Малиновый звон

МАЛИНОВЫЙ ЗВОН
«Малиновый звон на заре...,
Скажи своей милой земле,
Что я в неё с детства влюблён,
Как в этот малиновый звон»
Чувство радости и умиротворения делает моё тело лёгким, воздушным, и широко раскрыв руки, парю над Землей. А внизу чудный храм, белый - белый, а вверху яркие золотые купола с устремлёнными ввысь крестами. Пахнет отчего-то яблоками и мёдом, и колокольный звон, да не простой, а малиновый. Понимаю, что всё это во сне, но так не хочется просыпаться, звук-то несравненный, и слушал бы его, слушал...
Мальчишкой услышал это выражение – малиновый звон, но точного объяснения долго найти не мог. Наяву или, как говорят, вживую, ни в детстве, ни в юности слышать не приходилось, чтобы можно было сказать, вот он – малиновый. Даже заходил в саду в малинник и слушал. Жужжали пчёлы, стрекотали кузнечики, а звона не было. Вот детская глупость. А проникся неожиданно. Зимой это было. В деревне свадьба. Тройка лошадей красоты неописуемой, жених с невестой – глаз не оторвёшь. Но не это поразило меня. Когда тройка с другого конца деревни начала приближаться на нашу сторону, в морозной ясной тишине раздались такие завораживающие звуки свадебных колокольчиков, что сердце замерло от восторга, и стало так сладостно, что невольно вскричал: « Вот он, малиновый звон, я слышу его! Какое чудо!» Так с тех пор и живу с этим чудом в душе. А последние двадцать лет живу и наяву: очень часто над нашим селом разносятся божественные звуки церковных колоколов.
Появился этот человек в нашей Усть-Коксе без малого лет двадцать назад. Росту выше среднего, полноватый, волосы гладко зачёсаны назад и собраны сзади. Но что удивило всех – ряса. Да-да, самая настоящая поповская ряса. Это выглядело так необычно, что люди, привыкшие, что к Белухе, а она находится в нашем районе, едут со всего мира, всё равно смотрели с удивлением. Хотя чего уж там. Настоящего церковного батюшку многие видели только в кино, тем более край наш старообрядческий. Вообще-то церковь в селе была, но, как и везде, её после революции закрыли. И вот на тебе – батюшка собственной персоной. Да не просто проездом, а видно надолго поселился в маленькой избушке, там и служил, и живёт. Люди и шептались, и говорили вслух: «И чего он сюда приехал, с добром ли? Всё ездют и ездют, дома им не сидится».
А и впрямь, чего ему дома не сиделось? Да ни где-нибудь, а в самой Москве белокаменной. А вот он такой, Андрей Александрович Суховский. Психиатр, кандидат медицинских наук, а вот заболел идеей помочь обрести людям веру. И это желание крепло год от года. Лечил людей от нервных срывов, душевных потрясений. Наверное, поэтому и крепло желание в оказании помощи по излечиванию души человеческой.
Уйти от мирской суеты, стать священником – это значит изменить всю свою жизнь. А ведь возраст к пятидесяти. А жена, дети? Как они отнесутся к этому? Андрей Александрович был настойчив. Сумел убедить всех домочадцев.
Почему оказался за тысячи километров от Москвы, в далёком таёжном горном крае? Загадок очень даже нет никаких. Ещё в далёком 1978 году был в этих местах в командировке и, что называется, «прикипел» к ним. Был на постое у Ефросиньи и Игната Федотовича Бухтуевых, простых и душевных людей. Вскоре ещё раз побывал здесь с врачом, своим другом, и решение стать священником созрело окончательно. Сколько надо было пройти формальностей и неформальностей, душевных мук и терзаний: а правильно ли делаю, что надумал, справлюсь ли? Это ведь будет другая жизнь, другие каноны. Поедет или не поедет семья, как встретят люди, т.е. теперь не просто люди, а прихожане. Москва конца 80-х начала 90-х прошлого века с её новыми русскими, их дикими разгулами, длиннющими очередями вызывала неприятие. Хотелось быть дальше от всей этой грязи. Да и с материальной стороны было тоже невмоготу: доходы кандидата наук были меньше, чем у нищего с Казанского вокзала. Знакомый епископ Тихон, зная о терзаниях Андрея Александровича, благословил ехать в Новосибирск на Рукоположение. И он поехал. Ехал с надеждой, с сомнениями. Что ждёт, исполнится ли заветное желание? Волновался Суховский напрасно. Рукоположение состоялось 22 мая 1992 года в Барнауле, в день святителя Николая. Епископ Тихон тепло проводил уже отца Андрея на служение Русской Православной Церкви в Усть-Коксинский приход. Здравствуй, Усть-Кокса! Встречай своего пастыря.
