C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Иуда или Благими намерениями...

Новелла-гипотеза


«Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народные во двор первосвященника, по имени Каиафы,
И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить».
(Мф.26:3,4)

«Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее».
(Ин. 13:27)


        Черные агатовые глаза юноши блестели от негодования:
        – Отец, он – Мессия! Он тот – кого мы ждали! Он спасет народ! О нем говорит Писание и пророки. Он – наш Царь!
        Юноша слишком горячился. Отец смотрел на него умными проницательными глазками.
        – Да-да…может быть…Народ готов сделать его царем. Но кесарь…римляне?!.. это же бунт, сынок! Язычники – слишком жестоки! Они никого не пощадят. Мы лишимся последнего, что имеем!.. – книжник смерил сына презрительным взглядом. – Тебе не дорога твоя жизнь? Моя?.. чего ты так прилепился к своему учителю…пророку…или кто он там?.. Я больше твоего знаю Писание – и Мессия должен пострадать за народ, а не сделать нас свободными, как ты думаешь!
        Взгляд юноши вспыхнул словно костер на малодушные речи отца – почтенного и всеми уважаемыми книжника.
        – Отец! Что ты такое говоришь?!.. кто сделал больше, чем сей Человек?.. я следовал за ним повсюду! Я видел, как он накормил голодный народ – из семи хлебов сотворил столько, что хватило четырем тысячам мужчин, не считая женщин и детей! И ели – и насытились и еще осталось!.. семь полных корзин кусков!.. Я все видел, отец! Слепые прозревали, калеки становились здоровыми. Мертвые оживали и вставали из гробов!.. Хватит козней и ненависти, отец!.. Иисус – мессия, Божий помазаник. Он – наш Царь! Вы должны признать это!..
        – Ладно, сынок…мы подумаем… – в глазах книжника мелькнула какая-то мысль и погасла. Сын ничего не заметил.
        – Иди, иди к своему Учителю. Вечером я тебе всё скажу…

        Юноша радостно улыбнулся и, перекинув через плечо ящик с пожертвованиями, поспешил в дом, где обычно собирались ученики Иисуса. По дороге он размышлял: «Все его слова – о том, что он должен воцариться…А этот голос – как гром с небес – я ведь сам слышал!.. «Прославил и еще прославлю!» ?!.. а дорогое благовоние, которое он позволил возлить себе на голову – руками той женщины? Разве это – не знак, что он собирается стать Царем?.. И он будет им!.. я помогу ему в этом!.. сейчас всё зависит от первосвященников и старейшин народных. Они баламутят народ. И в их руках – и народ, и кесарь: как они скажут, так и будет!.. Рим не будет против, если мы захотим своего царя!.. Отец не прав – римлянам все равно, лишь бы был порядок на захваченной ими земле…а если Мессия станет нашим царем – тогда и придет то Небесное царство… о котором нам возвещали пророки. «И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. …И лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи…» И будет всеообщее процветание – так обещал Господь!..»

        От быстрой ходьбы и тяжелой ноши у Иуды уже подкашивались ноги, но он ничего не замечал. Ему казалось, что он летит на крыльях над землей, что он парит над облаками и видит сверху весь израильский народ – счастливый, свободный, богатый!.. И у них будет Царь, который из камней сделает хлеба – не надо будет работать, все будут сыты – от мала до велика!.. не будет нищих и больных!.. Вот оно – близко! Надо сделать только один шаг!.. Почему же Учитель все медлит? Весь народ ходит за ним по пятам, обожает!.. кричали ведь все – «Осанна!»?!.. А он всё прячется, чего-то боится… Чего ждать? Время – самое благоприятное! Скоро Пасха -  празднование того дня, когда Моисей вывел Божий народ из египетского рабства. Не знамение ли это свыше? Иисус-мессия должен вывести свой народ из рабства Римлян?!.. Аллилуйа!.. это знак Небес!
        Ученик спешил. Он хотел еще раз взглянуть в глаза любимому Учителю, еще раз убедиться, что он, Иуда, прав – быть Иисусу царем! Быть!.. главное, чтобы он сам согласился. Чтобы не было этих речей о смерти, страдании…что за чушь!.. Впереди – только земной рай, царствие небесное – на земле обетованной, как и говорил Господь, как и обещал Аврааму и Давиду, и всем пророкам… Вот оно – пришло! Сам Иисус  не отрицает – «ныне князь мира сего изгнан будет вон!».. Конечно, это – о Римлянах. О, скорее бы!.. скорее!..

