Освоила баян и аккордеон

НА СНИМКЕ: Артисты театра Озерлага


На сайте http://www.memorial.krsk.ru/Public/00/200202.htm я нашел информацию о театрах ГУЛАГА:

"В ГУЛАГе тоже был свой театр. Профессиональный и самодеятельный. Поднимавшийся до самых высот подлинного искусства и агитирующий подневольную рабсилу за выполнение и перевыполнение норм. Очень разный театр, где блестяще ставили и классику, и многоактные пьесы о строительстве коммунизма в СССР.

На сценах ГУЛАГА играли Вацлав Дворжецкий и Борис Мордвинов, Валентина Токарская и Георгий Жженов, Вадим Козин и Лидия Русланова. Как и тысячи менее известных широкому кругу коллег, они по ложным обвинениям отбывали наказание в разных лагерях СССР: от Соловков, где часть в общей сложности пятнадцатилетнего срока сидел В.Я. Дворжецкий, до Колымы - места каторги Г.С. Жженова.

Все хлебнули страшных общих работ, и лагерная сцена стала для них спасением, хотя бы маленькой передышкой перед очередным этапом. Многим профессиональным актёрам, певцам, музыкантам, довелось выступать в находившихся при лагерных культурно-воспитательных отделах культбригадах, которые, по сути, были теми же крепостными труппами, предназначенными для развлечения лагерного начальства" (Виктория Миронова. Театр №2, 2002).

Во многих лагерях администрация организовывала художественную самодеятельность из заключенных. Мне неизвестно, была ли она в Тавде или Ивделе, но в Тагиллаге точно была. я нашёл эту информацию на сайте Центра Сахарова в воспоминаниях П.Д. Шурделина:

"В середине 1943 года из заключенных артистов и музыкантов при Тагиллаге организовали эстрадный ансамбль. Со всех лагпунктов собрали артистов, прилично их одели во все новое, оставив им свою одежду, в которой они и выступали. Артисты под конвоем разъезжали по всем лагпунктам и в клубах давали концерты: пели, плясали, читали стихи и отрывки из художественных произведений, исполняли злободневные частушки и акробатические номера. Музыканты играли на трубах, скрипках, гитарах. Кормили их отдельно, голодными не оставляли. Они давали концерты и для вольных в клубах, тоже под охраной. …

Через полтора года ансамбль был ликвидирован. Артистов распределили по всем лагпунктам, где они работали в клубах и культотделах" (П.Д. Шурделин. Годы и дни моей жизни. http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=2289).

То, что Вера Августовна участвовала в художественной самодеятельности, сомнению не подлежит. Возможно, именно здесь, в Тагиллаге она и аккомпанировала тем, кто пел.

В отрывке, который я привёл, ничего не говорится о наличии в лагере фортепиано. Да его там, вероятно, и не было.На чем же могла аккомпанировать Вера Августовна? Ответ мы находим у Владимира Яковлевича Мотыля, знаменитого кинорежиссёра, который ещё в самом начале своей режиссёрской деятельности встретился с ней в драматическом театре Нижнего Тагила.

Он пишет в своих воспоминаниях в книге "Умри или будь!":

"В лагере она должна была заниматься физическим трудом, выполнять нормы зэков. Но даже там она всё-таки нашла возможность не потерять профессиональную форму. Освоила баян и аккордеон. Это хоть в какой-то степени помогало, спасало её".

Это свидетельствоя считаю очень важным для понимания лагерной жизни Веры Августовны. Полагаю, что она быстро заиграла на аккордеоне и баяне профессионально. По крайней мере, лучше других. Она ничего не умела делать плохо. И стала для лагерного начальства незаменимой. Скорее всего, она участвовала в самодеятельных концертах до последнего дня своей лагерной жизни.

Любовь Николаевна Качан слышала от неё самой, "...что она отвечала за музыкальное оформление еженедельных лагерных концертов, музыку к которым часто сочиняла сама.

Такие концерты проводились с "воспитательной" целью, и были очень популярны. "Недостатка ни в режисссерах ни в исполнителях не было. Причем, самого высокого класса – творческая элита. Кто-то мрачно пошутил, что в это время концерты там были лучше, чем на воле". Но в каком лагере это было, Вера Августовна не говорила.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/09/2351


Рецензии
"Кто-то мрачно пошутил, что в это время концерты там были лучше, чем на воле".
Да, думаю, те концерты были лучше того, чем нас пичкают сейчас с экранов... Спасибо за Ваши строчки. С уважением.

Мила Григ   20.12.2015 10:29     Заявить о нарушении
Сколько нужно душевных сил, чтобы давать концерты в лагере... Но эти концерты добавляли людям силы. И тем, кто играл, и тем, кто слушал.

Михаил Самуилович Качан   21.12.2015 10:08   Заявить о нарушении