Колхоз

Нынешнее поколение советских людей
будет жить при коммунизме!

                Н. С. Хрущёв


   Август 1975-го. Вот уже с полчаса пытаюсь поймать попутку, но увы — всё мимо! Наконец-то какая-то шаланда притормозила... «Возьмёшь до города?» — спрашиваю пожилого водилу.
 — Всё зависит до какого города?
 — До N!
 — А! А я думал до Ленинграда!? Садись!
 — А, что до Ленинграда не взяли бы? — продолжаю разговор.
 — Нет! Потому как я только до Киришей, домой еду!
 — Понятно! Да, в Киришах я ещё не был! Мы немного помолчали...
 — А, что может вам, что-нибудь рассказать, чтобы не скучно было!?
 — Нет, лучше не надо. Я устал, с Дмитрова гоню, а ты меня убаюкаешь, я и заснуть могу! И не исключено, что навсегда! Смекаешь?
 — Я понял. Мне это знакомо... Я три раза в такое попадал!
 — А, ты чё шоферишь?
 — Нет! С одним козлом ездил в колхозе! Он днём в колхозе рулит, а по ночам шабашит! Два раза я успевал его разбудить, а в третий сам уснул, часа в три ночи, на трассе Москва — Воронеж — Ростов! Дорога сделала поворот, а мы как гнали по прямой, так и ввалились в какую-то яму!? Хорошо скорость оказалась маленькой...
 — Ну, вот видишь!? Так, что устраивайся поудобней, а я уж буду о своём думать! Да и трасса впереди сложная, заснуть не даст.
Я откинулся на спинку сидения и задремал...

   Где-то в конце жаркого июля, после обеда входит к нам завлаборатории и засунув руки в карманы долго смотрит на нас в какой-то полуулыбке! Проходит минута, другая... «Так! — начинает он. — Добровольцы,  — два шага вперёд!» Старики дружно хихикнули, смекнув в чём дело, а я же на заводе работал всего два месяца...
 — Короче, добровольцы у нас... — и он назвал меня и одного пацана, практиканта и ещё женщину, ведущего конструктора. — С понедельника в колхоз, на месяц!

   В понедельник, утром у заводской проходной народу, как в базарный день, черно, со всего завода! Автобус тронулся и покатил в сторону Москвы. Не в Москву конечно, а в колхоз за сто пятьдесят километров... Не успел он выехать за город, как женщина конструктор попросила остановиться, вышла и спокойно пошла на автобусную остановку! А наш автобус двинулся далее... Это был ход конём. Большие начальники видели как мы в полном комплекте уехали, поставили галочку, а дальше хоть трава не расти! А на заводе запарка кому-то надо всё тянуть!? Вот так женщина и вернулась обратно на работу! Зарплата как ей, так и нам шла как и положено!

   Не успели мы отъехать и двадцати километров как активисты остановили автобус у магазина, в какой-то деревне. Вскоре вернулись с ящиком водки и мы продолжили путь! Шум, гам, крики! Кто-то успел даже подраться... Если вы никогда не видели ничего подобного и тем более не участвовали, то вам и говорить бесполезно!

   Долго ли, коротко ли но мы доехали до центральной усадьбы и наконец-то можно было вдохнуть свежего воздуха, лишённого водочного перегара и табачного дыма! Выходили из автобуса все по-разному! Кто-то передом, кто-то и задом, а кого-то выносили... Девушка, типа женщина в состоянии стойкого нестояния, лёжа сползла по ступенькам как шпала! Голова её упорна не хотела держаться вертикально, а вельветовые брюки были расстёгнутые до дальше некуда! Девушка скатилась прямо под автобусное колесо, отчего водитель начал громко ругаться, вспоминая чью-то мать? Общими усилиями девушку вытащили, усадили под дерево где она и провела умиротворённо остаток дня.

