Canfranc. Bокзал - привидение

Представьте себе увидеть жирафа на автобусной остановке, или бегемота разгуливающего по Тверской. Примерно такое ошущение я испытал, когда увидел в первый раз невероятных размеров вокзал КАНФРАНК (CANFRANC) в провинции Уэска (Huesca), что в испанских Пиренеях, в 10 км от границы с Францией. Практически заброшенный с 1970 года, но все еще импозантный и величественный, этот памятник архитектуры в компании окружающих его гор, потрясает любого. Ни одна из существующих в Интернете фотографий не передает того электрошокового впечатления, полученного путником, застигнутого врасплох фантастической картиной этого призрака!
Это как если вдруг перенести ГУМ в долину Эльбруса!  Сравнение не утрировано, вокзал CANFRANC не менее импозантен и даже имеет ту же длину : 244 метра, что и знаменитый универмаг на Красной площади.

История этого здания берет начало в 1883 г., когда испанские и французские власти принимают решение соединить железнодорожной веткой через Пиренеи испанскую Сарагосу и французский городок По. Проект разработан в 1910 году испанским инженером Рамиресом де Дампьере (Ramirez de Dampierre). Спустя 18 лет, преодолев многочисленные трудности, связанные со строительством вокзала и нового туннеля Sоmрort, в 1928 году состоялась официальная инаугурация международного вокзала CANFRANC тогдашним королем Испании Альфонсо XIII - прадедушкой нынешнего монарха Фелипе VI - и президентом Франции месье Дюмергом (Doumergue).

Глазам присутствующих открылся настоящий дворец в стиле “арт-деко”, с шикарным фасадом, мраморными лестничными маршами, гранитными стенами и полами. Здание насчитывало 300 окон и 150 дверей. Внутри, кроме касс и залов ожидания, размещались гостиница класса люкс, казино, таможня, офисы Центрального банка Испании, библиотека, ресторан, амбулаторий. А если учесть, что всё это великолепие расположено на высоте 1.200 метров над уровнем моря и окружено заснеженными вершинами гор, то открывающийся вид был ( и остается) весьма впечатляющим. Следует добавить, что в то время это был самый большой ж/д вокзал в Европе после лейпцигского.
Управление и администрация французской и испанской частей вокзала велись независимо, в соответствии с равными долями участия в собственности.

В сентябре 1931 года на станции случился пожар, который нанес вокзалу серьёзный ущерб, уничтожив библиотеку, ресторан и часть деревянного потолка. На ремонт и восстановление ушло несколько лет, но перевозка грузов и пассажиров не прекращалась вплоть до начала гражданской войны в Испании. В 1939 году вокзал CANFRANC перешел в управление к франкистам. Ж/д туннель был замурован, чтобы предотвратить вторжение из Франции.

С 1940 по 1945 г. французская часть станции CANFRANC перешла под управление гитлеровской армии. Франкистская Испания, как это ни парадоксально, занимала нейтральную позицию во второй мировой войне, что вызывало трения между испанскими солдатами, несущими охрану испанской части вокзала и немецкими военными, занимающими французскую часть. Движение по туннелю  Sоmрort  было восстановлено. Международный вокзал CANFRANC стал служить исключительно для перевозки стратегических грузов. Через него переправлялось золото в Латинскую Америку, конфискованное нацистами в оккупированных Бельгии и Голландии, а также отобранное у заключенных в концлагерях. Документы найденные на территории вокзала в ноябре 2000 года свидетельствуют о перевозке 89 тонн золота в слитках с 1940 по 1945 год.  Часть захваченного золота отмывалось в Швейцарии, закупалась валюта, которой немцы платили Испании за вольфрам и прочее ценное сырье, идущее на производство оружия. Грузы проходили без просмотров, поскольку таможня CANFRANC практически управлялась офицерами СС и гестапо.

Тем временем, вокзал и прилегающее к нему одноименное селение превратились в своего рода “Касабланку” (по одноименному фильму). Только если в фильме почти все придумано, то здесь все события строго документальны. Зона  кишела шпионами многих служб мира и контрабандистами всех мастей. В барах и тавернах селения CANFRANC под звуки джаза и пасодобля велись конспиративные беседы на разных языках, переходили из рук в руки фальшивые паспорта, передавалась секретная информация, плелись интриги, закрывались сделки. Создавалось впечатление, что люди того времени продолжали жить в другом мире, словно не было войны за Пиренеями.  Но её присутствие чувствовалось и здесь, в этом тихом и живописном испанском предгорье. Тот кто не желал смиряться с новыми порядками подвергался большому риску быть выданным гестапо.  

В связи с этим поведаю вам историю одного неординарного персонажа того времени, практически в одиночку бросившему вызов нацистской Германии из этого, забытого Богом, уголка Пиренеев. Речь пойдет о легендарной личности, спасшей сотни невинных людей, которыe подлежали аресту и отправке в лагеря смерти. Среди них были художник Марк Шагал, писатель Макс Эндерс, знаменитая танцовщица Жозефина Бейкер(*). 

