Портрет Святителя Луки

Фото из интернета. Автор неизвестен

Когда святитель Лука по приглашению профессора С.С.Юдина был в Москве в институте им. Склифосовского, Юдин предложил молодой и талантливой художнице девушке, лечившейся в институте, нарисовать портрет Луки.

Звали девушку Софья. Лечилась она в институте долго. Софья рано осталась сиротой. Умер отец, расстреляли дедушку. С детских лет рисование стало её любимым занятием. Она училась в художественно-промышленном училище, а затем во ВГИК, где  получила диплом художника кино. Как только она начала работать навалилась тяжелая болезнь.

Неудачная операция приковала девушку к больничной койке. Два года Софья провела в Институте Склифосовского где и встретилась со святителем Лукой. По совету профессора Юдина Лука согласился позировать.

В своих воспоминаниях в интернете Софья рассказывает, что бывают встречи, которые оставляют глубокую память на всю жизнь, о которых необходимо рассказывать всем людям. Такой была её встреча с архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким), жизненный путь которого был подвигом во имя Христа.

- Бог, по Своему милосердию, послал мне встречу с ним в институте, где я пробыла с небольшими перерывами около двух лет. Тяжелые операции на позвоночнике, которые я перенесла там, причиняли физические страдания, казавшиеся иногда непереносимыми, и только великая любовь к рисованию приносила радость.

Чтобы как-то отвлекать меня от болезни нянечки, прачки, санитары, медсестры, хирурги садились на низенькой скамеечке у моей кровати, чтобы я могла, лежа на животе, рисовать их портреты.

Сколько прекрасных тружеников послевоенной Москвы прошло тогда передо мной! Сколько раненых на фронте, детей и взрослых! Профессор Юдин часто заканчивал свои обходы клиники у моей кровати с вопросом: «Что нового?» – и смотрел мои карандашные портреты. Однажды он зашел, как всегда и предложил мне нарисовать архиепископа Луку.

Я с волнением узнала, что Владыка Лука, которого мне предстояло рисовать, был много раз в ссылках за веру. Он продолжал и там проповедь Христа, делал блестящие операции и написал книгу «Очерки гнойной хирургии», удостоенную Сталинской премии. Как раз накануне ему торжественно вручали ее.

Его упоминание о ссылках тяжело отразилось на мне. Десять лет тому назад я потеряла тетю, воспитавшую меня, сироту. Она погибла в Сибири за то, что в годы изъятия церковных ценностей укрывала у себя архиерейскую митру.

Трудно передать чувство благоговения, которое овладело мной при виде чудного старца, сидевшего в зале, куда привел меня Юдин! Наша семья, воспитавшая меня, была глубоко религиозной. Потом были годы учения в школе и работы на фабрике с их антирелигиозной пропагандой, но вера, хранимая в душе, глубокое уважение к священнику – остались.

 И было естественным желанием подойти под благословение к Владыке и попросить разрешения нарисовать его.

Сначала я волновалась, общаясь с таким великим человеком, а затем, слушая тихий, ласковый голос, видя устремленный на меня добрый взгляд, я почувствовала, что волнение мое исчезло и я могу приняться за рисование.

Рисуя Луку, я рассказывала ему о своей жизни в Киеве, о гибели тети, о любви к искусству. Я удивилась и обрадовалась, когда узнала, что Владыка Лука закончил Киевскую художественную школу. Но, как пошутил он, из неудавшегося художника он стал художником в анатомии и хирургии: изучал кости, лепил их из глины, когда учился в Киевском университете на медицинском факультете. «Я видел вокруг столько страдающих людей, что принял решение заниматься не тем, что нравится, а тем, что полезно людям. Я стал хирургом и не жалею об этом».

Спокойный тихий голос Владыки, его рассказы о работе в земских больницах, где не было элементарных условий для работы хирурга, делавшего сложные операции, где иногда приходилось стерилизовать инструменты в самоваре, глубоко трогали меня.
Но мне хотелось понять, как хирург стал священником.

Владыка рассказал, что в 20-е годы набирала силы антирелигиозная пропаганда:  разрушались храмы, подрывались устои нравственности, и он почувствовал необходимость исцелять не только телесные, но и духовные болезни.
- Предложение стать священником я принял как Божий призыв, придя к мысли, что мой долг – защищать проповедью оскорбляемого Спасителя.

