C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Ландыши

В любви теряют рассудок, в браке же замечают эту потерю.

Сафир Мориц-Готлиб



Было это в восьмидесятые, где-то в конце мая! «К платформе номер один подаётся состав! Будьте осторожны!» — пробубнило радио и из-за поворота показался поезд. Медленно мимо проплыли первые вагоны и состав остановился. «Свердловск-Ленинград», — прочитал я на вагоне, значит мой! Сколько раз я уезжал отсюда и всё на проходящих, а вот на этот раз повезло! Объявили посадку, тётка проводница посадку разрешила, вот и моё купе. Пока никого, только я один. «С первого пути отправляется поезд номер 193, Свердловск-Ленинград! Будьте осторожны!» — послышалось с улицы, и тут же вагон тихо-тихо вздрогнул, качнулся и весь привокзальный пейзаж поплыл назад. Вдруг в купе тяжело дыша, влетел молодой человек, лет эдак к тридцати. «Еле успел! — выпалил он, переводя дух. — С этим транспортом одни проблемы, чтобы успеть, надо было за час из дома выходить!»

Молодой человек прямо упал на диван, видно гнался за автобусом или троллейбусом, или ещё за чем-нибудь! «Ой! — как-то смешно вскрикнул он, — забыл представиться — Виктор!»
 — Владимир! Можно сразу на ты! Если вы не возражаете!?
 — Нет, не возражаю! У нас всё по-простому, мы же из рабочих и крестьян!
 — Я тоже! В Ленинград едем?
 — Да! Жениться еду!
 — Во, как!? В Свердловске живёте, а жениться значит в Ленинград!?
 — Да! Так ведь Оля сама ленинградка. Я же из Зеленогорска, слышали про такой?
 — Конечно! Я туда несколько раз отдыхать ездил. Не в сам Зеленогорск, а недалеко от города.
 — Да! Там много вокруг всяких мест для отдыха, особенно по побережью!
 — А я тоже не ленинградец, я из Тюмени!
 — Надо же!? А я вот в Свердловске живу. Знаю, сейчас все рвутся кто в Москву, кто в Ленинград!
 — А ты, что? Не нравятся наши болота!?
 — Не в этом дело! Родители мои уехали в деревню, там дом остался от дедушки с бабушкой. Мы со старшей сестрой остались в Зеленогорске, в двухкомнатной квартире. У сестры муж инвалид, да ещё и двое детей впридачу! А у меня же никого нет, да и не будет! Подумал я и решил, пусть у неё всё будет лучше, ей нужнее! И отказался от всяких там «наследств»! После окончания института распределился в Свердловск! И вот уже четвёртый год пошёл, как там живу...
 — Так-так, а жить-то есть где?
 — Да! Гостинка, небольшая, мне одному хватает!
 — Жениться едете? Есть, что-то в запасе? Я имею в виду жильё! Где жить будете?
 — Ещё не знаю!? Да и еду честно говоря, делать пока лишь предложение! А жизненного опыта считайте никакого!
 — Понятно. А я вот всё по командировкам разъезжаю! В Свердловске раза три-четыре был! Вот приеду неделю ну, две дадут передохнуть и опять в путь-дорогу!
 — А как же жена относится к такому пилит, ругается небось!?
 — Жена, говоришь?.. Да нет у меня никого! Один, как перст! Только, что квартира и более ничего!
 — Странно! — глядя на мою седину, промолвил Виктор. — А, что же семьёй не обзавелись?
 — На это есть веские причины! Мы помолчали... «Виктор, — обратился я к попутчику, — тебе не кажется, что мы проголодались!? Время-то уже пять, — шестой!»
 — И вправду! Придётся наверное в ресторан переться!? Я впопыхах ничего с собой не взял! А до Перми ещё часа четыре чухать!
 — Ладно пошли! Там может ещё чего-нибудь прихватим!? Погорячей! Ты как, употребляешь?
 — Да, так по праздникам разве, что!? Вас, естественно поддержу, не сомневайтесь!
 — Ну, ладно, я тоже по праздникам в основном по большим!

