Но может быть, когда-нибудь к среднему придем?

Ах, как прав был Булат Шалвович! «Дураком быть выгодно, да очень не хочется…»  О чем это  я? О современной системе образования…

Для примера расскажу историю, как сейчас принято говорить, произошедшую в реале

Итак, место действия – провинциальный вуз. Время действия – ноябрь ушедшего года. Предлагаемые обстоятельства: лекция по литературе первой половины XIX века.

Мизансцена: преподаватель заходит в аудиторию, смотрит за окошко, а за окошком ноябрьский день с холодным солнцем.

Преподаватель (после традиционного «здравствуйте):

«Встает заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк;

Его почуя, конь дорожный

Храпит - и путник осторожный

Несется в гору во весь дух;

На утренней заре пастух

Не гонит уж коров из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их не зовет его рожок;

В избушке распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней».

Студенты – реакции ноль, стихи незнакомы.

Преподаватель: Из какого это произведения?

Тишина.

Преподаватель: Ребята, ну, кто написал?

Тишина.

Преподаватель: По стилю догадайтесь!

Робкий голос с задней парты: Тютчев?...

Как писал Николай Васильевич Гоголь - картина!

Вы скажите, я передергиваю? Ничуть. Прошу обратить внимания: это не двоечники, которых с волчьим билетом выгнали из школы.  Не бабушки на лавочке, забывшие все в опытах быстротекущей жизни, а студенты, которые сдали ЕГЭ и поступили в вуз. И учатся уже не на первом курсе…

К чему я это? А вот к чему… Рассказываю эту историю знакомому. Замечу в скобках, знакомый этот - военный инженер, в настоящее время занимается бизнесом, лет ему около пятидесяти. Реакция:

- Подожди, так это же пятая глава «Евгения Онегина», кажется?

Ошибся мой знакомый, это была четвертая глава…

Но предисловие явно затянулось, перехожу к сути вопроса.

Статистика знает все…

Итак, Болонская система или выражаясь высоким штилем – Болонский процесс интернационализации высшего образования в ушедшем году отметил русское десятилетие. Возраст отрочества. Что имеем?
 
Для начала приведем цитату:

 «На текущем этапе Болонский процесс, как один из инструментов продвижения и интернационализации системы высшего образования, используется Россией недостаточно эффективно. Например, Европейский проект глобального продвижения ОПВО (Global PromotionProject), Управленческий комитет Совета Европы по Высшему образованию и исследованиям (the Council of Europe Steering Committeefor Higher Education and Research), Международное образование (Education International), а также более элементарные и привычные инструменты, UNESCO-CEPES, OECD (IMHE, AHELO…), болонские семинары, тематические сети и т.д. не используются в полной мере. Не используем мы и стандартный набор маркетинговых инструментов, направленных на интернационализацию национальных систем образования и содействие экспорту образовательных услуг: национальный бренд; специализированное агентство; централизированный сайт; система мероприятий, включающих выставки, комплексы PR мероприятий; коммуникационные компании; информационные офисы». ( http://www.bologna.ntf.ru )

А теперь… впрочем, комментарии излишни:

« Международный мониторинг оценки качества национальной системы школьного образования PISA, проводимый Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), имеет важное профессиональное и общественное значение.
 
По данным PISA с 2000-го по 2009-ый годы Россия стабильно оказывается в четвертом десятке ближе к концу списка, показывая результаты значительно хуже средних результатов по ОЭСР. У нас не только школьники, но многие взрослые с высшим образованием и учеными степенями не умеют работать с информацией».  (Отрывок из новой книги: Виноградов Б.А., Пальмов В.Г. Развитие кадрового потенциала ОПК. – Санкт-Петербург: «Наука», 2013).

