Очерки о Крещатике. Авторское вступление

        Всё началось довольно давно. Однажды по телевизору я посмотрел программу знаменитого искусствоведа Ираклия Андронникова, который рассказывал о Невском проспекте, о тех архитекторах, которые строили на нем дома, об известных людях, которые там жили или бывали, о том, как пережил проспект военную блокаду. Весь рассказ, конечно, сопровождался фотографиями и кинокадрами. Так что я не мог остаться равнодушным.
       Тогда же у меня зародился вопрос: а почему бы точно так не рассказать о киевском Крещатике? И я начал в тогдашних газетах, журналах и справочниках выискивать информацию.

В 1980-е годы Киев готовился отметить 1500-летие основания. В секции литературы и искусства при районом обществе «Знание», которое я тогда посещал, тоже обсуждался вопрос о юбилее, и предложили, кто хочет, подготовить сообщения. Мой рассказ об истории Крещатика уместившийся на трёх или четырех, отпечатанных на машинке, страничках, всё-таки вызвал некоторый интерес, и мне даже дали диплом  и поощрительную премию. Потом, несколько раз я выступил со своим рассказом о Крещатике в каких-то школах и учереждениях. Однако, юбилейные торжества прошли и тему закрыли.

        Пришли новые времена, а с ними новые темы и интересы, но тема Крещатика, хоть и не востребованная, всё же оставалась.

         Когда на интернете, я увидел подборку старых фотографий Киева, тема, дремавшая столько лет, пробудилась. Благо, теперь в моём распоряжении был такой бесценный помощник, как интернет. Я стал открывать страницы и выписывать все сведения, касающиеся Крещатика.

        Очень скоро осознал, что ещё немного и я окажусь под информационным завалом, поскольку на меня стали обрушиваться самые разные имена, события и даты. Тогда я стал все сведения «расфасовывать» по темам. Однако, многие темы начинали так «разбухать», что уже требовалось создавать подтемы. Так что в результате, пришлось посвятить какой-то теме несколько очерков. Так что теперь только о Крещатике и всем, что с ним связано, представлено более 50 очерков.

Другим направлением моих поисков стали киевские дореволюционные гимназии и другие учебные заведения. И я рад, что и по этой теме удалось собрать довольно интересный, часто не изученный материал и что смог помочь тем, кто искал, и благодаря моим очеркам, смог получить информацию о своих прадедушках и прабабушках.

Не прекращается эта работа и сегодня. И, по мере того, как отыскиваются новые факты, я, в уже помещенные очерки, вношу изменения, исправления и добавления. Вот почему те, кто прочитал какой-то из моих очерков ранее, через какое-то время сможет отыскать в них что-то новое.

          С самого начала готовя материал, я руководствовался правилом: ЗДАНИЕ, СОБЫТИЕ, ЛЮДИ.
          При этом, стараясь давать о людях максимально подробную информацию, которая бы включала: имя, отчество, даты жизни, фотопортрет. Оказалось, что это не так просто.
           Например имена. О некоторых деятелях мало того, что сообщались только фамилии, а если инициалы- то ошибочные. Скажем, если имя Александр или Николай, то в украинском языке их звали Олександр и Микола. В результате, некоторые публикаторы и в русском тексте сохраняли соответственно «О» и «М» вместо «А» и «Н». Только многократно проверив и перепроверив имена и фамилии, удавалось, буквально, расшифровать некоторые из них. К сожалению, далеко не все имена и отчества удалось восстановить полностью, и потому, в некоторых местах в тексте указаны только фамилии.

          Ещё труднее оказывается отыскать информацию об их жизни и фото. Поиск такой информации занимал самое значительное время, но уж если удавалось по крохам востановить информацию о человеке, это было для меня праздником.

          Не обходилось при этом без ошибок. Доверившись инициалам, я указывал не того, а другого деятеля. Или давал неточную информацию о каком-то здании или событии. Вот почему я с благодарностью обрашаюсь к тем, кто помог мне исправить ошибки, кто подсказал правильную информацию!

Хотя по историческим меркам, Крещатик сравнительно молодая улица, немногим более 200 лет, всё же все материалы я разделил не только тематически, но и хронологически, что позволяет читателю лучше представить Крещатик в тот или иной промежуток времени. С другой стороны, рассказ о каком-то здании, как, скажем, о ЦУМе, пришлось разбить на несколько очерков в том или ином промежутке времени.

Кроме фактического материала, у меня к каждому очерку, собралась и значительная подборка фотографий. К сожалению, формат сайта Proza.ru не позволяет их поместить. В связи с этим, прошу всех читателей, кому интересны , представленные очерки, и кто хотел бы увидеть их с соответствующими фотографиями, прошу без смущения мне писать.

         Буду также признателен тем, кто поделится со мною своими воспоминаниями, выскажет свои суждения, пожелания или замечания.


Рецензии
Отлично, что вы Невский проспект связали с Крещатиком.

Надеюсь, что они снова будут в одной стране.

Ардалион Куц   23.01.2024 18:09     Заявить о нарушении
Мечты-мечты, где ваша сладость?
После такой кровавой бойни есть ещё надежда?
Да и зачем украинцам жить с русскими в одной стране?
Второй Хмельницкий уже не появится.

Влад Каганов   23.01.2024 19:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.