210 лет российской кругосветке

Наша первая кругосветка начиналась 210 лет назад. Условия для первого российского кругосветного плавания складывались еще при царствовании Екатерины II. В среде русских морских офицеров эта идея тогда становилась все более актуальной, и в 1787 г. по воле императрицы была организована экспедиция из пяти лучших парусных кораблей под командованием талантливого и смелого капитана первого ранга Г. Муловского, которая вполне могла бы, выйдя из Кронштадта, достигнуть Камчатки в обход Африки через мыс Доброй Надежды. Однако внезапно разразившаяся война со Швецией спутала экспедиционные планы, корабли «отправили на фронт», а капитан Муловский геройски погиб в одном из морских сражений на Балтике.

Еще одним вдохновителем российской кругосветки, которой, все-таки, суждено было начаться, стал блестящий флотский офицер, родом из обрусевших немецких дворян - Иван (Адам Иоганн фон Крузенштерн) Крузенштерн. Еще в юности, во время обучения в Морском корпусе, он подружился с Юрием Лисянским, и уже как выпускники-гардемарины они потом вместе попали на Балтику. Крузенштерну довелось служить под командованием самого Г. Муловского. Друзья-гардемарины еще тогда мечтали о совместном кругосветном плавании, но после гибели Муловского об идее кругосветного плавания в морских кругах вспоминали все реже. По окончании войны оба молодых офицера были направлены на стажировку в Англию. Крузенштерну тогда пришлось участвовать в опасных морских походах к берегам Америки, Африки, Индии и Китая, однако от своей мечты о кругосветке он не отступался.

В 1897 г., при императоре Павле I, в России была учреждена Русско-Американская компания, которая должна была заниматься развитием и обеспечением Русской Америки (полуостров Аляска, Алеуты, многие острова Тихого океана и даже часть западного побережья Северной Америки). Ее главной проблемой были трудности с доставкой грузов на Камчатку и в Америку. Сухопутный маршрут через Сибирь в эти отдаленные от центра российские владения занимал не менее двух лет, поэтому доставить туда что-то в целости и сохранности было почти невозможно.

Воспользовавшись ситуацией, И. Крузенштерн доложил петербургскому начальству свой план кругосветной экспедиции, которая могла бы перевезти ценные грузы от Кронштадта до Камчатки, Сахалина и Америки. Павел I этот план отверг, но уже в 1801 г. на российский престол вступил новый император Александр I, поддержавший и Русско-Американскую компанию и план кругосветного плавания. Фактическим руководителем экспедиции был назначен И. Крузенштерн, хотя номинально ее главой считался представитель Русско-Американской компании камергер Н. Резанов (чего Крузенштерн, кстати говоря, фактически так и не признавал), которого следовало доставить на переговоры в Японию.

К середине 1803 г. первая российская кругосветная экспедиция уже готова была к выходу из Кронштадта на двух шлюпах. Флагманом «Надеждой» (16 пушек, 58 человек команды) командовал И. Крузенштерн, а вторым кораблем «Невой» (14 пушек, 47 человек команды) – Ю. Лисянский. Оба этих не очень больших, но превосходных по своим мореходным качествам шлюпа были заблаговременно приобретены в Англии на выделенные ему средства Юрием Лисянским. Продукты и противоцинготные лекарства для экспедиции были заготовлены в таком количестве и качестве, чтобы их хватило до конца рейса. На случай непредвиденных обстоятельств российские корабли были вооружены всем необходимым от пушек до стрелкового и холодного оружия. Лучшее навигационное оборудование, самые новые карты и приборы тоже были закуплены Лисянским в Англии.

Корабли «Надежда» и «Нева» числились собственностью Российско-Американской компании, а не Военно-морского флота. Так что, «по бумагам» в первое кругосветное плавание должны были идти не военные российские моряки, а представители частной фирмы. Сами же Крузенштерн и Лисянский продолжали во время плавания оставаться капитан-лейтенантами, военными моряками. В составе команд их кораблей были и некоторые другие российские военные офицеры и моряки, но в целом это не меняло гражданского статуса экспедиции. Причем, экипажи кораблей были набраны не среди иностранных моряков (пусть даже имевших опыт сверхдальних плаваний), а из числа русских моряков – добровольцев, о чем И. Крузенштрен потом никогда не жалел в течение всей экспедиции.
 