Звали этого человека Альбер Лю Ле(Albert Le Lay). В 1940 году он был назначен начальником таможни французской части международного вокзала CANFRANC, ещё до появления там нацистов. Это был патриот своей Родины и убежденный антифашист. Месье Альбер умел легко входить в контакт с людьми и, благодаря своей личной харизме и тонкому французскому savoir faire, сумел довольно скоро установить  необходимые контакты среди эсесовских начальников департамента логистики, чтобы  регулярно информировать британские службы о стратегических грузах немцев, проходящих через CANFRANC.  Для этого он предварительно организовал разведывательную сеть, состоящую из басков, арагонцев и французов. Собранная информация еженедельно переправлялась в британское консульство в Сан Себастьяне, а оттуда, по дипломатической почте - в Мадрид.
Французский таможенник, разведчик по совместительству, работал не покладая рук, урывая для сна всего лишь 4 часа, с 11 до 3 утра, потому что в это время начиналось изготовление фальшивых паспортов и подготовка провианта (бутербродов) для перебежчиков.

Одна из его излюбленных фраз: “здесь даже стены молчат” отражает степень крайней конспирации, в которой приходилось работать этим смельчакам. Тем не менее, тридцать его сообщников были арестованы и осуждены специальным трибуналом. Кажущаяся романтика оказалась, на самом деле, суровой действительностью, иногда ведущей к гибели единомышленников его команды.

Внук Альбера Лю Ле рассказывает: ”Дед не любил большие города, ему не нравилось иметь начальников, для него было важнее сохранить свою независимость. Он был человек действия, постоянно балансировал на грани максимального риска, словно искал как испытать себя в крайне сложных ситуациях, которые его возбуждали”.

История Альбера Лю Ле всплыла случайно: в ноябре 2000 года. Во время съемок рекламного ролика о национальной лотерее Испании на полузаброшенном вокзале CANFRANC были найдены документы того времени. Рассказанная выше история основана на фактах, изложенных в этой документации. Там же приведен эпизод, как однажды Альбер ухитрился ввести в заблуждение гестаповцев, пойдя на такой рискованный шаг, как отключение света в расположенном поблизости от вокзала туннеле Somport в момент прохождения через него группы перебежчиков. Действительно, прав внук Альбера, когда говорит о связи риска с возбуждением у этого, в хорошем смысле, авантюриста. Наверное, благодаря этому появляются герои.

Сам Лю Ле спасся от ареста чудом. Он ещё успел повоевать в рядах французского Сопротивления, заслужив ряд высоких наград за проявленную храбрость. После войны Альбер Лю Ле отказался от портфеля министра, предложенного ему президентом страны генералом де Голлем за особые заслуги перед Францией и предпочел уединиться в прибрежном французском селении Сан Хуан де Лус (San Juan de Luz), строго наказав родным не рассказывать никому о его подвигах.

В 1970 году вокзал был закрыт из-за аварии французского состава идущего из Испании и сошедшего с рельсов на одном из мостов французских Пиренеев. Инцидент послужил поводом для объявления французскими властями о нерентабельности этого маршрута с последующим прекращением  финасирования. С тех пор этот арагонский Титаник пребывает в плачевном состоянии. Рельсы заросли бурьяном, заржавевшие вагоны и полуразрушенные помещения здания вокзала выглядят удручающе. Содержать его стоит огромных денег, которых нет в бюджете испанских властей. А то золото, что прошло через CANFRANC и могло бы решить проблему его реставрации, уплыло за океан на содержание недобитых нацистских преступников, успевших улизнуть в Южную Америку.

А пока в одном из живописных местечек испанских Пиренеев дух месье Лю Ле и других мистических персонажей, что были свидетелями лучших времен нашего вокзала, напоминают о себе отголосками в душах созерцающих это фантастическое несоответствие туристов.

Ходят слухи, что некие частные предприниматели превратят этот архитектурный динозавр в пятизвездочную гостиницу, но CANFRANC об этом не ведает и молчит.  Давайте помолчим и мы вместе с ним, чтобы отдать должное его захватывающему прошлому, не лишенному загадочности и мистики.

И полюбуемся его роскошным(пока еще)фасадом

томас памиес
////////////
Пост скриптум:
Думаю, что российскому читателю будет любопытно, что в 1965 году съёмки фильма “Доктор Живаго” режиссёра Дэвида Лина по одноимённому роману Бориса Пастернака проходили в Испании. Причем, часть их на территории вокзала CANFRANC.  Другая часть - в районе Мадрида, где были построены две полных улицы бутафорской Москвы начала XX века.

События фильма развиваются на переломе войн и революций. Подобные катаклизмы пришлось пережить и Канфранку.

