземных технологий в авиацию. Но вновь облом: обманным путем не без содействия бывшего начальника института генерал-майора А.А. Польского и заслуженного летчика-испытателя, героя Советского союза И.П. Волка – эта работа, мягко говоря, была украдена.
В целом в области атомной и тепловой энергетики был выполнен комплекс работ по модернизации блочных (БЩУ) и центральных щитов управления (ЦЩУ), систем освещения, шумоизоляции БЩУ и ЦЩУ атомных и тепловых электростанций. На этом поле коллектив отделения 2 зарекомендовал себя достаточно высоко. Результаты этой работы были поддержаны ведущими институтами атомной отрасли. Из завершенных следует отметить работы по созданию систем освещения БЩУ энергоблока 1 на Калининской АЭС и БЩУ на ТЭЦ 23 г. Москва, а также с участием ЦАГИ – создание и внедрение систем вибропоглощения и виброизоляции на БЩУ ТЭЦ 25 г. Москва.
Несмотря на очевидные успехи, работы в секторе энергетики не были поддержаны институтом и были прекращены после возврата отделения в пилотируемую космонавтику.
Работы по восстановлению в космонавтике велись параллельно всему вышеизложенному. При поддержке ряда видных руководителей РКК "Энергия" удалось показать, что:
Во-первых, ранее поставленная для модуля «Заря» аппаратура не отвечает современным требованиям, не может быть поддержана в эксплуатации и потому требуется ее замена на новую, удовлетворяющую требованиям перспективы.
Во-вторых, способ многократного применения пультов на кораблях «Союз-ТМ» исчерпал себя из-за существенного ухудшения качества электролюминесцентных приборов. Требовалась продуманная стратегия обеспечения системами отображения космических кораблей "Союз-ТМ". Такая стратегия была разработана и защищена в РКК "Энергия".
В-третьих, восстановление производства пультов кораблей «Союз-ТМ» для реализации любой последующей пилотируемой программы невозможно из-за ликвидации всех производств, которые поставляли комплектующие. Необходим переход на новый уровень.
Первый проект модернизации СОИ корабля "Союз-ТМ" был выполнен в 1991г. Далее последовала непрерывная череда договоров. Эти договоры были небольшими, так как деньги на пилотируемую космонавтику практически не выделялись, поэтому-то отделение 2 параллельно вело работы по другим направлениям. Потребовалось почти десять лет, чтобы СОКБ вновь заняло достойное место в пилотируемой космонавтике. Производство космической техники было восстановлено на базе испытательной лаборатории отделения 2. В последующем на его основе было восстановлено производство всего института.
В интересах космонавтики в период строительства капитализма отделением 2 выполнены следующие работы:
• для ПКА "Союз-ТМ" разработана и внедрена концепция двукратного и затем многократного использования пультов космонавтов. В соответствии с этой концепцией обеспечено выполнение космических отечественных и международных программ "МИР", «МИР-НАСА», «МИР-ЕКА»,
• разработана документация и изготовлен первый вариант электронной СОИ, удовлетворяющей антропометрическим требованиям корабля-спасателя для США,
• на основе средств микро-РС и дисплейных мониторов обоснованы принципы построения интегрированного пульта в составе пульта СОИ «Нептун» для корабля «Союз-ТМ»;
• разработаны предложения по созданию интегрированных пультов для ручного контура управления (ИнПУ) бортовыми системами служебного модуля, пультов системы аварийно-предупредительной сигнализации для модулей Российского сегмента МКС.
• к работам было подключено отделение 11 – начальник отделения Е. Бондарев - и начата интенсивная работа по созданию СОИ пятого поколения. Принято решение о создании на основе мультиплексных линий связи специальной сети ручного контура управления. В этой работе участвуют специалисты другого отделения института под руководством известного ученого В. Ацюковского. Впервые в отечественной практике создается сеть на основе Аринк-629;
• доказывается необходимость замены электролюминесцентных приборов на пультах космонавтов кораблей «Собз-ТМ». В соответствии с этим практически без ведома руководства института в небывало сжатые сроки была разработана программа реализации этого предложения, разработаны новые сигнальные приборы и цифровой индикатор ручного ввода информации в бортовую ЭВМ, изготовлены комплекты для испытаний, проведен весь комплекс работ по подтверждению заданных требований, изготовлено и поставлено три комплекта приборов по 12 штук в каждом. Работа стала настолько важной, что первая партия была отправлена непосредственно на космодром и там произведена замена действующих, но исчерпавших свой ресурс приборов;
• впервые была создана и внедрена дистанционная система контроля ручного управления. Было показано, что на базе технологии этой системы возможно создание наземной системы управления кораблем, параллельной бортовой системе
К началу 2002 года выполнены все обязательства по отработке, поставке и вводу в эксплуатацию :
• интегрированных пультов ИнПУ на комплексный стенд в РКК «Энергия», на тренажер служебного модуля в центре подготовки космонавтов и штатных пультов на служебный модуль в составе МКС;
• пультов системы сигнализации на функционально-грузовой блок ФГБ и служебный модули СМ МКС, тренажер ФГБ и СМ, комплексные стенды СМ ФГБ, стенды в институте медико-биологических проблем ИМБП;
• электронной СОИ пятого поколения для автономных испытаний и наземных стендов, первого корабля "Союз-ТМА" и для тренажеров и центрифуги центра подготовки космонавтов.
Все вышеуказанные работы выполнялись одновременно с решением организационных вопросов. Производство было организовано на базе испытательной лаборатории 25 отделения 2, так как производство НИИАО было полностью парализовано. Для выполнения требований РК-75 были вновь восстановлены все службы обеспечения качества.