Работая над портретом, мне хотелось передать на холсте взгляд его мудрых глаз, весь его облик – мягкие черты лица, большой лоб, белоснежные волосы, бороду, покоившуюся на груди, руки пастыря и блестящего хирурга, столько потрудившиеся в жизни, а сейчас спокойно и задумчиво перебиравшие четки!

Мой рисунок Владыка рассматривал доброжелательно и пригласил, при случае, посетить его в Симферополе, куда он уезжал, чтобы возглавить Симферопольскую и Крымскую епархию.

Прошло два года, и в 1948 году, проездом в Ялту, я нашла в Симферополе храм, где служил Владыка. День был воскресный, служба кончилась, началась проповедь. В высокие окна лился яркий солнечный свет, освещая фигуру Владыки.

В тишине храма слышался его тихий голос, говоривший о мудрости устроения мироздания, созданного Творцом, о тонкой красоте нежных полевых цветов, о тихой радости, которую навевают краски зари, о том, что это – немая проповедь душевной чистоты. Владыка говорил о том, что главное в жизни – всегда делать добро людям.
Я запомнила его слова: «Если не можешь сделать большое добро, сделай хотя бы маленькое».

Я слушала Владыку и сердце сжималось от боли: ведь он был на пороге слепоты! Об этом мне сказали прихожане храма. Чувствовалось, что его почитают и любят здесь, в Крыму, где войной нанесены страшные раны, где разрушены города, храмы, где такое тяжелое экономическое положение.

К Владыке на консультации приезжали издалека больные. Он помогал врачам ставить правильный диагноз, устраивал в стационар на операцию, просил прихожан организовать в больнице дежурство, опекать приезжих.

Но главной своей архиерейской обязанностью он считал восстановление храмов, возобновление в них богослужений и постоянные проповеди о Христе. А жил он очень скромно в небольшой двухкомнатной квартире, где главное место занимали книги.

Владыка нашел время еще раз попозировать мне и оставил на портрете чудную надпись: «Милую Соню да благословит Господь на жизнь христианскую и да исцелит от мучительной болезни. Архиепископ Лука. 5-V-48 г.»

С благословения хирурга и святителя Владыки мучительная болезнь отступила, я вернулась к активной трудовой жизни и испытала великую радость материнства…

========
Использованы открытые источники в интернете:
Сайт имени святого Луки, Святитель Лука Крымский;
Сайт: «Симферопольское благочиние»;
Сайт: «Православие»;
Сайт: «Интернет-журнал Лицей»;
Сайт: «Русская народная линия»;
Православный журнал «Фома»;
«Православное слово Сибири», №2-3, 2002 г.
Автобиография Луки «Я полюбил страдание»;
Эссе Луки –«Христианское учение о любви к человеку», «Дух, душа и тело»;
И.А.Кассирский «Воспоминания о профессоре В.Ф.Войно–Ясенецком»;
М.Поповский «Жизнь и житие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого);
Статья С.Варшавского и И.Змойро «Две грани одной судьбы», журнал «Звезда Востока», №4, 1989г.;
Статья И.Ахундовой «Скальпель на иконе»;
В.А.Лисичкин «Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)»;
В.А.Лисичкин «Крестный путь Святителя Луки:Подлинные документы из архивов КГБ»;
Википедия – «Биография. Вклад в науку. Почитание. Память об архиепископе Луке»;
Богомолов Б.П.,Светухин А.В. «Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. К 130-летию со дня рождения». Журнал «Хирургия» -2007, №12;
Глущенко В. «Святитель Лука – взгляд в будущее»
Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ»,т.2.ч.3.гл.10
И.Григович «К 120-летию со дня рождения Юдина С.С.»
«Аристократ духа».Авторский цикл из эфира радиопрограмм Благовещение.
«Древо» (открытая православная энциклопедия)


Рецензии
Сколько нового открываете Вы для меня, Анатолий!Спасибо огромное!
Читаю с большим интересом.
Мудрейшая установка: "Если не можешь сделать большое добро, сделай хотя бы маленькое".
С уважением

Марина Клименченко   08.05.2017 06:17     Заявить о нарушении
Когда я писал о Луке тоже поражался - почему столько интересного о жизни такого великого человека я узнал уже будучи на пенсии, а не в институте. Но, как говорят, лучше поздно, чем никогда...
С уважением -

Анатолий Комаристов   08.05.2017 08:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.