Посидели в ресторане. Поужинали и немного взяли с собой, так на всякий случай! Вернулись и немного погодя Виктор возвратился к нашему разговору:
 — Владимир! Так почему же с семьёй-то не получилось?
 — Что-то я не пойму, тебе-то это зачем!?
 — Раз спрашиваю, значит надо! Я ведь как бы жениться еду! А, вдруг и у меня так же будет!? Опыта-то нет!
 — Эх Виктор — Виктор! Если бы ты знал как мне не хочется об этом говорить!? Ну, раз уж ты собрался, раз тебе это очень нужно, то изволь, так уж и быть!

«Жил я, да жил ничего не подозревая! — нехотя начал я свой рассказ.  — Воспитывала меня мама, совершенно неграмотная женщина, типа жив-здоров и слава богу, а остальное образуется! Отец же как таковой для меня — тёмное пятно в моей биографии, помню его лишь по фотографиям! Друзей у меня не было, спросить, посоветоваться не с кем! И вот когда дело дошло до дела, то женщина ну, та про которую говорят, что самая первая, просто надо мной посмеялась! И вторая и третья! Потом пошли прямые оскорбления, насмешки... Короче, я для них не соответствовал мировым стандартам! Типа, а не пошёл бы ты на!?. Одним словом я понял, что если по-хорошему, то предлагать себя женщине значит унизить её! Потом естественно, она унизит тебя! Мне это нужно? Мне это не нужно! Ну, а когда выяснилось, что у меня вдобавок ещё и детей не будет, то решил на своей жизненной „карьере“ поставить крест! Вот так и живу, точнее отбываю пожизненный срок!»

Я ещё долго рассказывал Виктору о своём наболевшем... И тут я заметил, что он как бы и не слушает меня!? Смотрит в окно, в темноту ночи. Я замолк, он даже не отреагировал. Я позвал его... Потом ещё раз — он вдруг встрепенулся и посмотрел на меня.
 — Что-то случилось!? — спрашиваю его.
 — Нет! — и как-то отрешённо посмотрел на меня!? Потом долго сидел уставившись в одну точку. Я не стал его доставать и замолчал. Вдруг он встал и как-то рассеянно сказал: «Пойду, покурю!» Я молча кивнул ему! Странно, сколько уже едем и ни разу он не вспоминал о курении, а тут...

Прошло пять, десять, двадцать минут, а он и не думает возвращаться! Какое-то беспокойство начало меня одолевать... Я выглянул в коридор — никого! Прошёл мимо купе проводников, туалет, тамбур его нигде не было! Обнаружился он на противоположном конце вагона, в тамбуре. Он стоял у двери и смотрел в темноту, слегка придерживаясь рукой за решётку. «Виктор, — позвал я его. — Виктор!» Он как-то испуганно оглянулся и как мне показалось, был чем-то сильно расстроен! Увидев меня, он быстро отвернулся:
 — Всё нормально Владимир! Я сейчас приду! Идите в купе, я сейчас приду! Я вернулся обратно, а через некоторое время и Виктор. Мы сидели и молчали. Вдали показалось море огней, белые, жёлтые переливающиеся в каплях начавшегося дождя! Я посмотрел на часы, около десяти — по времени это Пермь.
 — Пермь! — сказал я вслух. Виктор как-то равнодушно посмотрел в окно:
 — Пермь?
 — Да! Здесь моё детство прошло!
 — Так вы же сказали, что ваша родина Тюмень!?
 — Ну, да Тюмень, но детство здесь прошло, примерно в десяти километрах отсюда, на правом берегу Камы!
 — Владимир, а какая у нас следующая, большая станция, не знаете?
 — Следующая? — подумал я. — Киров наверное? Да, точно Киров! Но он будет завтра, рано утром, часов в пять — шесть!

