Певец Кавказа и Северного сияния, публицистика

        Певец Кавказа и Северного сияния

        Иван Меньшиков (1914–1943), Михаил Лермонтов (1814–1841)

        Меньшиковы, а среди них и писатель Иван Николаевич Меньшиков – огромное пространство нравственности, наполняющееся чистыми духовными родниками, сверкающее все новыми гранями любви к жизни.

        Имя Ивана Николаевича Меньшикова – нашего земляка, писателя, журналиста, возрождается вновь на Уральской земле, в преддверии его юбилея. Приближение юбилея делает потребность в осмыслении его творчества, его удивительной жизни безотлагательно необходимой. (1)

        И не только потому что комната-музей И.Меньшикова, в Айлино, Челябинской области, располагает лишь одной печатной книжкой писателя, а попытки достучаться до Москвы (о пополнении фонда музея) становятся мечтой, но и потому, что феномен Меньшиковых должен быть изучен, обобщен и распространен.
 
        Чистые родники заполняют пространство Меньшиковых тонкой нтеллигентностью в отношениях с землей, людьми: близкими и дальними. Мой дедушка, Михаил Иванович Меньшиков, бабушка Екатерина Кузьминична, мама, Ольга Михайловна Меньшикова-Староверова, были сполна наделены этими качествами: они были терпеливы, терпимы к людям, никогда не перекладывали своих забот на окружающих.

        Толерантность и интеллигентность Меньшиковых подкреплялись прекрасными рассказами и повествованиями о жизни напевной, душевной, остроумной. Они были и есть родственники по крови и по духу с Иваном Меньшиковым – писателем, которого Константин Симонов описывал молодым, невысоким, коренастым парнем, веселым, упрямым, ищущим собственные дороги в жизни и литературе и умеющим страстно работать и подвижнически относиться к труду (2).

        Иван Меньшиков – писатель – сумел за свою короткую жизнь (1914–1943), сравнимую с творчеством М. Ю. Лермонтова (1814–1841), сделать неповторимое в истории литературы: он нашел живых героев, сделал их жизнь и подвиг ощутимой пульсацией времени и обнаружил в этом живом движении вечную целесообразность.

        Живые герои Лермонтова – певца Кавказа – и Меньшикова – певца Северного сияния – преодолевают барьеры века и строят собственное пространство в другом времени, одухотворяют индивидуальное и историческое время, задают ему ритм вечности.

        Лермонтова и Меньшикова, разделенных веком, объединяет живое время, живое, безвременное движение души.

        Лермонтов стоял у жизни очарованным и не слился с жизнью, а его душа:

        И долго на свете томилась она,

        Желанием чудным полна,

        И звуков небес заменить не могли,

        Ей скучные песни земли.

        Поэтому у него нет мысли о смерти, никакого ее «чувства», и полное равнодушие к переходу: «но я без страха жду довременный конец; давно пора мне мир увидеть новый».

        У Меньшикова восторженность жизнью и полная слитность его души с ней не дает ему возможности прогнозировать смерть, но перед отправкой в тыл, к немцам, он все же записывает в дневнике, что надо бы ему «на всякий случай» некролог сочинить, а то «парень-то я в общем неплохой».

        Образ Лермонтова остается загадкой русской жизни и литературы. Образ Меньшикова – новое открытие уральской литературы. Теоретически Иван Меньшиков не был неизвестным, его книги были напечатаны при жизни, имели успех, но в сегодняшней жизни он оказался вновь забытым.

        В 1939 г. в Архангельском книжном издательстве вышла первая книга рассказов и повестей И. Н. Меньшикова «Полуночное солнце». Этой книге предшествовало пять лет напряженной работы на Крайнем Севере.

        Юрий Нагибин так характеризовал это время работы И. Меньшикова: «То немногое, что писалось до Меньшикова о ненцах, было или малохудожественно, или непознавательно в своей грубой экзотичности» (3).

        Затем последовал выпуск еще пяти книг об этом народе. Ненцы любят петь, поют они всегда правду о том, что видят, что есть на самом деле, рассказы Ивана Меньшикова они называли песнями, пели и поют их сейчас.

        Великая Отечественная война – вторая страница в творчестве И.Меньшикова. Он написал много рассказов, очерков о людях фронта и тыла. Его военные рассказы и очерки передавались по Всесоюзному радио и издавались отдельными книгами.

        У Михаила Юрьевича Лермонтова в его короткой творческой жизни также была война и тоска по мирному краю:

        Когда студеный ключ играет по оврагу,

        И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

        Лепечет мне Таинственную Сагу,

        Про мирный край, откуда мчится он,

        Тогда смиряется души моей тревога,

        Тогда расходятся морщины на челе,

        И счастье я могу постигнуть на земле,

        И в небесах я вижу Бога.

        М. Лермонтов и И. Меньшиков – писатели, разделенные веком и объединенные живым Созидающим временем Творчества.
 
        Примечания
       1. О жизни и творчестве М. Меньшикова см.: «Строка оборванная пулей». М., 1976; Михайлов А. А. Север в литературе. Архангельск, 1961. С. 25; Суфтин Г. Заполярные встречи. Архангельск, 1961; Литературная газета. 1939. № 4.. С. 6; Что читать. М., 1941. № 1. С. 25; Звезда. 1941. № 5. С. 170–171; Литературный Критик. 1938. № 6; Молодая гвардия. 1941. № 2. С. 139–145.

       2. Меньшиков И. Смертная переправа. М., 1943 (предисл. К. Симонова).

       3. Меньшиков И. Повести и рассказы. М., 1958 (предисловие Ю. Нагибина).


Рецензии
Очень интересно, Мария!

Надо помнить о писателях.
Всё верно.

Светлана Данилина   19.12.2016 22:29     Заявить о нарушении
Спасибо,сейчас нет в живых мамы,тетушек,которые могли дополнить рассказ о Меньшикове...

Мария Голдина   20.12.2016 06:51   Заявить о нарушении
Составляем генеалогическое древо по Меньшиковым! Отзовитесь! 89262371485@mail.ru

Евгений Пажитнов   01.02.2018 07:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.