Руки пианистки
играет своим неправильно сросшимся пальцем,
она иронически ответила:
"Неужели вы думаете, что играют руками?
Играют вот чем", - и она постучала себе по лбу.
Многие пишут о руках Веры Августовны Лотар-Шевченко. У них, действительно, был страшный вид после восьми лет каторжной работы в лагерях ГУЛАГа. Приведу несколько примеров.
Дмитрий Шеваров:
"Заключенные, наблюдавшие за этими необычными концертами, были потрясены ее преданностью музыке и уверяли, что понимали и даже слышали то, что она пыталась извлечь своими искореженными тяжелой физической работой пальцами из самого необычного музыкального инструмента ХХ века".
Эмиль Фискинд:
"Важно, что всё вынесла и снова могла жить и творить. Но все же один свидетель мог рассказать о страшных годах - ее руки!
Не утонченные длинные пальчики пианистки, а грубые, натруженные, красные руки человека, выполнявшего тяжелую физическую работу".
Татьяна Гуськова о том как Вера Августовна впервые после лвгеря села за рояль:
"Гостья сбросила ватник и некоторое время молча сидела, осторожно касаясь клавиш натруженными изуродованными руками".
Т.Д. Третьякова:
"И в то же время её, наверное, нужда заставила быть такой – засученные рукава, красные руки, огромные пальцы, рабочая мужская рука".
Нинель Пляцковская:
"У нее, кстати, на всю жизнь остались тяжело натруженные руки. И потом, так сказать, «на воле» это удивляло и озадачивало; разумеется, не само по себе, а в сочетании с прекрасной музыкой, которая теми же руками исполнялась".
А вот, один из учеников Веры Августовны Георгий Георгиевич Угодников пишет, что он не увидел ничего особенного в её руках. Мальчик ничего не заметил или не запомнил. Вот, что пишет Георгий Георгиевич много лет спустя:
"Посмотрел видеоролик - старик Вл. Горовиц. Увидел великого пианиста близко. К подъехавшей машине продирался сквозь толпу озабоченный директор Зала, сын Соллертинского-старшего. Самое сильное личное впечатление от телевизионной записи (то же самое очередной раз повторяется, когда смотрю видеоролик) – с такой постановкой
рук играть невозможно! Провисающие кисти, плоские пальцы! Из зала так хорошо руки пианистов не видны.
К теме – В. Лотар. Всякое лыко в строку! Ролик лишний раз напомнил, что мне необходимо будет несколько фраз сказать о руках Веры Августовны. Сотни раз они мелькали на клавиатуре перед моей ученической физиономией. И никакого впечатления «изуродованных», «скрюченных», «красных» и пр., и пр. они не производили. А вот постановка рук – абсолютно классическая, эталонная. Потому я так бурно и реагирую на кадры с великолепным Горовицем".
Зера Мышкина о концерте Веры Августовны Лотар-Шевченко в Свердловской филармонии в 1975 году:
"На сцену вышла высокая сухощавая старушка, бережно неся перед собой свои руки, немного согнутые в локтях. Она словно не видела ничего, кроме рояля".
Любовь Качан о первом впечатлении от игры Веры Августовны:
"Она <…> кладет руки на клавиши, вы переводите взгляд на них и ….вас охватывает оторопь. Узловатые, изуродованные артритом пальцы. Что можно сыграть такими руками? И тем более изумляет и потрясает то, что слышишь после первых же звуков. Это можно назвать только одним словом: волшебство - победа духа над немощным телом".
Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/09/305
Свидетельство о публикации №214010900300
триптих
Не зря её назвали в детстве Верой,
одарили слухом, силой страсти.
Бах. Париж. Рояль. И первая премьера
пианистки юной в ярком платье...
* * *
В жерновах гулага выживанье,
кровь и пот, и боль людских потерь,
адский труд и страстное желанье
выжить, и послышалось: - Ты верь!
* * *
Волшебство - победа духа, вера
в эти тёплые, натруженные руки...
Вновь гостям играет Баха Вера
И звучат сонаты - сердца звуки!
Золото Зари 18.04.2014 11:44 Заявить о нарушении
Михаил Самуилович Качан 04.05.2014 10:02 Заявить о нарушении