Мы ещё посидели немного. Виктор по-прежнему молчал, что-то тревожило его и он не был похож на человека едущего на свою свадьбу, никакой радости!
 — Ну, что может спать завалимся? — спросил я его. — А то я сегодня набегался в последний день пока все «хвосты» подбирал...
 — Давайте, согласился Виктор. — Спокойной ночи!
 — Спокойной ночи! Я всё думал о той неожиданной перемене, которая произошла с моим попутчиком. И не находя ответа, как-то незаметно заснул. Где-то ночью проснулся, к нам кого-то подселили на верхнюю полку, пошумели немного, но я тут же уснул...
 — Владимир! Владимир! — сквозь сон чувствую, что кто-то трясёт меня за плечо!? Открываю глаза и не пойму где это я и кто это меня зовёт!? И словно прочитав моё недоумение опять:
 — Владимир, это я Виктор! Выйдем в коридор, разговор есть! Еле проснувшись и кое-как поняв кто и что, вышел в коридор. Было ещё темно, а Виктор уже был одет по дорожному, в таком виде в каком я его увидел первый раз!
 — Что случилось? — недоумевал я. — До Ленинграда ещё более суток... Виктор жестом остановил меня!
 — Мне нужно вам сказать кое-что! Я не еду дальше, скоро будет Киров там и сойду, а вечером на ленинградском обратно или на каком-нибудь другом!
 — Что случилось!? А как же свадьба!?
 — А свадьбы не будет! Я всю ночь не спал, всё думал о своём будущем, решил, что так всем будет лучше!
 — Я конечно же тебе не судья! Но, что же на тебя так повлияло, ведь несколько часов назад всё было по-другому!?
 — Верно! Всё было не так! Но обстоятельства изменились!

«Мы с Олей познакомились ещё во время учёбы! — растягивая слова и делая длинные паузы, неожиданно начал Виктор свой странный рассказ! — Такая любовь была! Такая любовь! И всё было прекрасно до тех пор пока, — как вы там сказали: „дело не дошло до дела“! У меня же ни с кем до неё ничего не было! А как только она увидела меня, ну в смысле без ничего, так и изменилась в лице! Мне вдруг стало не по себе! И хотя она старалась делать вид, что ничего не произошло, но я ведь хорошо её знал, чтобы не заметить как изменились отношения! И вот я набрался смелости и пошёл к врачу. Он меня ошеломил! Нужно оказывается делать многоступенчатые операции, чтобы я был хоть немного похож на настоящего мужчину! А о детях можешь забыть! Что мне было делать!? Оля по-прежнему вела себя так, как-будто ничего не произошло! Что делать? — Что делать? Это мне не давало покоя последние полгода! Вот я и решил поехать и объясниться с ней! А потом расстаться навсегда! Своим уродством, да ещё и отсутствием детей не мог я её унизить и практически лишить её нормальной жизни! Не мог! А вчера услышав вашу исповедь, мне стало совсем страшно! Ведь я такой же как и вы и меня ждёт тоже самое... Я решил бежать обратно! Приеду и напишу всё как есть! Мне будет не выдержать пыток, того как моя любимая будет всю жизнь мечтать о каком-нибудь „настоящем мужчине“! Рано или поздно нам придётся расстаться, а жизнь ведь так коротка! Я просто не имею право отнимать у неё, эту самую жизнь!» Виктор посмотрел на часы:
 — Я узнал, Киров будет минут через десять! Спасибо вам Владимир! Вы помогли мне разрубить этот гордиев узел! Спасибо!

Поезд сбавил ход, и вскоре появились многочисленные огни города!
 — Ну, всё! — протянул мне руку Виктор. — Я пошёл! Я вытащил из портфеля свою визитку и сунул её Виктору:
 — Возьми, мало ли, что!? Ну, всего тебе, крепись! Я же справился с недугом и ты справишься! Виктор махнул рукой и скрылся в здании вокзала. Прошли ещё сутки и вот наступило утро перед самым приездом в Ленинград. Обычно я приезжал как раз вовремя, — только с поезда и дождь начинается! Но, на этот раз погода решила прогнуться и с самого рассвета ни облачка! Солнышко радовало нас всю дорогу, от Тихвина до самого Ленинграда! Вот уже и пригород начался... Проехали Рыбацкое, Обухово, Наволочную, — считай приехали! Обводной канал... «Поезд прибывает в город-герой Ленинград!» — прервав музыку, объявило радио. Вот и перрон: толпы народа, шум, гам, тарарам! Выхожу в коридор, а там уже толпа плотной стеной — я последний! Ладно, куда мне спешить!? Наконец-то все вышли, выхожу какая-то женщина разговаривает с проводницей?
 — Спасибо! — говорю проводнице.
 — Всего доброго! А на перроне столпотворение! Толпа не только с нашего поезда но и с соседнего, кажется с московского!? Иду, помахивая портфелем, вдруг слышу сзади: «Молодой человек! — Молодой человек!» До молодого я как-то не дотягиваю, где-то в чём-то!? Потом уже ближе: «Молодой человек!» Инстинктивно оборачиваюсь, молодая женщина идёт быстрым шагом прямо на меня!
 — Вы, это мне!? — спрашиваю.
 — Да! Погодите, постойте!