   Неожиданно появился какой-то мужик, не-то в пиджаке не-то во френче, покроя где-то тридцатых-сороковых годов. В руке у него была какая-то бумага, на ногах резиновые, грязные сапоги! «Так-так-так! — негромко произнёс он, глядя на приехавших и еле стоящих на ногах строителей коммунизма. — Двадцать человек в Сергеевку, желающие есть?» Так уж получилось, что основная банда нашего автобуса состояла из цеховых, то они и уехали первыми. И пацан практикант, как оказалось, увязался за ними. Потом ещё несколько человек, в какую-то деревеньку. Мужик оглянулся вокруг — остались только я и шесть девушек, а может женщин!? «А ты чего не уехал с мужиками?» — обратился он ко мне.
 — Да так получилось, я же не с ними ехал, как бы сам по себе!
 — Ну ладно, — засунув бумагу в карман, подытожил мужик. — Поедете в Мышкино. «Ты, — ткнул он меня пальцем, — будешь за старшего!» «Хотя,  — почесал он за ухом, — ехать пожалуй не придётся, дорога после дождя раскисла так, что придётся пешочком — здесь недалеко, километров семь».

   Разместили нас в старом доме, стоявшем на отшибе в стороне от деревни. Девушки заняли комнату, а мне по понятиям выделили кладовку! Деревенская бригадирша принесла нам: коробку серых, длинных макарон, пучок зелёного лука, пять картофелин и более ничего! Типа живите, как хотите! «Завтра, — грозно сказала она, — на работу к восьми, собираемся у сельпо!» Не буду вас утомлять бытовыми дрязгами, а перейду сразу же к основному.

   Наутро побрели мы в деревню и по толчее на небольшой поляне, обнаружили это самое сельпо! Кто не в курсе, сельпо это магазин — кооператив сельского потребительского общества. А для простого обывателя, типа минисупермаркета, где можно купить всё, от хлеба и селёдки до кирзовых сапог и хомутов для лошадей! Кругом стояли: трактора, машины, толпы мужиков и чуть в сторонке разновозрастная группа женщин. Я посмотрел на часы, было минут двадцать девятого, но никто и не собирался ехать на работу. Подошла бригадирша: «Ну, что все здесь?» — глянув на нас, зевая...
 — А, чего это никто никуда не едет? — наивно спросил я бригадиршу.
 — А, ты чаво первый раз здесь?
 — Ну, да!
 — А! Так все ждут продавчиху! Застряла где-то!? Мужики ведь пока по стакану не опрокинут, хрен куда поедут! Так и до обеда можем прождать! Вдруг всё вокруг пришло в движение — магазин открылся, а вскоре мужики удовлетворённо стали расходиться по своим агрегатам! «Вон, это ваш трактор с лафетом! — показала рукой бригадирша. — Залезайте, теперь он вас будет возить на работу и обратно...»

   Утро выдалось пасмурным, но не дождливым. Нам предстояло собирать сено скошенное на небольших лесных полянах нашими предшественниками. Так, ничего особенного. Работали ни шатко, ни валко, а так по чуть — чуть типа, солдат спит — служба идёт! Как ни крути, а впереди ещё целый месяц! В смысле, торопиться некуда! Все девушки были монтажницами из одного цеха и стало быть им знакомиться особо было ни к чему, а на меня как-то нулём. На обеде я узнал, что самая старая из их компании, Зойка оказывается была бригадиром, и меня это очень обрадовало! После как бы невзначайного знакомства, я предложил Зойке взять все бразды правления на себя! «Ну какой я вам старший? — начал отмазываться я. — Сами разберётесь меж собой...» На том и порешили! И уже познакомившись поверхностно поближе, вместе пообедали сухими пайками... Часа в два вышло солнышко и не смотря, что уже август, стало заметно припекать. Девушки тут же бурно отреагировали и начали оголяться, выставив напоказ свои подробности...

   Я конечно не отказался от такого более подробного знакомства... В общем виде не топ-модели конечно, хотя... Бригадир Зойка была где-то между тридцати и сорока, что было видно по телу... Самая молодая, молчаливая тихоня, Нелли приятной наружности как и подобает юной девице! Не смотря на некую инфантильность, носила довольно приличный бюстгальтер... Самая невзрачная Нинка, так себе ничего особенного! Вся при всём, с каким-то блёклым и невыразительным лицом! Юлия, по виду самоуверенная если не сказать более — наглая. Взгляд замужней женщины, что потом и подтвердилось на все сто! Верка, самая экзотичная из всей компании: рыжая с конопатой спиной, причём только в пол-спины, а вторая половина нормальная! Из всего набора, лишь ноги привлекали своей стройностью, а в остальном, тощая, слегка сгорбленная! И самое пикантное, — кости таза, выпирающие спереди... Ну и наконец Светка — пупсик, невысокого росточка, полная с приличным животиком! Из всех выделялась лицом украинского строения. И хотя она уверяла, что все её пра -пра-пра очень местные, я всё-таки остался при своём мнении, — украинец проехал где-то недалече! Насмотревшись на модели за целый день, теперь меня уже нельзя было чем-то удивить, разденься они хоть догола!