Таким образом, по космическому направлению, как в военное время, перестраиваясь, пришлось одновременно решать задачи не только создания, но и организации производства новой техники. В этой работе не было деления по иерархии: каждый делал по способности. Несмотря на неплатежи со стороны заказчиков, на зарплату ниже, чем средняя в НИИАО даже с учетом зарплаты через созданное малое предприятие ООО «Альфа-М», ни одна работа не была сорвана.
Итоги по второй стратегии. Решены государственной важности задачи. Восстановлено производство космической техники, созданы пульты нового поколения, своевременно решены задачи поддержки космической деятельности страны, показана возможность и целесообразность применения космических технологий в энергетике и др. И теперь руководство института в лице Б. Абрамова, бывшего начальника института А. Польского, главного конструктора С. Бородина и постоянного заместителя главных конструкторов С. Марченко сделали все, чтобы вернуть себя на утраченные позиции, лишить малое предприятия его законных договоров и изгнать его с территории, при этом отказав в праве на аренду помещения, которое было отдано под никому ненужный хозяйственный магазин и которое в последующем превратилось в кафе «Жуковский», руководителя работ лишить права заниматься тем, что он возвратил к жизни.
Руководителем отделения был назначен тот, кто долгие годы, вполне возможно, был фискалом спецорганов. Он непрерывно собирал и представлял руководству информацию практически о всех сторонах деятельности людей отделения, в том числе о личных связях, кто непрерывно отсиживался за спинами главного конструктора и начальников отделений, кто за более, чем два десятилетия не внес абсолютно никаких идей в создание новой техники, кто не принес лично ни одного договора в институт, кто совершенно непонятно, как стал лауреатом государственной премии, кто за-кончил аспирантуру ЛИИ, но не смог защитить кандидатскую диссертацию, кто, несмотря на неоднократные попытки, так и не освоил на элементарном уровне персональный компьютер. Кличка этого начальника Марчело.
Анализ работы в интересах космонавтики в период строительства дикого капитализма показал, что в подобной ситуации оказалось несколько известных автору руководителей, которые смогли продолжить работы в совершенно антиса-нитарных условиях. Конечно, радости от такого открытия никакого, а урок большой. Руководители эпохи СССР оказались более устойчивыми к выживанию, так как многие из них научились еще в те времена приспосабливаться без ущерба для себя и своих близких. Но и их офисный планктон все чаще опускает ниже плинтуса.
П о с л е с л о в и е.
Космонавтика, как направление деятельности в России безнадежно гибнет. Как говорится, точка невозврата давно пройдена. Несмотря на оптимистические заявления известного менеджера военно-промышленного комплекса возродить ее в рамках одного ведомства, как бы его не перестраивали, без развития всех отраслей науки и техники есть блеф. Сегодня практически все и всех дурят относительно того, что мы можем что-то возродить на основе собственной элемент-ной базы. Ее нет. А Сколково – это средство и способ открытого сбора достижений молодых и перекачка их (достижений) и молодых талантов в США, Германию, Японию и др. страны.
По мнению ведущих аналитиков мира нашей стране необходимо столько людей, сколько сможет обеспечить газовые и нефтяные трубы и еще контингент спецслужб для защиты первых от отрицательного влияния либералов. Здесь демократия не нужна. Здесь должно работать безголосое быдло.
ООО «Альфа-М» в 2002 г прекратило свое существование. На ее обломках создано ЗАО «Научно-технический центр «Альфа-М». Оно стало монополистом в России в области визуальных систем посадки вертолетов на корабли одиночного и группового базирования, а автор настоящей работы - одним из ее главных конструкторов. По наследству в «Альфу» перешла работа по дистанционной системе контроля ручного контура управления космического корабля «Союз-ТМА».
Открыто новое направление – создание интегрированных пультов управления стартовых командных пунктов.
В «Альфе» трудятся бывшие сотрудники отделений 2 и 11 СОКБ, а в НИИАО к работе приступил четвертый начальник института. Предыдущий успел в течение двух лет стать кандидатом, а затем и доктором технических наук. И это не единственный случай невероятно быстрого вознесения к вершинам науки по разным направлениям бывших военпредов и вообще военных. России могут завидовать самые передовые страны наличию в РФ огромного резерва научных кадров и талантливых менеджеров среди бывших военных. Благодаря им мы решим задачу ДИП – догнать и перегнать, поставленную еще нашим дедом, прадедом и прапрадедом Иосифом Виссарионовичем.
Свидетельство о публикации №213122401802
Это не прорыв, это катастрофа. Бортовая ЭВМ должна быть
- mission critical
- redundant
- firm real-time
Программная и аппаратная совместимость с ПК типа IBM PC это исключает в принципе. Грустно, мне раньше казалось, что хотя бы в этой области знали что и как делать.
Автору благодарность и "зеленая".
Еще Один Дождь 06.07.2021 21:24 Заявить о нарушении
В дополнение я могу сказать, что благодаря этому подходу, мы не в малой степени способствовали сохранению пилотируемой космонавтики в нашей стране. Кстати в авиации в ПНК внедрены ЭВМ на платформе IBM PC. Но нужно иметь ввиду, что применяя COTS-технологии, нельзя забывать, что для космонавтики требуется компонентная база, устойчивая к космическому излучению и чрезвычайно высокие требования по надёжности. В США она есть, а нам теперь поставлять не будут. Сможет ли их заменить Китай, неизвестно. Говорят, что у нас есть производства электроники на Тайване. Как они работают, я не знаю.
Спасибо за внимание к моей работе. С уважением ЮА Тяпченко
Можете ли Вы представиться настоящим именем и сообщить об области своей основной деятельности?
Юрий Тяпченко 08.07.2021 15:52 Заявить о нарушении