        У Иуды мутилось в глазах. Он шел, как в тумане – всё расплывалось перед его глазами. Он видел только одно – свою мечту. Мечту детских лет – когда отец читал ему Священное Писание и перед его мысленным взором рисовались радужные картины будущей счастливой жизни. Он верил Господу – верил каждому Его слову!.. его сердце трепетало от сладостного предчувствия, что вскоре он увидит всё это своими глазами. И вот – свершилось! Иисус, его Учитель – Мессия! И он, Иуда,  - один из его любимых и приближенных учеников. Он – самый близкий друг Царя!.. разве это – не счастье?!
        Сердце юноши радостно колотилось, он остановился, чтобы перевести дух. Неужели все его мечты сбудутся? Неужели это – не сон?!.. лишь бы Учитель не был слишком смирен и малодушен. Вдруг он откажется? И предпочтет нищую скитальческую жизнь – царским почестям? Есть в нем что-то такое… непонятное. «Крест, крест…» Если его сейчас не подтолкнуть – он уйдет в пустыню, как Иоанн Креститель, и всё!.. рухнут все надежды, все мечты!.. что останется? Голодный нищий народ под тяжким гнетом язычников-изуверов?!.. Нет-нет-нет!.. Надо сделать ВСЁ, чтобы Иисуса сделали Царем – чтобы он опомниться не успел!..не успел скрыться!..

        Когда Иуда вошел горницу, где собрались ученики, - его встретил печальный и строгий взгляд Учителя. Казалось, что он прочел все его мысли – и не одобрил их. Почему? Иуда удивленно взирал на любимого наставника, и не понимал его грусти и тоски. Что он там увидел в будущем? О чем так воскорбела его душа, - когда он взглянул на одного из самых близких и преданных учеников?..
        Иуда услышал внутри себя голос Учителя: «О, Иуда! Куда завел тебя сатана?!» Он непонимающе взглянул на Иисуса – тот смотрел на ученика пристально и сурово. Что он такого сделал? Иуда пожал плечами – разве он кого-то обидел? Осудил? Обманул? Чем недоволен Учитель?
Иисус не сводил с него печальных глаз, словно навеки прощаясь с ним – с тем, кто был ему так дорог. Иуду это начало раздражать.  Он понял Учителя – не желает тот быть царем. Не желает!.. хотя сам постоянно твердит об этом. Чего же он хочет? – прятаться от собственного народа? Жить на подаяния богатых и скитаться, не имея крыши над головой? ЭТО ему нравится?.. Народ стонет под игом римлян, – а ему все равно?!..
        Иисус встал и пригласил учеников следовать за собой. Они вышли. Иуда остался. Он не хотел идти за тем, кто не желает освободить свой народ, - дать ему счастье, благополучие, сытость и радость!

        Наступил вечер. Стемнело. Зажглись первые звезды. Ученик сидел неподвижно – весь во власти мыслей, планов… Нет, он не сдастся. Он – не кроткий ягненок!.. И не будет ходить с рабски склоненной головой перед язычниками!.. Иисус еще будет ему благодарен, когда он всё устроит!.. надо спешить домой – что скажет отец? Что они там решили на совете? Надо действовать сообща, воедино. Все они – один народ: Божий, избранный, благословенный. Только от них зависит – быть вечными рабами или стать навеки свободными!

        Отец встретил его необычайно приветливо и ласково, с распростертыми объятиями. Обнял, поцеловал. На лице книжника плавала довольная улыбка.
        – Сын мой! – рука отца торжественно легла на плечо Иуды. – Хочу тебя обрадовать. Мы посовещались… и решили, что ты – прав!..
        Глаза Иуды заблестели.  Книжник снисходительно и лукаво наблюдал за едва сдерживаемой радостью сына.
        – Мы были неправы… – продолжал отец, – преследуя твоего Учителя… и даже хотели его убить!.. Но теперь – нам пришло откровение свыше. Мы еще раз перечитали священные свитки… всё, что сказано о Мессии… и да, мы готовы – провозгласить этого Человека – царем!.. но, сын мой… поверит ли нам твой Учитель, если мы придем к нему?.. Не скроется ли от нас – как было уже не раз?..Если ты будешь с нами – он поверит, что мы идем с миром… Ведь он тебе доверяет, не так ли? Объясни ему – что у нас добрые намерения!.. ты приведешь нас к нему?..