От Академии Наук в кругосветное плавание были командированы: ученые - натуралисты Г. Лангсдорф и В.Тилезиус., астроном И.Горнер, доктор медицины К.Ф. Эспенберг и один профессиональный художник. Кстати говоря, на корабле Крузенштрена отправлялись в свое первое дальнее плавание будущий руководитель двух новых кругосветных экспедиций юный кадет Отто Коцебу и будущий первооткрыватель Антарктиды мичман Фаддей Беллинсгаузен.
Выход экспедиции из Кронштадта состоялся 26 июля 1803 г. Первую остановку российские корабли сделали в датском Копенгагене, а вторую - в английском порту Фалмут. Там они прошли небольшой ремонт и 5 октября взяли курс на Канарские острова. Линия экватора была пересечена (кстати говоря, тоже впервые в российской истории) 14 ноября. Это знаменательное событие отметили пушечным залпом. Около месяца потом заняла вынужденная из-за ремонта стоянка у берегов Бразилии на острове Св. Екатерины, после которой корабли снова устремились на юг, покидая спокойные воды низких широт. По мере приближения вдоль берегов Южной Америки к «ревущим сороковым» широтам и далее к еще более опасной для мореплавания холодной южной оконечности материка обстановка становилась все более сложной. Огибая заслуживший дурную славу мыс Горн, российская экспедиция попала в жестокий шторм, и корабли потеряли друг друга из вида. Их отнесло далеко на запад. Причем только Ю. Лисянскому удалось попутно достичь о. Пасхи, а маршрут И. Крузенштерна прошел севернее. Встретиться корабли смогли только в начале мая у Маркизских островов, где была сделана остановка, и далее оба шлюпа уже следовали вместе. К июню 1804 г. экспедиция достигла Гаваев, где ее корабли пробыли некоторое время. Посещение экзотических островов Тихого океана производило большое впечатление на всех участников экспедиции, а ученые-натуралисты без устали пополняли свои коллекции растений и животных, вели этнографические исследования. После Гавайского архипелага маршруты российских кораблей снова разделились.

«Надежда» под командованием Крузенштерна направилась на северо-запад в направлении Камчатки. «Нева», которой командовал Лисянский, вышла на северо-восток к Алеутским островам, держа курс на освоенный русскими поселенцами большой остров Кодьяк, расположенный в этом архипелаге около южной части Аляски.

Прибыв туда 13 июня 1804 г., Юрий Лисянский узнал о трагедии, разыгравшейся на острове более года назад, когда туземцы внезапно уничтожили всех, кто находился в крепости Архангельское. Шлюпу «Нева» пришлось вместе с тремя кораблями правителя Русской Америки Александра Баранова участвовать в штурме крепости, захваченной мятежниками. После этого, русские поселенцы занялись строительством новой крепости, а шлюп «Нева», закончив погрузку пушнины, принадлежавшей Русско-Американской компании, 1 сентября 1805 г. взял курс на юго-запад, направляясь через Тихий океан сначала к Маршалловым островам, а затем - к берегам Китая.

Тем временем, шлюп «Надежда» под командованием И. Крузенштерна прибыл 3 июля на Камчатку. После стоянки в Петропавловске он отправился в Японию, где зашел в порт Нагасаки 26 сентября 1804 г. К прибытию российского корабля японские власти отнеслись довольно терпимо. Однако торговые переговоры между Н. Резановым, выступавшим от имени России, и правительством Японии все время откладывались. После долгих месяцев бесплодного ожидания, так и не добившийся аудиенции с японскими властями Н. Резанов вместе с И. Крузенштерном отплыл 5 апреля 1805 г. обратно на Камчатку. На этот раз, маршрут «Невы» проходил через еще неизведанное западными мореплавателями Японское море и капитан Крузенштерн в полной мере восполнил этот «навигационный пробел»

Достигнув Камчатки, И. Крузенштерн высадил Н. Резанова в порту Петропавловск (больше он в рейсе не участвовал), а затем вернулся к побережью Сахалина, чтобы закончить изучение его восточной части. Далее «Надежда» обошла Сахалин с севера, достигла устья Амура и 2 августа 1805 г. возвратилась на Камчатку. После ремонта, «Нева» вышла из Петропавловска 23 сентября 1805 г. и взяла курс на побережье Китая.

Очередная встреча кораблей «Надежда» и «Нева» состоялась в начале декабря 1805 г. в китайском порту Макао. Распродав пушнину Русско-Американской компании, экспедиция закупила китайские товары и снова вышла в море, направляясь в Кронштадт через Индийский океан вокруг южной оконечности Африки. Из-за дождей, штормов и туманов корабли Крузенштерна и Лисянского 3 апреля 1806 г. снова разошлись почти у самого мыса Доброй Надежды, после которого каждый из них добирался на родину собственным путем.