С чего всё начинать? Конечно, с церкви. И главный вопрос – финансовый. В те неустойчивые «лихие» 90-е их найти было очень даже непросто. Но мир не без добрых людей, тем более дело-то Божие. И одним из первых откликнулся, вы не поверите, глава района В.П. Барабошкин. Вот уж странно так странно. Коммунист с большим стажем, вторым секретарем райкома партии был, а поди ж ты. Но как говорят, непредсказуемы пути человеческие. Но пошёл навстречу, и в районной казне нашлись кое-какие деньжата. Да и доброхоты тоже объявились – предприниматели из Барнаула и Новосибирска. Люди из этих фирм знали психиатра Андрея Суховского, который лечил их души, и они откликнулись, откликнулись от чистого сердца, финансируя начало строительства. Помогли и местные директора совхозов, чем могли. Как не сказать спасибо им!
И помогали не только деньгами и добрым участием. Из славного города Ростова-на-Дону приехал поучаствовать в строительстве отличный архитектор Борис Винников. Чудак человек, ей Богу, помешался на старине, на истинном славянизме. Он-то и делал все эскизы, наброски, чертежи, расчёты. Своей настырностью в укорень изводил строителей, особенно Владимира Ковтуна, и всё равно добивался своего. С Володей произошла страшная трагедия при строительстве, о чём бы не вспоминать, но дела Божеские требуют только истинной правды. Со слов отца Андрея: «Говорить об этом тяжело. У Володи словно был предначертан такой неожиданный уход из жизни. Он дважды до этого был на грани смерти. Первый раз спасал утопающего, второй раз спасал людей на пожаре. Местные власти всё тянули с окончательным решением вопроса о расширении ограды вокруг церкви, так как забор был вплотную к алтарю. Обстановка, мягко говоря, была не из лучших. Володя в этот день был какой-то необычный, ласковый, подходил к людям, словно прощался со всеми. Залез на леса, на самые нижние, высота где-то около 3 метров, вдруг пошатнулся и упал головой вниз, и прямо на столбик. Смерть нелепая, не мгновенная, а наступила через два дня». Известие об этой гибели молнией разнеслось по району. И так обстановка вокруг церкви и конечно, отца Андрея была накалена до предела, а тут... Я не случайно упоминал, что в наш благословенный край, который издавна зовут Беловодьем, ехали и едут со всех концов света не только туристы, но и те, кто оседает здесь на место жительства. Люди разные. Одни милые, интеллигентные, образованные. Другие – с высоким самомнением о себе и чувством какого-то превосходства по отношению к местному населению. Много вычурной высокопарности, таинственности. Немного неловко говорить об этом, но их почему-то народ стал звать «рерихнутыми». Пусть Н.К. Рерих извинит меня, я чту его творчество, и было обидно слышать эти прозвища. Но народ он и есть народ, ему рот не заткнёшь. Ему – народу, не нравится показушное рерихианство. Любишь – люби, но не делай из этого культа.