Иуда на миг почуял что-то недоброе, словно черная тень скользнула по его сердцу.
        – Отец… – он заколебался.  – Я хотел бы поверить вам, но вдруг это – это хитрость и ловушка?.. Вы так ненавидели Учителя, а тут вдруг – готовы сделать его царем? Не обманываешь ли ты меня, отец?.. не коварство ли это? Не стану ли я  - подлейшим из предателей, допустив вас к Учителю?.. Чем вы докажете, что говорите истину и нет лукавства в вашем сердце?..
        – О, сын мой, сын мой! – сокрушенно взглянул книжник на недоверчивого юношу. – Неужели ты не доверяешь своему отцу? Разве я стал бы лгать тебе? Если бы мы хотели убить этого Человека – то нашли бы другой способ сделать это, и без твоей помощи!.. Слишком мелко и ничтожно воспользоваться твоим доверием и наивностью. И потом… почему ты так плохо думаешь о нас – приближенных к Богу?!..
        Иуда упорно молчал, не сводя настороженных глаз с книжника.

        – Ну, хорошо… – отец  ласково улыбнулся, – у нас есть доказательство…и чтобы развеять твои сомнения…вот!.. – он протянул ему мешочек с тяжелым серебром.    – Держи!.. это – наша подать Царю!.. мы признаем его…и это – свидетельство нашей преданности.  Теперь ты нам веришь?
        Иуда взвесил мешочек на своей ладони. Удовлетворенно кивнул. Не стали бы фарисеи, жадные до денег, жертвовать серебро в казну врага. Значит, не лгут?
        – Да, отец. Теперь я вам верю. Но когда это будет? Как мне сообщить, чтобы вы пришли и поклонились ему? И признали его своим Царем?
        Книжник не верил своим ушам: неужели их затея удалась?.. и всё так просто? Просто до смешного?!.. до чего же наивен и доверчив этот мечтательный юноша – его сын. Так безоглядно верит всему, что ему говорят! Какой «мессия»? какой «царь»? надо жить настоящим и хватать, хватать всё, что можешь – чем больше, тем лучше!..
        – Ну что ж, – хитрый посол сделал задумчивое лицо, – скоро Пасха… ты устроишь нам встречу накануне, пораньше… Как только вы соберетесь в каком-нибудь доме – сразу же беги к нам!.. Ну, а мы – сделаем всё, чтобы ваш Учитель был доволен!..


        Чаша с молодым виноградным вином передавалась по кругу. Первым сделал глоток сам Учитель, потом отдал ученикам: «Сие есть кровь моя, за многих изливаемая…» Пили из чаши все, хотя не понимали значения странных слов.
        Душа Иуды ликовала, глаза сияли от затаенной радости. Лик Учителя был скорбен. Он избегал смотреть на своего любимого ученика – словно его радостное лицо причиняло ему невыносимую боль.
Иуда напрасно ловил взгляд Иисуса – ему не нужно было слов, длинных объяснений, - только один взгляд, один знак, жест… И он бы понял – «да» или «нет»!..

        Но Иисус словно не замечал его присутствия. Он был погружен в себя, и – как никогда – был молчалив и печален. Во время трапезы, окинув всех грустным взором, Учитель произнес – «Один из вас предаст меня!»
Изумлению учеников не было предела. Кто-то вскочил в возбуждении, кто-то закашлялся… Языки пламени в длинных факелах тревожно затрепетали, отсветы огня заплясали на разгоряченных лицах учеников. «Кто?!.. кто из нас?!..» – восклицали все. Воскликнул и Иуда. У него и в мыслях не было, что он может предать Учителя: жизнь за него готов отдать!..
        Иисус обмакнул кусок хлеба в вино и протянул Иуде. Знак благоволения?.. Ученики ревниво покосились – чем этот книжник заслужил такое явное предпочтение?!..
        Впервые за весь вечер – Иисус посмотрел Иуде в глаза. Тот ожидал увидеть в глазах Учителя – любовь, кротость, примирение…но взгляд Иисуса словно прожег его насквозь. Там был полыхающий огонь и какая-то – дотоле неведомая ученику – жесткость и решимость. Это был взгляд Владыки, Властелина, – ЦАРЯ!.. И во взгляде был приказ – «ИДИ И ДЕЛАЙ СКОРЕЕ, ЧТО ЗАДУМАЛ!»