Узнав о войне, объявленной Французской империи группой европейских держав, в которую входила Россия, Ю. Лисянский решил никуда не заходить и направился прямо в Англию. Портсмута он достиг 28 июня 1806 г., а в Кронштадт его шлюп «Нева» прибыл первым - 5 августа 1806 г. Корабль И. Крузенштерна сначала дошел до затерянного в Атлантике острова святой Елены. Не дождавшись там условленной встречи с Лисянским и опасаясь разразившейся в Европе войны, Крузенштерн решил отправиться в Кронштадт не через пролив Ла-Манш, а вокруг Англии. В результате, «Надежда» тоже благополучно прибыла в Кронштадт, хотя и немного позднее «Невы», 19 августа 1806 г.

Корабли И. Крузенштерна и Ю. Лисянского провели в кругосветном плавании почти 3 года, преодолев за это время более 45 тысяч морских миль. Теперь эта выдающаяся экспедиция была успешно завершена. Капитан-лейтенанты Крузенштерн и Лисянский удостоились высших правительственных наград. Под их руководством была выполнена огромная и очень полезная работа, сделаны ценные открытия, утверждено влияние России на Тихом океане. Наши мореходы специально прокладывали свой маршрут так, чтобы идти либо по еще непроторенным морским путям, либо проходить мимо «несуществующих» островов, которых к тому времени накопилось на картах довольно много из-за трудностей с определением долготы. В отличие от предшественников, на шлюпах «Надежда» и «Нева» имелись новейшие, точные хронометры и секстанты, поэтому каждое сделанное ими определение долготы было высшего для своей эпохи качества. Такой подход к картографированию позволил Крузенштерну и Лисянскому убрать с морских карт многие «острова-призраки» и географические казусы, накопившиеся там за три столетия в результате грубых ошибок в определениях координат.

По ходу кругосветного плавания на обоих кораблях проводились непрерывные океанографические, метеорологические наблюдения и другие научные изыскания и работы. И. Крузенштерн применял в своей работе новейший глубоководный (максимально-минимальный) термометр, что позволило ему впервые в мировой океанографии точно измерить температуру воды в 9 различных точках Мирового океана от поверхности до глубины 400 м. Крузенштерн и Лисянский делали интересные описания быта и природы посещенных ими островов и стран. Кстати говоря, первое в истории географическое описание острова Пасхи было сделано именно Лисянским. В результате всей этой огромной работы, в Кронштадт прибыло много коллекций, карт, планов и зарисовок, вошедших в золотой фонд отечественной науки о Земле. На морских картах Тихого океана появился остров Лисянского (севернее Гаваев), а Крузенштерн составил первые точные географические карты Японского архипелага, острова Сахалин, южной части Маркизских островов, а также некоторых проливов между Курильскими о-вами (пролив Крузенштерна и др.)

В период 1809-1812 гг. в России были изданы отдельными томами самостоятельные труды Крузенштерна и Лисянского о кругосветном путешествии на шлюпах «Надежда» и «Нева» с прилагаемыми рисунками и картами. Их достижения получили высокую оценку отечественной и мировой науки. Слава «русских колумбов» живет и в наши дни. Героям первой российской кругосветки установлены памятники. Их именем называются острова, заливы, проливы,  корабли и даже самолеты. Крузенштерну и Лисянскому посвящены памятные монеты и марки.

Примечание: рисунок парусника (картон, масло, 33х48 см) - моя  авторская работа


Рецензии
Интересная,познавательная статья. Самое южное владение России в Америке - Форт Росс. Там сейчас замечательный музей-заповедник.

Алекс Харр   17.06.2015 06:58     Заявить о нарушении
Уважаемая Алекс! Большое Вам спасибо за рецензию! Рад, что Вы продолжаете участвовать на этом сайте. Интересно, Вы бывали в Форт-Россе?
А мне сейчас труднее дается журналистика. Внуку недавно исполнилось 10 месяцев. Уже кое-что говорит и почти ходит с поддержкой за руки. Очень активен. Уделяю ему все внимание. Дочке с таким шустрым ребенком тоже нелегко управляться.
Интересно, а как дела у Вас? Удалось пообщаться с подводным миром и его обитателями? Или у Вас были другие проблемы и развлечения?

Александр Зинковский   17.06.2015 07:29   Заявить о нарушении
Да в Форте Росс я была. И На Русской реке в Калифорнии тоже.
Пообщалась с подводным миром, даже медуза меня обожгла). Я сейчас в России.

Алекс Харр   17.06.2015 17:28   Заявить о нарушении