   Уже вечерело когда к нам подошла бригадирша и озабоченно попросила нас: «Ребятки вы не могли бы помочь погрузить бабушку!?»
 — Какую? Где? Что за бабушка? — удивлённо спросил я за всех.
 — Да вон там за кустами, — неопределённо показала в сторону бригадирша. Полные любопытства мы двинулись за ней! На поляне стоял наш трактор с лафетом. Вокруг него ходили друг за другом два клоуна, два пьяных мужика, один из них наш тракторист! Рядом в кустах лежала старуха, далеко за семьдесят, пьяная в дрободан! Ну в смысле без признаков жизни! Общими усилиями мы погрузили её на лафет и вместе со старухой покатили домой на тракторе, управляемым пьяным трактористом! Самым опасным моментом был мост через овражек с полным отсутствием каких либо ограждений!.. Но не смотря на все попытки тракториста свалиться с моста, мы всё же преодолели этот опасный участок и остались живы!

   Прошло дня три, как неожиданно к нам часов в девять вечера наехала куча машин всяких, разных с мужиками... И началось! Что там творилось за стенкой не могу сказать! Оттуда были слышны всякие странные звуки... Время от времени раздавались дикие крики Зойки: «Да вы, что девочки совсем с ума посходили!? Да, что вы делаете!? Как вам не стыдно!?...» И так происходило каждую ночь! Потом Зойка видно уже устала и её не стало слышно... А мне лишь хотелось повторить слова коменданта из известного фильма: «Это, что? Общежитие ткацкого комбината или бордель в неапольском порту!?» Конечно я ни о чём никого не спрашивал! И так всё было ясно! Молодые, незамужние вырвались наконец-то на тактический простор!.. Можно смело расслабиться и не прикидываться как обычно, шлангом!

   Прошло уже недели полторы-две и как-то в конце выходного пошёл я на небольшое озеро, вблизи деревни... Смотрю, стоят две долблёнки, как бы ничейные! Я на таких катался где-то году в шестидесятом, в удмуртской деревне. Столкнул я их с берега и руками как вёслами начал грести от одного берега к другому. И уже приблизился было к берегу, как вдруг невольно вздрогнул от окрика: «Эй! Сюда нельзя!» Я оглянулся и увидел в кустах Нинку, с оголёнными плечами! Недалеко виднелись ещё несколько голов и обнажённых частей девчонок! «Мы тут постирушки затеяли,» — объяснила Нинка! «И не только! — подумал я про себя и начал грести обратно! — Да, если уж мне не комфортно в грязи ходить, а как же им!? Чёрт, надо бы баню сообразить!?» И с этими мыслями попёрся прямо к колхозной бригадирше! «А, вы чё маленькие? — начала наезжать она на меня. — Вон баня старая, ничейная натопите да мойтесь на здоровье». И она показала рукой в сторону заросшей травой и кустами, покосившейся бани.

   Моя идея девчонкам очень даже понравилась! Ну с дровами вроде бы было в порядке, большой кучей лежали они наверное ещё с позапрошлого года!? А, вот с водой, натаскать на такую ораву, — однако! Но делать нечего и я начал таскать, да и девчонки тоже по пол-ведёрка, понемногу. Как неожиданно к нам присоединился какой-то парень? Выяснилось, что это муж приехал к Юльке (как я был прав в своих выводах!?)... «Ничего себе дела!» — подумал я, вспоминая ещё вчерашний, бурный вечер по интересам... В желанное я попал, когда последний жаркий дух покидал в вечернем полумраке, эту деревенскую баньку! Утром оказалось, что Санька, так звали мужа Юльки, куда-то исчез? «Ты знаешь? — по секрету сказала мне шёпотом Зойка. — Его деревенские так избили, что он уехал не прощаясь!» Зойка воровато оглянулась по сторонам и ещё тише сказала: «Это ведь Юлька попросила деревенских спровадить его отсюда, чтобы не мешал!»
 — Ничего себе, дела! — возмутился я! — Что же теперь будет!? Зойка молча пожала плечами и ушла в дом.