Молодая женщина лет тридцати смотрела на меня как-то тревожно: «Проводница сказала мне, что вы ехали с ним в одном купе!»
 — С кем с ним?
 — С Виктором!
 — А! Так вы Оля!? Вот вы какая!? Через плечо модная чёрная сумочка, в руках маленький букетик ландышей!
 — Да, это я! Вот пришла его встречать, а его нет!
 — Да-да-да! Ехал я с ним, ехал!
 — А где же он, что с ним!? — вопрошающе смотрит на меня Оля.
 — Не волнуйтесь с ним всё в порядке! Ну, почти всё!
 — Это как понимать, почти!?
 — Оля, сейчас уже полдесятого, а я к сожалению ещё не завтракал, да и дома меня никто не ждёт! А давайте зайдём куда-нибудь перекусить!? Вы согласны? Я вам там всё объясню! Мы сидели с ней и говорили где-то час с лишним. Мне пришлось рассказать для ясности все свои проблемы, а потом уж про реакцию Виктора и как он сошёл в Кирове и намеревался ехать обратно в Свердловск.
 — Вы знаете Оля, он собирался с вами объясниться, но видно мужества не хватило!? Сказал, что обо всём напишет в письме. Самое главное, что так его угнетало не столько ваша реакция на его мягко говоря недостатки, сколько то, что у вас с ним, не будет детей! А, что это значит для женщины, не мне вам говорить! Оля вдруг положила на столик маленький букетик ландышей, облокотилась о стол, закрыла лицо руками! Минуты три молча сидела, затем положила руки на стол и вдруг с каким-то опустошённым голосом тихо сказала: «Какой же он дурачок!? Какой дурачок!? Я ведь ношу в себе его, нашего ребёнка!»

Я опешил, не ожидая такого интимного признания!
 — Да!? — только и мог выговорить я. — Но как же так? Что же теперь будет!?
 — Не знаю? — тихо сказала Оля. — Не знаю!? Потом она встала, взяла в руки букетик и протянула его мне!
 — Зачем? — растерянно спросил я.
 — Это для него предназначалось! Это наши с ним цветы! Он же такой у меня непрактичный! Ничего другого не смог придумать как подарить ландыши на первое наше свидание! С тех пор и повелось... Он мне, я ему!
 — Но мне как-то неудобно от вас...
 — Возьмите — грустно сказала она! — Пойду я уж! Спасибо вам за всё!
 — Да, я то, что!? Вы меня извините, что так всё грустно получилось!? Оля не оборачиваясь махнула рукой!
 — Постойте Оленька, вот возьмите это моя визитка, там телефоны, вдруг понадобится!? Я ведь часто езжу в Свердловск, возьмите! Мало ли, что!?

Утром следующего дня, меня разбудил звонок. Отвыкший от всего домашнего в этих чёртовых командировках, я не сразу сообразил, что и где звенит? «Дурацкий будильник! — выругался я. — Сегодня же выходной!» Я наугад треснул его по башке! Но звонок не унимался и только теперь до меня дошло, что это телефон! Странно, ещё никто не знает, что я приехал, а уже звонят!?
 — Да! — сквозь полусон, ответил я кому-то!?
 — Алле! Это я, Оля! — зазвучал чей-то голосок!?
 — Какая ещё Оля?
 — Ну та, что вчера! Ну, Виктор ещё с вами...
 — А Оленька! Вот не думал, что вы так быстро...
 — Владимир, вы уж извините! Я не думала, что вы так поздно просыпаетесь!?
 — Да, с дороги, знаете ли... Разве там, в поезде нормально дадут поспать!?
 — Я, чего вам звоню... Ну мне же больше некому сказать правду, а мало ли, что может случиться!? Я решила поехать туда к нему, ну в Свердловск!
 — Вот как!? И когда?
 — Сегодня в 16.25 свердловским, с московского! Вдруг Виктор позвонит или ещё кто?
 — Счастливо Оленька! Я всё понял! Вы молодец! А то ведь в вашем положении, как говорил дедушка Ленин: «Промедление, — смерти подобно!» Доброго вам пути!
 — Спасибо! До свидания!
 — До свидания!