Иуда не успел осознать – услышал ли он эти слова из уст Учителя или прочел их в его глазах… Но он вскочил и выбежал вон, словно его несла невидимая и неодолимая сила. Он ничего не чувствовал и больше ни о чем не рассуждал.
В его ушах только гремело и стучало – «Что делаешь – делай скорее!» Он подчинился этому властному голосу и пошел. Как слуга, посланный господином.
        То была уже не его воля, а воля Пославшего. «Делай, делай… делай скорее!»
Выполнить этот приказ, ЕГО ВОЛЮ!.. и все. Он – только Его вечный слуга, Его вечный раб!..

        Первосвященники весьма возрадовались, увидев Иуду, – тут же зажгли факелы, светильники, собрали народ. Толпа торжественно двинулась к Гефсиманскому саду.
Иуда шел впереди. Боясь нелепой ошибки, предупреждал всех – «Кого поцелую – Тот и есть!» Те, улыбаясь, кивали головами. Ученик Иисуса даже не заметил, что шествие похоже на сборище разбойников – с кольями и мечами.
        Он ничего не видел вокруг. Сердце его пело и ликовало: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце!»

        Подошел к Иисусу, словно уже ожидавшему его, и поцеловал:
        – Радуйся, Учитель! Радуйся!..
За его спиной зло и торжествующе ухмылялись фарисеи и книжники.

        В черной ночи блеснула и скатилась кровавая слеза…


Январь 2002 г.


Рецензии
Шалом глубокоуважаемая Натали!

Скажу несколько слов, не отходя от кассы. И если нет возражений, то через какое-то время (нужно познакомиться со вторым произведением, отзывами "рецензентов" и твоими ответами) я еще раз вернусь с более подробным отзывом.

Когда я читал, ты уж прости меня, я не мог отделаться от чувства: нет, этого не может быть, не могла такую вещь написать какая-то никому неизвестная баба (прости еще раз), да и известная - вряд ли. Я все время гадал, откуда это автор мог "передрать".

Я снимаю шляпу, Натали, давно на Прозе я не читал ничего подобного уровня. Поздравляю! Это большая удача.

Оригинальная версия. Превосходное изложение. Высокий художественный уровень. Настоящее произведение. Произведение, за которое не стыдно, которым можно гордиться. Совсем незначительные стилистические шероховатости, которые легко исправить, и которые не портят общего впечатления.

Я очень сожалею, что читаю это через шестнадцать лет. Кошмар. Вышел на тебя случайно через некоего самовлюбленного товарища по имени Сергей Одиниз. Он оставил тебе рецу, но его это не удовлетворило. Потом он разместил её в качестве своего произведения, и т.о. попался мне на глаза. Спасибо ему.

Я восхищен, Натали, твоей перепиской с оппонентами. Уровнем твоих ответов, за которыми скрыта большая проделанная работа, тщательная проработка материала и глубокие раздумья.

Ну, кому, в самом деле, в наше время нужны эти давно поросшие мхом сказки? Спасибо тебе.
Самый высший балл. Самая высокая оценка.

Кот.

И к тому же ты любишь котов.

Кот Базилио 2   23.03.2018 19:01     Заявить о нарушении
Спасибо огромное за столь положительный отзыв о моем произведении. Обычно на него не обращают внимания. Есть Евангелие от Иуды - я на него натолкнулась неск.лет назад, то есть много позже написанной новеллы. Там еще более шокирующая версия. Кто читает Евангелие внимательно - невольно замечает некоторые противоречия... Нельзя жить стандартами и думать по шаблону - только потому что кто-то там в 3-4 веке н.э. что-то решил... Да даже ученики Христа не знали истину. В Деяниях Апостолов - есть намек, что "предатель" был убит мечом, и возможно это была месть самих учеников. То есть до воскрешения Христа.

Наталия Черн   24.03.2018 21:11   Заявить о нарушении
Шалом Натали!
Ну, я в общем-то знаком с вопросом.
Это была, так сказать, ложка меда, а бочку дегтя я готовлю.
Хотя у меня такое ощущение, что мы найдем общий язык.
Уже потому, что вопрос этот, на самом деле, сегодня мало кого волнует.
И таких как мы ничтожное меньшинство.
Кот.

Кот Базилио 2   24.03.2018 21:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.