Новеллы моей жизни. Двойняшки

5.4.85. Прочитала, по рекомендации Веры, «Новеллы моей жизни» Наталии Сац*.
Меня поразила жизненная энергия этой замечательной женщины, неутомимое стремление расширять свои впечатления. Понравилась живая манера изложения документального материала, обращение к читателю, «сальто-мортале» в прошлое и в будущее: рассказы, портреты выдающихся деятелей искусства, литературы и науки: К.Станиславского, Е.Вахтангова, А.Эйнштейна, А.Толстого, Н.Черкасова, К.Паустовского, Д.Шостаковича, Т.Хренникова, Д.Кабалевского и многих других.

Книга начинается воспоминаниями о детских и юношеских годах и завершается рассказом о работе в Алма-Атинском оперном театре в 1944 году.

Мне захотелось и самой сделать что-то значительное, захотелось действовать. Я написала статью в местную газету "Эзерземе" (лат.Озерный край) и решила оформить свои записи о самом удивительном событии в моей жизни: рождение в марте 1981 года двойняшек: девочки и мальчика. Это ли не чудо?!

Первой, около полудня, родилась девочка. Она была маленькая и худенькая, как куколка.
Акушерка посмотрела на меня и сказала: "Что-то живот у вас большой. Наверное, еще один ребенок". "Да бросьте вы шутить," - сказала я. - Сейчас посмотрим,- сказала медсестра.
Вторым родился мальчик. "Видите, какой слабенький. Даже не плачет. Сейчас мы ему сделаем укольчик.  И еще один укольчик". Заплакал.
 
Девочка: 1600, а мальчик 1550 грамм.

Детей поместили в отдельной комнате роддома в Краславе. И, поскольку  мне их не приносили на кормление, в один из дней я пошла их искать.
Вижу: лежат вдвоем в медицинской камере - медикоре -  наискосок друг от друга, голенькие. У мальчика синие подошвы. Я - какая жалость -  в слезы!

31. 3.81. Мне сказали  подписать бумагу, что я согласна с отправкой детей в Рижскую республиканскую детскую больницу* . Конечно, мне было жаль расставаться с детками, но мне объяснили, что  они родились с маленьким весом :  и вес являлся для них жизненно важным показателем.
Пришлось подписала листок-документ.

Вот из Риги прилетел вертолет , моих двойняшек и еще одного недоношенного мальчика поместили в небольшую камеру с кислородом.

После выписки из роддома у меня повысилась температура. Сходила к врачу, температуру сбили, и я поехала в Ригу, к детям.

Женщины, матери  недоношенных детей, жили в отдельной комнате. Они сдавали материнское молоко медсестре, и передавала его в отделение.
У одной из женщин, невысокая, богатые белокурые волосы стянуты в хвост ,  речь спокойная, приятная. На тумбочке у ее кровати  -  книга Лиона Фейхтвангера**.

Разговорились. Оказывается, мы с Витой  учились в Даугавпилсском институте, только  она на биофаке, я на филфаке. Вита рассказала, что ее сын летел в вертолете из Краславы в Ригу вместе с моими детьми .   

...С каждым днем мне становилось все хуже:  движения стали замедленные, и я начала ходить, согнувшись, как старушка. Тогда  Вита, Виктория Островская (Талапина) настояла на том, чтобы вызвать скорую помощь, и вызвала. Можно сказать: спасла!

 Впоследствии мы несколько раз встречались с Витой у нее дома. Она была гостеприимной хозяйкой. И однажды она ожидала гостя, но попросила меня не уходить. И мы пообедали втроем. Это был человек, которого она любила.
И вот недавно (лето-2014) я, к сожалению,  узнала, что Виты  больше нет с нами.
 

Врач спросил мои данные, поинтересовался, почему дети родились преждевременно.

"Не знаю, - сказала я, - а сама подумала: не говорить же о том,что мы
накануне затеяли делать ремонт в доме, и печник сменил кожух на плите и сдвинул (передвинул) ее со старого места. И я видела, каких усилий это ему стоило.
Тем более, думала я,  не стоит говорить о том, что день рождения детей совпал с днем рождения моего друга. Возможно, как раз это и спасло, ибо в поликлинике гинеколог не работал в этот день: был день донора, и я  отправилась на почту - отправить поздравительную телеграмму другу, и сказала стоявшей рядом со мной знакомой, нашей бывшей соседке, тете Ире, о своем самочувствии. Она сказала: "Иди домой, а я позвоню в скорую: тебе рожать!"
 
Врач сказал мне лечь на кушетку и, увидев мою заторможенность в движениях, спросил : "У вас всегда такие замедленные движения?"- "Нет,"- сказала я. "У вас сепсис,- сказал врач. "Не может быть," - подумала я.- врет!" То есть я не впустила в подсознание мысль о серьезности своего заболевания.

*Наталия Ильинична Сац (14 [27] августа 1903, Иркутск — 18 декабря 1993, Москва) — советский театральный режиссёр, первая в мире женщина — оперный режиссёр, театральный деятель, писатель, педагог. С именем Н.И.Сац связано становление первого в мире театра для детей.
 К 110 -летию ее рождения,  в 2003 году перед зданием Московского государственного академического детского музыкального театра в Москве установлен памятник Н. И. Сац. На памятнике фигура Н. И. Сац изображена с двумя детьми в образах Красной Шапочки и Волка.

**Рижскaя республиканскaя детская больница на Виенибас Гатве. Ныне Bernu kliniska universitates slimnica - Детская  клиническая университетская больница.

*** Лион Фейхтвангер (нем. Lion Feuchtwanger , 7 июля 1884, Мюнхен — 21 декабря 1958, Лос-Анджелес) — немецкий писатель еврейского происхождения. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов. Maстер исторического романа.


Рецензии
Читая строки о рождении детей,невольно чувствуешь,насколько памятны эти события для женщин.Не удивляюсь,что каждая мать может их описать или пересказать до мельчайших деталей,часто о трудностях,сопровождающих рождение.Не удивительно,что сегодня во многих лечебных учреждениях,где появляется на свет новая жизнь,разрешают присутствовать при родах мужьям рожениц,чтобы те видели,насколько зачастую труден для женщин этот процесс.

Иволий Щёголев   24.04.2017 16:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.