Ёжась, я вернулся в кровать, спать уже не хотелось! В комнате стоял терпкий запах! Это ландыши, совсем раздухарились и вовсю благоухали! Я открыл форточку и свежий шум города нахально ворвался в комнату. Приближался вечер. Я глянул на часы, — 15 с хвостиком. «А, что собственно меня держит, а? — между делом начал размышлять я. — Почему бы мне не поехать и проводить Ольгу!?» Сказано — сделано! На метро и на московский. Я уже было попёрся на перрон и тут сработал инстинкт самосохранения! «Вот пень! — пробурчал я про себя. — Женщину ведь провожаю и без цветов!» Я начал лихорадочно вертеть головой в поиске какого-нибудь магазинчика или чего-нибудь!? Но, как назло — нигде и ничего! И вдруг, бабуля, прячась от милиции, украдкой продаёт, о боже, — ландыши! Что делать, взял маленький букетик!

Ольга стояла у вагона и ничего не подозревая уже показывала проводнице билет.
 — Оля? — окликнул я её. Она встрепенулась и мы встретились глазами!
 — А вы, что меня пришли провожать!? Я в шутку повертел головой по сторонам:
 — А, что разве здесь есть ещё Оля!?
 — Нет! — засмеялась она.
 — Мне приятно, что вы здесь, сейчас!
 — Значит всё-таки надумали?
 — Да! — несколько грустно ответила Оля. — Даже не могу себе представить чем всё это кончится!?
 — А кого же ждёте, мальчика или девочку, уже известно?
 — Да! Девочку!
 — Понятно! Ну, дай бог, чтобы всё прошло хорошо!
 — Спасибо!
 — Оленька, раз уж так получилось... Как знать может этот наш разговор окажется последним, я хочу вам одну вещь сказать!
 — Да, я вас слушаю.
 — Понимаете, раз у Виктора такое, то и у его сына может повториться, что называется на генном уровне! Как и у меня получилось! И к сожалению в самом худшем варианте! Вы поняли меня?
 — Да!
 — Да-то, да! Вам надо будет сразу же принять меры! Чтобы он не оказался в этом мире лишним! Я ведь если серьёзно, то и не живу, а лишь отбываю пожизненный срок! От звонка до звонка! Первый прозвенел, остаётся дождаться последнего!
 — Ну, что вы такое говорите, ну как вам не стыдно!?
 — Я знаю, что я говорю! И тут объявили об окончании посадки и отправлении поезда!
 — Ну, всё! Счастливо вам Оленька! Всё в ваших руках! Виктору от меня привет! Ой! Чуть не забыл, это вам! Маленький букет! Ландыши!?
 — Ну, вы и выдумщик!
 — Нет-нет! Других просто не было!

Прошло месяца три. Вернулся я из очередной командировки. Прихожу к себе в НИИ, а на вахте бабуля вахтёр: «Тебе письмо лежит, соколик, вот уж дня три! От девушки небось!?» Открываю конверт, — открытка-раскрывашка!

Уважаемый Владимир! Приглашаем Вас на церемонию
торжественного бракосочетания!..

Ольга, Виктор!


Рецензии
Владимир Вы очень талантливый рассказчик. Умеете завладеть вниманием читателя с первой и до последней строчки.
Очень увлекательная история рассказанная в дороге. Именно в дороге человек способен делиться самым сокровенным с незнакомым попутчиком. Таких историй много и кончаются они обычно в конце пути.
Но эта историй только начиналась в дороге. И очень хорошо, что есть и неравнодушные попутчики и любящие женщины. И очень чудесно окончание этой истории. Конечно же жму на зеленый!!
Автору благодарность за такое создающее настроение чтение,

Наталья Жуйкова   27.07.2015 19:36     Заявить о нарушении
Спасибо Натали за добрые слова! Странно? Рецензия только сейчас появилась!!! Наверное у сервера крыша поехала! :-)) К сожалению тема взята не с потолка, увы!

Всего Вам доброго! С уважением!

Владимир Сысолятин   30.07.2015 07:43   Заявить о нарушении
Вдогонку! Натали, думаю вот это должно Вам понравиться?! http://www.proza.ru/2014/01/13/913

Всего доброго!

Владимир Сысолятин   31.07.2015 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.