Православная инквизиция

Если верить христианским проповедникам, крестилась Русь исключительно по доброй воле. И ни о каком насилии и принуждение не могло идти о речи. Разочаровавшись в древних родовых Богах, язычники с радостью внимали речам византийских проповедников и умоляли их окрестить. В доказательство этого проповедники ссылаются на растиражированные сказки о Божественных чудесах, узрев которые язычники уничтожали своих идолов и спешили войти в лоно православной церкви.

Сейчас уже очень сложно достоверно воссоздать события тех далеких дней. Живых свидетелей не осталось, материальные доказательства добросовестно уничтожены. А сказки о происходивших при крещении чудесах никак не могут являться бесспорными историческими фактами.

Но для того чтобы понять, как приживалось на Руси христианство, можно изучить документы и более поздней эпохи, посмотреть на процесс христианизации в динамике.

Допустим, славяне действительно принимали новую веру добровольно и с завидным энтузиазмом. Чем они руководствовались? Первоначальные мотивы могли быть различными. Разочаровались ли в своих древних Богах, вдохновились пылкой проповедью иностранных пастырей или же были обмануты самым наглым образом?

Но что же случилось потом, когда у людей прошел первоначальный запал неофитства? Когда, народ прочувствовал христианскую любовь на своей шкуре? Сметливый ум русского мужика должен был быстро оценить все преимущества новой веры, внедренной византийскими проповедниками.

В таком случае, изучая документы последующих веков, мы можем проследить, как менялось отношение нашего народа к православию. Из массы сохранившихся источников мне хотелось бы выбрать тот, подлинность которого ни у кого не должна вызывать сомнения. Это первый уголовный кодекс Российской империи «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», принятый Николаем I в 1845 году.

Второй раздел Уложения назывался «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений». Эта часть Уложения располагалась сразу после общего вступительного раздела и состояла из пяти глав и 65 статей.

По значимости глава о преступлениях против веры стояла даже выше, чем о преступлениях против государства и «против жизни, здравия, свободы и чести частных лиц».

Видимо, такой закон был очень востребован. Не мог же он возникнуть на пустом месте? Интересно, почему в те времена государство было так сильно озабочено "ограждением" православия от народного протеста? Неужели, в царской России было немало желающих выразить свое недовольство деятельностью церкви?

Глава «О богохулении и порицании веры» стояла самой первой в разделе.

Публичное умышленное «возложение хулы» в церкви на святую троицу, деву Марию, божий крест, «бесплотные силы небесные», на святых угодников или их изображения наказывалось каторжными работами на срок от 12 до 15 лет (ст. 182).

То есть стоило при свидетелях усомниться в существовании ангелов небесных или некорректно высказаться в адрес святых угодников, то за это можно было попасть на каторгу лет на 15. А до отмены крепостного права крестьян за подобные преступления убивали без суда и следствия.

Умышленно порицавшие в публичном месте христианскую веру, православную церковь, священное писание или святые таинства наказывались каторжными работами на срок от 6 до 8 лет (ст. 183).

Но не так строг был закон к лицам, которые «учинившие сие без умысла оскорбить святыню, а единственно по неразумию, невежеству или пьянству». Их ожидало тюремное заключение всего лишь до 16 месяцев.

А недонесение об этих преступлениях каралось арестом до трех месяцев или заключением в тюрьму на время от 4 до 8 месяцев. Нет желания провести несколько месяцев в монастырских казематах? Значит, надо успеть донести на своих близких раньше, чем это сделает кто-то другой. Иначе грозит осуждение за соучастие в хульных беседах.

Богохуление или порицание веры в печатных или рукописных сочинениях, а также распространение таких сочинений — лишением всех прав состояния и ссылкой на поселение в отдаленные места Сибири. И кто же отважится доверить свои "крамольные" мысли бумаге?

Эта статья касалась в основном дворян, владеющих определенным состоянием. «Имения» на все время ссылки брались церковью под опеку.

За кощунство, то есть «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной или вообще христианства», виновные приговаривались к тюремному заключению до 8 месяцев, а лица, допустившие его неумышленно,— к аресту до 3 месяцев.

К кощунству относилось и «грубое выражение мнения о таких предметах православного верования, святости коих по своей вере обвиняемый не признает». Интересно, что неуважение к обрядам других вероисповеданий законом не возбранялось. То есть, в царской России ни о каком равноправии между различными религиями даже и речи не шло.

Если кто-то отважился перейти из православия в другую христианскую конфессию, то его лишали права проживать в своих имениях, населенных православными. А к малолетним детям "отступников" правительством принимались меры, "охраняющие" их от совращения из православия. То есть малышей передавали опеку родственникам или помещали в церковные интернаты.

