27 декабря

  Все, что мы видим и знаем, мы видим и знаем не таким, каким оно есть в действительности, а каким оно представля­ется нашей познавательной способности.
  
1
  
  
   Небо и земля велики, но они имеют цвет, образ и величи­ну. В человеке же есть нечто, не имеющее ни цвета, ни обра­за, ни числа, ни величины, -- и это нечто разумно.
   Если бы мир сам по себе был неодушевлен, то он был бы одушевлен разумом только человека. Но мир бесконечен, разум же человека ограничен, и потому разум человека не может быть разумом всего мира.
   Из этого видно, что мир должен быть одушевлен разумом, и разум этот должен быть бесконечен.
  
Конфуций
2
  
   Когда говорят о небе, как о месте, где находятся блажен­ные, то обыкновенно представляют себе его где-то высоко над собою в необъятных мировых пространствах. Но при этом забывают о том, что наша земля, рассматриваемая из тех мировых пространств, так же представляется одною из небес­ных звезд и что жители тех миров с таким же правом могли бы показать на землю и сказать: "Видите вон ту звезду -- место вечного блаженства, небесный приют, приготовленный для нас, куда мы когда-нибудь попадем". Дело в том, что по странной ошибке нашего ума полет нашей веры всегда соеди­нен с понятием о восхождении вверх, причем не думают о том, что, как бы высоко мы ни поднялись, нам все-таки при­дется опять спуститься вниз, чтобы стать твердой ногой в каком-нибудь другом мире.
  
Кант
   
  


Рецензии