«По версии Times Higher Education, один из лидирующих вузов страны - МГУ им. М. В. Ломоносова занимает 50-ю строчку мирового репутационного рейтинга вузов в 2013 году. МГУ  оказался единственным представителем России в этом престижном рейтинге, а лидирующие позиции по-прежнему занимают университеты США и Великобритании».
«За последние 20 лет Россия скатилась с 3 по на 35 место в рейтинге систем высшего образования, ежегодно составляемого ЮНЕСКО.
Как передает корреспондент «Нового Региона», с 1980 по 1991 год СССР прочно удерживал в рейтинге третью позицию. В последующее десятилетие Россия в мониторинг не включалась, а вернувшись в рейтинг в 2001 оказалась на 19 месте, в 2007 году страна смогла занять лишь 27 строчку, а в 2012 – 35. На первом месте рейтинга США, на втором Великобритания, третье место делят Австралия и Новая Зеландия, четвертое – Швейцария и Франция, на пятом – Гонконг, Япония, Канада и Германия. Китай и Индия в рейтинге стоят на 6 месте. Компанию России на 35-м место составляют Дания, Южная Корея, Мексика, Ирландия и Австрия.
При этом отмечается, что доля ВВП, направляемых на образование в России выше, чем в Японии, где высшее образование считается обязательным: у японцев этот показатель составляет 3,6%, у нас – 3,8%. Для сравнения, в США на образование тратят 6% ВВП, в Германии – около 5%.
Кстати, согласно официальным данным, расходы госбюджета РФ на образование за последние 15 лет в абсолютных цифрах выросли почти в 30 раз: с 18,5 миллиардов рублей в 1997 году до 552,4 миллиардов в 2011. По итогам 2012 года расходы на образование могут составить 603,5 млрд. рублей.
В общемировом рейтинге вузов, включающем 500 крупнейших вузов, МГУ имени Ломоносова занимает 93-ю позицию. Тройку лидеров составляют Гарвард, Кембридж и Оксфорд». (http://newsland.com/news/detail/id/1027381)

Достаточно-с? Вполне-с…

Кто виноват?

Возможно, кто-то и возразит, что, мол, данная выборка претенциозна, есть же и положительные примеры. Есть, как не быть. Ведь статистика знает все… Только вот, есть и еще кое-что, что не входит в официальные рейтинги, не учитывается в отчетах, программах, компетенциях и прочем, а именно, спросит въедливый читатель? Реакция людей, да, да, тех самых,  для которых все это делается, учащихся и учащих.  Примеры? Сколько угодно-с.

Итак, чем на данный момент занимается подавляющее большинство преподавателей вузов и учителей средних учебных заведений?

Вы удивитесь…, таки они пишут бесконечные программы, планы, рекомендации по компетентностным подходам к обучению (черт его знает, что это такое!), и всяческое тому подобное…  В среднем на одного преподавателя вуза и  учителя средней школы приходится от трех до семи программ и тому подобного в год. Да, так-то вот…

А теперь, задумайтесь, сколько на это все, с позволения сказать, бумаготворчество употребляется времени, сил, уж про бумагу я не говорю, она бедняга все стерпит…

Да, а еще все это надо переделывать до бесконечности. Почему? Потому, что стандарты образования, как море, меняются в среднем раз в полгода.

Мне возразят, что сейчас переходный период, что стандарты уже выпущены раз и навсегда…, а, как же-с… только вот просто было на бумаге, да забыли про овраги.  Ну, как тут не вспомнить Александра Николаевича Островского: 

 «Городулин. Прекрасно. То есть все это очень скверно, но говорите вы прекрасно; вот важная вещь. Впрочем, все это было прежде, теперь совсем другое.
   Глумов. Что-то не видать этого другого-то. И притом, все бумага и форма. Целые стены, целые крепости из бумаг и форм. И из этих крепостей только вылетают, в виде бомб, сухие циркуляры и предписания».  («На всякого мудреца довольно простоты»).

Оно бы может и ничего, только времени у учителей не остается. На что? На то, что они должны делать, на учение. Главное сдать отчет, программу, квалификационную ведомость (и, о, Господи, твоя воля) еще не ведаю что, а учение, учеба, образование, уж, что говорить о воспитании, отходит не на второй или третий, хорошо, если не на десятый план.

Вот вам и рейтинги, вот вам и показатели, вот вам и неграмотное поколение, для которого Пушкин, Гоголь, Островский, Иван Грозный, Петр I, суть звук пустой.

Хотите пример? Изобилует сия статейка примерами, но уж тут ничего не поделаешь, а то в неправдоподобии обвинят… Ну-с, так вот… Одна моя коллега возмущалась:

- Представляешь, смотрим с дочкой «Петербургские тайны». А она меня спрашивает, после какой войны действие в фильме происходит. Я объясняю, что роман Крестовский написал в 1864-1866 годах, а  издан он был в 1867-м, так что войн на тот момент было довольно много. Спрашиваю, какая именно война ее интересует. Если  крымская так она к тому моменту  уже лет с десять, как кончилась, а русско-турецкая, в которой русские помогали болгарам и сербам, (последняя в XIX веке) еще не началась, а военные действия на Кавказе шли  до 1864-го. Так что можно сказать, что действие в романе и в фильме происходит во время кавказской компании.