За «отвлечение» кого-либо от православной или иной христианской веры в мусульманскую, иудейскую или другую нехристианскую веру виновный приговаривался к каторжным работам на срок от 8 до 10 лет, а за отвлечение с применением насилия — до 15 лет.

Лица, отступившие от христианской веры в нехристианскую, отправлялись «к духовному начальству прежнего их исповедания для увещания и вразумления», не пользовались до возвращения в христианство правами своего состояния. Отрекаясь от православия, человек автоматически лишался всего своего состояния. Это ли не насилие над личностью?

До 1906 года можно было понести уголовную ответственность за уклонение от исповеди. А также за «неприведение родителями к исповеди своих детей», достигших семилетнего возраста.

Фактически, людей силой загоняли в церкви и заставляли исповедоваться. И тут уместно напомнить, что в царской России все священнослужители состояли на государственной службе. Помимо обязанности вести книги учета гражданского состояние (то, чем в наше время занимаются ЗАГСы), попы были должны были уведомлять органы правопорядка обо всем подозрительном. Конечно, никакую тайну исповеди священники не соблюдали. Вовремя не донести на прихожан считалось должностным преступлением.

Читая «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» можно легко сделать вывод, что никакой свободы вероисповедания в царской России не существовало. С помощью государственных законов и силовых структур православная церковь держала в жесткой узде все население.

Любые проявление недовольства жестоко карались. Людей отправляли на каторгу и лишали всего имущества. Вольнодумцы боялись высказывать малейшие сомнения в истинности православной веры. Даже закоренелым атеистам приходилось притворяться набожными. Они были вынуждены это делать, дабы не лишиться свободы и не оставить детей сиротами. Можно ли назвать это религиозным тоталитаризмом? В наше время подобные явления мы наблюдаем в исламских странах.

И насколько же лицемерно звучат слова проповедников о христианской любви и всепрощении! А Иисус, благословляющий своих мучителей, кажется, не имеет вообще никакого отношения к этой вере.

Так добровольно ли русские люди веками исповедовали христианство? Неудивительно, что церкви сразу же оказались брошенными после того, как Октябрьская революция 1917 года отменила все наказания за "богохульства и порицание веры". Лишь в 20-м веке Российское государство освободило своих граждан от обязательной религиозной повинности.

Но в 2013 году в уголовном кодексе России снова появилось наказание за богохульство. Речь идет о статье 148 под названием "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий".

Нынешний закон не идет ни в какое сравнение с "Уложением" Николая I.  За публичное оскорбление религиозных чувств верующих уже не ссылают на каторгу в Сибирь. Предполагается лишь штраф до 500 тысяч рублей и обязательные исправительные работы (надеюсь, не на рудниках?). Можно лишиться свободы и на год. Но все-таки наказания гораздо мягче, чем в царской России.

Но напрашиваются мысли: а вдруг, статья 148 это всего лишь начало? Сейчас принято много говорить о возрождении православия. Можем ли мы быть уверены, что со временем наказания за "порицание веры" не станут ужесточаться? В наше время православная церковь пользуется серьезной поддержкой государства. Не возвращаемся ли мы в эпоху религиозного тоталитаризма? Неужели нас ожидает очередное "добровольное" крещение Руси, когда всякое свободомыслие будет выжигаться каленым железом в монастырских казематах? 


Рецензии
Да Вы, сударыня, как в воду глядели.
Совсем недавно принят закон не закон о священных текстах, не знаю точного названия. Да и не хочу. Кровавые деяния евреев и чуждые нашему менталитету высказывания в библии и коране (а ислам тоже порождение иудаизма) признаны не подвергаемыми критике. Вот и продолжение 148-й.
С большим интересом изучаю Ваши работы. Конечно, есть несогласия (как же без них), но вот с вольным обращением с понятиями "православие" и "язычество" согласиться категорически не могу. Собственно, Вам, при Вашей эрудиции, объяснять это лишне. Вкратце, христианство к православию отношения не имеет, а язычниками самих себя называть абсурдно.
Идеология должна быть. Идеологию также запретили. Вопрос: кто же так шурует на верхушке? Я предложил бы идею "служения России", чем впрямую и занимались наши Предки, начиная со скифов и, конечно, ранее. И многие из нас занимаются поныне. Но почему-то не верхи. Что это, как не оккупация? В мировом, надо заметить, масштабе.
Добра Вам, Мира и Света.
Юрий Николаевич.

Ведогонь   27.12.2015 09:41     Заявить о нарушении
Юрий Николаевич, благодарю Вас за внимание к моей страничке.:)

Возможно, Вы правы. Спорить не возьмусь - истина мне не ведома.

Дневники Акель   28.12.2015 16:25   Заявить о нарушении
Написать столько дельных работ,
и истина неведома?
Да Вы скромничаете.
Кто-то говорит,
что истина одна.
Кто-то с этим
не согласен...

Ведогонь   28.12.2015 17:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.