А тут ещё история с часовней. Дело-то было в следующем. Приехала в район Наталья Бондарчук для съёмки фильма, имя это известно многим в культурном мире. И вот вынь да положь, для этих съёмок нужна часовня, и обязательно православная. И не где-нибудь, а там, где живут старожилы - старообрядцы. По церковным канонам нужно разрешение не только православного начальства, но не вредно попросить и у местного населения. Согласие и той, и другой стороны якобы было достигнуто. Во всяком случае так утверждала Бондарчук. Часовню построили, даже освятили. Но она вдруг загорелась. И первый раз, и второй. Толи злой рок, толи поджог – поди теперь, разберись. А вокруг шепоток: «Не хотят местные, ох, не хотят». И косые взгляды: кто на отца Андрея, кто на Бондарчук. Вобщем, куда ни кинь – везде клин.
В народе шум не утихает: храм-то на крови, прости Господи! И многие отвернулись от отца Андрея, чего уж лукавить. Некоторые из его сподвижников даже уехали. Но батюшка не сдавался: да, храм-то на крови, верно. А они многие по Руси построены на крови. Чтож теперь делать? На то Божья воля.
Не силён я в храмостроительстве, но в одном таком, одном из самых почитаемых, пришлось побывать. Построен на месте гибели царя Александра II, Освободителя. Великолепие несравнимое. Строили тоже небыстро, с 1883 по 1900 год, по проекту А. Парланда и И. Малышева. Храмостроительство в России действительно часто связано с кровавыми событиями из истории. И всё равно грустно.
Но продолжим наше повествование.
Настроение у отца Андрея угнетённое. Взять хотя бы тех же приезжих, которые и селились не по всему району, а в строго определённых сёлах. Отношения их с пастырем не заладились, откровенно говоря. И вы знаете, что они удумали? Стали обвинять отца Андрея в рерихианстве, а себя, наоборот, истинными православными. Чисто детектив, только на религиозной почве. Конечно, народ не сразу разобрался, что к чему. До сих пор ещё есть поелику сумняшиеся. К чести отца Андрея – не сломался. Он о своих годах в Усть-Коксинском приходе говорит так:
– Мою жизнь здесь можно разделить на три стадии.
– Не без удовольствия расспрашиваю о них. Не спеша, тщательно подбирая слова, он поведал.
– Первая стадия – это когда не принимали местные жители. Косились, смотрели подозрительно, кто даже с ненавистью. И пересудов, кривотолков было не счесть: и вера-то его ненастоящая, сатанинская; и принесёт она только горе и несчастье, лучше б уехал поскорее и навсегда. Даже были такие, кто вначале встретил вроде бы доброжелательно, а потом стал противником. Не буду называть их, Бог им судья. Но так было, чего скрывать.
Отец Андрей, понимаю бестактность своего вопроса, но не могу его не задать: хотелось по-мирски плюнуть на всё и сдаться? «Скорее всего, нет, я ведь знал, на что шёл». «Ну а какие ещё две фазы?»
– Когда всё более-менее стало налаживаться, уже был построен второй этаж храма, бурную деятельность развили именно приезжие. Вот именно тогда и пошли слухи, что я именно рерихианец и проповедую я не то и не так.
Но это такая чушь, что и говорить не хочется. Кандидат медицинских наук, столько лет проработать психиатром и заниматься после Таинства Священства в Божьем храме ложными проповедями? Да я ни на секунду не могу этого представить, даже и подумать-то грешно». -А сейчас отношения улучшились или хотя бы сгладились?
– Да как вам сказать? Однозначно ответить трудно. Но не может же вечным быть противостояние:
– А что Вы имеете в виду, говоря о третьей стадии существования Усть - Коксинского прихода и Вашего пастырства в нём?