(*)- Ее темперамент и энергия эпатировали, воля и целеустремленность — восхищали. Цвет ее кожи «кофе с молоком» стал причиной настоящей эпидемии загара в 20-х годах прошлого века. «Черную Венеру» обожали богемные эстеты и буржуазный истеблишмент, ей подражали все европейские модницы. Франция хоронила ее как национальную героиню. Одна из площадей Монпарнаса названа в ее честь. Дорожный указатель на площади гласит:
"Площадь Жозефин Бейкер
1906—1975
Артистка мюзик-холла
Младший лейтенант Свободных французских сил
Филантроп".»


Рецензии
Спасибо, Томас! Какая необкновенная история! Загадочная, таинственная - чрезвычайно интересно. Я ничего не знала про это - в интернете, конечно, фотки посмотрела. Очень интересно!!! Заброшенные здания, кажется, вообще "живут своей жизнью". В Мадриде много раз проходила около «здания Испании» (Edificio España) - недалеко от площади Испании. Даже в 45-градусное пекло от него веет таким холодом, что пробирает до костей. И озноб ощущается еще долго. Вокзалы в Испании, кстати, - очаровательные. У меня даже есть одна миниатюра
El tren se detuvo.
Iba escuchando melodías españolas de mi nuevo móvil que me había regalado mi hija. No sé para qué se molestó. Nada entiendo en estos artilugios modernos, solo los utilizo para escuchar música. El tren se detuvo. ¡Que fastidio! Miré por la ventana. Todo oscuro. Cerré los ojos y pensé en mi hija. Se fue a estudiar arte a Madrid. Nunca he visto esa ciudad, pero por sus dibujos y los relatos apasionados la conozco tan bien, como si hubiese vivido ahí toda mi vida. Sus plazas bañadas por el sol, palacios majestuosos, calles llenas de gente, y sus parques... Que hacen olvidar que estás en la ciudad. La misma estación ferroviaria sorprende con un oasis tropical: palmeras, exuberante vegetación y un estanque lleno de tortuguitas. Un punto de encuentro pintoresco... ¿Quién me esperaría ahí? Casi sentí el olor a hierba fresca...
¿El tren sigue su marcha o están volando mis pensamientos? ¿Llegamos? Abro los ojos. No hay nadie. Salgo y veo... las palmeras y un estanque lleno de tortuguitas...¿Atocha? ¡Pero yo iba en el tren Moscú - St.Petersburgo!
Ahhh... ¿Cómo me había olvidado de que este nuevo móvil tiene la opción de teletransporte que se acciona por fuerza del pensamiento?

С улыбкой,

Людмила Колденкова   11.04.2018 19:05     Заявить о нарушении
Да, действительно, есть что-то притягивающее в заброшенных зданиях,особенно если они грандиозны и эпохальны , как Канфранк или упомянутое Вами здание в Мадриде!
Buenos días Ludmila! Me ha gustado tu cuento sobre los viajes virtuales que nos permite la tecnología de hoy. Uno ya no puede estar seguro que llegará a su destino comprando el boleto por medio de una de esas múltiples aplicaciones que nos ofrecen. Igual nos toca una de las tortuguitas de Atocha y descubrimos el placer de la tranquilidad...

Cordialmente,

Томас Памиес   11.04.2018 20:18   Заявить о нарушении
Buenas noches, Tomas! Me alegro mucho de que te haya gustado el cuento. Es cierto que a veces uno no sabe adonde va a parar...

Madrid, mi sueño...
¡Me encanta viajar! No entiendo como la gente derrocha su dinero comprando montones de ropa, zapatos de todo tipo, comida y bebida abundante y otras cuantas cosas habidas y por haber para su casa... Yo vivo para los viajes. No puedo permitirme mucho: voy a pie por las calles, miro, grabo imagines en mi mente, degusto los sabores y olfateo los aromas exóticos. Mis zapatos son viejos, pero están pisando el suelo de las calles de Madrid... Plaza de España... ¿Se imaginan? Mi pueblucho está todavía cubierto de nieve, y yo aquí, sintiendo el olor a hierba fresca y percibiendo como me salpican las goticas de agua de la fuente. Estos edificios majestuosos... Plaza Mayor... Los adoquines calentados por el sol acarician las plantas de mis pies cansados. ¡Cuántas ganas de tomar una cerveza sentado en esta terracita! Pero sigo mi camino. El Arco de Triunfo espectacular y un parque gigantesco cerca... Y más allá - el mar...
Espere, espere... ¡Pero en Madrid no hay mar! ¿Qué fotos me han vendido? Barcelona... ¿Tanta coincidencia? ¡Vaya! La vez pasada compré un folleto sobre la Puerta del Sol, y fue La Puerta del Sol ... ¡en Toledo!
Ah, Madrid, mi sueño... inalcanzable.

Saludos cordiales.

Людмила Колденкова   11.04.2018 21:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.