Так что отвечает мой ребенок?

- Не, мам, я имею в виду после Великой отечественной или до?

А вот еще примерчик, свеженький совсем.

Дня два назад приходит ко мне соседка. Ее внучка учится в пятом классе. Ребенок сидит и голову ломает, чуть не плачет. Учительница в соответствии с новым стандартом образования по литературе задает пятиклассникам ессе на тему: «Структура трагедии и пьесы».

В пятом классе! Я уж не говорю о том, что это вопрос для студента театрального вуза. Не говорю  и о том, что современный ребенок и пьес-то не знает, так как литературу изучает по принципу: проходили и мимо прошли. Не читают они сейчас, а краткое содержание произведения в Интернете смотрят, потому, что и читать не приучены, и родители им, как правило, не читают, и учителя ничего не объясняют, времени у них нет из-за того же, о чем выше говорилось.

А когда родители спросили учительницу: «Зачем детям в пятом классе отвечать на подобные вопросы?» Учительница оскорбилась: «Я не на шаг не отступаю от новых образовательных программ! Чего Вы от меня хотите?!»

С чем останемся?

Рискну привести еще одну цитату:

 «Цель современной российской модернизации – в соединении элементов западноевропейского образования с новыми реалиями российской социально-политической системы. Сложность нынешнего этапа для власти и общества в выборе традиций, на которые надо бы опереться. Наряду с заимствованием западных новшеств, видна дуалистическая позиция власти, демонстрирующей историческую неразрывность государства: империя, советская страна и нынешний этап развития. Экспериментирование в школах заменилось образовательными стандартами и привитием основных компетенций, потребных для современного общества». (http://netreforme.org/poroki/).

Только вот ответьте на вопрос, что такое эти самые «компетенции», в каком смысле они потребны, для чего и кому?

Компетентным человеком в системе классического, старого (не болонского) образования считался специалист, разбирающийся в чем-то досконально.  Говоря простым языком, врач, так врач, филолог, так филолог, инженер, так инженер, учитель, так учитель. А сейчас мы, простите, плодим даже не полуучек, а неучей, которые имеют широкие амбиции, подкрепленные дипломами бакалавров и магистров, и умеют только одно, позиционировать себя, без всякой почвы под этим самым позиционированием.

 «Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития. («История одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин).


Рецензии
Полезная статья! С болью в сердце наблюдаю за псевдореформами последних десяти-пятнадцати лет. Ушёл на выслугу при советской системе образования и не испытал (слава Богу) на себе её ломку. Ещё пять-десять лет и мы очутились бы ниже последней строчки по рейтингам. Есть определённые надежды на отрезвление чиновников от образования, а самое главное-высшего руководства страны, а может просто у них кончились деньги отката Сороса, а новых подачек нет.

Виктор Некрасов   10.10.2016 06:14     Заявить о нарушении
"Дай бог, чтоб милостию неба
Рассудок на Руси воскрес;
Он что-то, кажется, исчез".
Как будто сегодня сказал ГЕНИЙ!

Виктор Некрасов   10.10.2016 06:16   Заявить о нарушении
Заметьте, и никто от этого не напрягается, от исчезновения рассудка. "И притом, все бумага и форма. Целые стены, целые крепости из бумаг и форм. И из этих крепостей только вылетают, в виде бомб, сухие циркуляры и предписания".Это прямо про наше современное образование, а говорил Александр Николаевич о другом...
Классика она потому и классика..., на все времена и на любые ситуации.

Спасибо за отзыв. С уважением, Елизавета

Елизавета Юдина   12.10.2016 23:24   Заявить о нарушении
Не рассуждать, когда не приказывают, смеяться, когда начальство вздумает сострить, думать и работать за начальников и в то же время уверять их со всевозможным смирением, что я, мол, глуп, что все это вам самим угодно было приказать. Кроме того, нужно иметь еще некоторые лакейские качества, конечно, в соединении с известной долей грациозности: например, вскочить и вытянуться, чтобы это было и подобострастно и неподобострастно, и холопски и вместе с тем благородно, и прямолинейно и грациозно. Когда начальник пошлет за чем-нибудь, надо уметь производить легкое порханье, среднее между галопом, марш-марш и обыкновенным шагом.

Сергей Шрамко   13.10.2016 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.