– Что? Даже после сильного урагана, даже землетрясения жизнь, пусть и трудно, но постепенно налаживается, хотя отголоски прошедшего ещё долго напоминают о себе. Так и у нас, нет - нет, да и возникнут новые проблемы. Но на этом жизнь и стоит. Есть уже и определённые результаты. Вот Вы спрашивали, сколько верующих сегодня в приходе? Я скрупулезно не занимался подсчётами, но думаю, что одна треть населения района есть. Вот в Талде молитвенный дом открыли, это реальный факт. Более 15 лет в Усть-Коксе работает воскресная школа. В ней работают четыре преподавателя, два с высшим и два со средним специальным образованием. Их работу видят родители, население. И работают они по зову сердца. При воскресной школе работают театральная, музыкальная, художественная студии. Подготовили с детьми два спектакля. Первый спектакль «Пещное действо» занял 2 место на 1 Епархиальном конкурсе театральных коллективов «Жар - птица» в 2009 году в г. Бийске. Второй спектакль «Тебе, Пречистая, с любовью» посвящён Богоматери, был поставлен к престольному празднику нашего храма, к Покрову. Этот спектакль дети показали в Шебалино на фестивале театральных коллективов Республики Алтай в декабре 2009 года, завоевали диплом «За лучшую сценографию». Вокально - хоровая группа «Уймонский благовест» дважды участвовала в Епархиальных конкурсах, и была отмечена почётными грамотами. Рисунки и работы декоративно-прикладного искусства тоже были награждены дипломами. Да, ребята из воскресной школы с удовольствием занимаются творчеством. Убедился в этом, посмотрев, как они выступают со своими колядками в домах прихожан на Святках. Конечно, с ними была и Вифлеемская звезда. Вот как настоящая, ей Богу!
– Что ж, то, о чём Вы говорите, отец Андрей, хорошо. А как складываются отношения с районными властями?
– Отношения, в последнее время, складываются хорошие и плодотворные. Глава района С.Н. Гречушников, его первый заместитель по социальным вопросам К.А. Ердакова, председатель районного Совета депутатов В.А. Смирнов, глава сельского поселения Н.В. Бухтуева, зав. отделом культуры О.П. Симиренко, директор районного ДТиД Н.Н. Рогова – всегда выслушают и помогут в возникающих проблемах. Большое им спасибо!
После этих слов пастыря мне почему-то подумалось о В.Путине и Д. Медведеве. И Премьер и Президент – люди верующие. Но они ещё и государственные мужи. Огромная занятость не позволяет им детально заниматься церковными делами. Об этом и в Конституции записано, имею в виду самостоятельное существование Церкви и государства. Лидеры государства должны быть примером для руководителей всех рангов. На то они и лидеры. Не случайно они ставят вопрос о введении в школах предмета о религиозных конфессиях. Отец Андрей считает, что вопрос ставится правильно. Только не нужно затягивать. От себя добавлю, что в течение трёх лет веду в школе эликтивный курс «Религии народов мира» и убедился – ребятам он интересен.
Обращаюсь с ещё одним вопросом к отцу Андрею:
– Появились за время существования прихода в районе те, кто готов пойти по Вашим стопам, т.е. стать священнослужителями?
– Немного, но есть. Один уже закончил Барнаульскую духовную семинарию, служит сейчас в Горно-Алтайске. Двое ребят сейчас учатся в этой же семинарии. Этот вопрос непростой, – задумчиво говорит отец Андрей – инженером, врачом, не так-то просто стать, а у духовного служителя десятки людей с их болями и печалями. И помочь с ними справиться, подсказать путь истинный – это может далеко не каждый. Да и сама жизнь священнослужителя не принадлежит ему, а Богу и людям. Такое выдержать может далеко не каждый. Сказать, что я во всём согласен с отцом Андреем, было бы не совсем верно. Есть определённые сомнения, с чем-то даже не согласен. Батюшка явно это иногда замечает, но как умный образованный человек не допускает никаких упрёков. Время есть, чтобы доказать свою правоту. Так и должен поступать пастырь.
…А утром, ещё не до конца проснувшись...
Сквозь полудрёму и сон Слышу малиновый звон Это – рассвета гонцы – В травах звенят бубенцы
Этот малиновый звон
От материнских окон,
От той высокой звезды
Да от минувшей беды.
Это звонят колокола нашего храма. На душе тепло и радостно. Пришёл новый день. И даст Бог, он будет светлым и удачным.
Как трудно возвращается к нам вера, об этом думаю я много, много раз... У каждого на это своя мера, и един для всех лишь Божий Глас!
А. Бородин.


Рецензии
Да, своя мера...

Галина Антошина   16.08.2014 18:15     Заявить о нарушении