   Прошло более трёх недель когда бригадирша объявила нам, что так как мы работали в выходные, то можем быть свободными и ехать домой! Из всех только я решил сразу же «не отходя от кассы», остальные естественно не поехали! Оставшись одни с бригадиршей я стал выяснять как же мне теперь выбраться отсюда!? Кругом такая глухомань! «Придётся тебе малец на перекладных добираться, не иначе! — начала объяснять бригадирша. — Завтра поезжай утром, в шесть, автобусом до Лаптево. Потом на попутке до Городца. А там по-всякому... В Неженцах выйдешь на трассу и лови попутку!» «Девки-то никто не собираются ехать домой!» — посетовал я бригадирше! «Размечтался! — воскликнула она. — Да они дорвались до бесплатного, деревенских мужиков. Их теперь поганой метлой отсюда не выгнать! Такое вытворяют, как не стыдно!?
 — А, на заводе посмотришь все в белых халатах: cтудентки, комсомолки, спортсменки! Тише воды — ниже травы...

   «Гражданин ваши билеты!?» — вдруг кто-то рявкнул под самое ухо!? Я вздрогнул и открыл глаза. «Ну как? — улыбаясь, спросил шофёр. — Вздремнул немного?»
 — Да! Эти чёртовы девки всю ночь куралесили, спать не давали...
 — Понятно! Подъезжаем уже! Тебя где высадить?
 — Да где-нибудь у автобусной остановки, там сам доберусь! Я отдал рубль, поблагодарил и распрощался!...

   Прошла зима! Где-то в конце апреля — начале мая, проходил я по цеху, смотрю Зойка стоит у конвейера и кого-то отчитывает!?
 — Привет Зоя!
 — Ой! — неподдельно обрадовалась она. — Какие люди!?
 — Как жизнь молодая? — спросил я Зойку, оглядывая конвейер. — А где твои чукчи? Что-то одна Нинка сидит! А где остальные? В отпуске?
 — В отпуске — в отпуске! В декретном!
 — Да, ну!? Это, что же с колхоза привезли?
 — Ну, откуда же ещё!? Верка, ну та, что рыжая, конопатая — скоро родит! Светка — пупсик вышла замуж за мента из района и уехала с ним в другой город. Юлька развелась со своим Сашкой, ушла с завода и где она сейчас, не знаю!? Нелька, ну эта тихоня, недавно девку родила и уехала к себе в деревню к маменьке с папенькой!
 — А ты чего это, тоже пополнела никак? — Я отошёл на два шага и оценивающе посмотрел на Зойку. — Ты тоже, что ли за ними пойдёшь!?
 — А ты, что сам не видишь!?
 — Ну ты мать даёшь! — удивился я.
 — Да! Вот через неделю тоже ухожу, — сроки подошли!
 — Ну, а потом куда? К маменьке с папенькой?
 — Не знаю, — вдруг загрустила Зойка. — У меня ведь никого нет! Я же детдомовская!
 — Вот как!? Я и не знал! Прости! Ну, что же Зоя крепись! Как-нибудь пробьёмся! В войну детей вырастили, а теперь-то грех жаловаться! Думаю из общаги не попрут, что-нибудь придумают!? С этими словами я обнял Зойку и слегка поцеловал её в щёчку!
 — Не знаю лёгкая у меня рука или нет, но я желаю тебе, чтобы всё у тебя прошло хорошо! У каждого своя судьба! И не кори себя, жизнь-то проходит! Пройдёт и оглянуться не успеешь! А мужики они ведь, что? Сегодня они есть, завтра ищи ветра в поле! А ребёнок всегда будет твой! Твоё будущее! Твоя надежда и опора!

   Где-то через месяц, я ушёл с завода и устроился на другую работу. Прошло тридцать с лишним с того памятного колхоза, а я из всей этой шайки-лейки лишь одну Верку рыжую видел мельком, да и то, издали...


Рецензии
Понравился мне, Владимир, Ваш рассказ - очень ярко написан, с обильным включением живой разговорной речи. Но это именно жанр рассказа, моё же произведение на самом деле относится к жанру "Мемуары" (подраздел "Записки-воспоминания"). Но такого раздела в жанре "Мемуары" на Проза.ру, во-первых, нет, во-вторых, у меня - это вовсе никакие не мемуары, а именно воспоминания, в-третьих, мемуары, да еще и такие вот "псевдомемуры", как эти, никого не интересуют - я убедилась в этом на собственном опыте. В течении суток после публикации у этих "мемуаров" было максимум 4 читателя. Через сутки, после перемещения в раздел "Рассказы" читателей стало гораздо больше. Не пойму, почему сайт не включил в перечень разделов раздел "Воспоминания (записки)" - и читателю все было бы ясно и автор не мучился бы сомнениями, в какой раздел поместить свое произведение (имеются в виду воспоминания). Ведь очень многие авторы пишут именно воспоминания и вынуждены размещать их в разделе "Рассказы".
С уважением,

Ирина Удовика -Дегтярева   16.07.2020 17:29     Заявить о нарушении
Спасибо
Ирина!!! Вопрос конечно интересный?!! Во-первых, мемуары это, что??? Те
же воспоминания... Или я чей-то не догоняю??? Колхоз, те же
воспоминания... Только я его превратил в некий надуманный рассказик. Хотя где-то 80-90% правда. Остальное развлекаловка... О ПРОЗе?! Вообще-то МЕМУАРЫ - от французского memoires - «воспоминания». Латинское memoria - «память».
На мой взгляд у Вас много конкретики... Вам лично конечно приятны моменты, а как читателям?! Если они далеки от Ваших радостей, то??? Кого не послушаешь, всем хочется покороче... Краткость - сестра таланта! Но все мы грешны... :-))
Всего Вам доброго! С уважением!!!

Владимир Сысолятин   16.07.2020 20:28   Заявить о нарушении
Для меня мемуарная литература - это литература о ВАЖНЫХ исторических событиях и о встречах с людьми, сыгравшими важную роль в истории, а не описание каких-то собственных жизненных событий обычными людьми вроде нас с вами. Нам с вами мемуаров никогда не написать - ибо не о чем.
Со мной согласны и авторы Википедии, а вот с Вами - нет!
Что касается "поменьше конкретики" - то нужно уметь ИНОГДА читать литературные произведения ПО ДИАГОНАЛИ, выбирая на чем остановиться, а что пропустить. За обычную человеческую жизнь (по подсчетам весьма уважаемых людей) можно прочесть около 12 тысяч серьезных книг - поэтому умные люди советуют читать ТОЛЬКО ТО, ЧТО НУЖНО. Каждый выберет из предлагаемых автору воспоминаний детали, интересные ИМЕННО ЕМУ. А без деталей и выбирать-то будет нечего. Вот рассказ - совсем другое дело - его форма и построение нацелены на то, чтобы человек читал ВСЕ - иначе понимание будет нарушено. Если при чтении этого не происходит - и что-то можно и пропустить - грош цена такому рассказу!

ВИКИПЕДИЯ.
Мемуа́рная литерату́ра, мемуа́ры (от фр. mémoires — воспоминания) — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор записок принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор был знаком. Мемуары не тождественны автобиографии и хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ собственной жизни, описывает свои действия, как часть общего исторического процесса. От хроник современных событий мемуары отличаются субъективностью — тем, что описываемые события преломляются через призму сознания автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами.
С уважением,

Многие мемуары написаны лицами, игравшими видную роль в истории (Уинстон Черчилль, Шарль де Голль, Екатерина II). Они могут охватывать значительный период времени, иногда всю жизнь автора, соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни. В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности. Однако мемуаристы, не всегда осознанно, стараются представить себя перед потомками в выгодном свете, оправдать свои неудачи, что неизбежно ставит перед историком вопрос о достоверности изложенного. К примеру, расхожие представления о Челлини как о редкостном ловкаче и о Казанове как о неотразимом повесе восходят исключительно к их мемуарным запискам и другими историческими источниками не подтверждаются

Ирина Удовика -Дегтярева   16.07.2020 21:30   Заявить о нарушении
А, кто ВИКИПИКИ пишет? Такие же как Вы и я! Как и всё в интернете! А почему они так решили, они ещё не решили?! :-))) На всё интернетовское я смотрю с юмором!!! И не придаю большого значения, потому-как всё требует проверки и не одной! Дело конечно Ваше, поступайте как знаете?!! Всего Вам доброго! С уважением!!!

Владимир Сысолятин   16.07.2020 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.