16 января

      Главная причина дурного устройства жизни -- ложная вера.
      

    1
      
       Жизнь человека -- в том, чтобы приводить неразумное в своей жизни к разумному. И для этого нужны два дела:
       1) видеть во всем его значении неразумие жизни и не от­вращать от него внимания;
       2) сознавать во всей чистоте разумность возможной жизни.
       Сознавая всю неразумность и всегда вытекающую из нее бедственность жизни, человек невольно отвращается от нее; и, с другой стороны, ясно сознавая возможность разумной жизни, человек невольно стремится к ней. Не скрывать поэ­тому зла неразумия и выставлять во всей ясности благо ра­зумной жизни должно бы составлять задачу всех учителей че­ловечества.
       Но тут-то на седалище Моисееве всегда садятся те, кото­рые не идут к свету, потому что дела их злы; и потому всегда люди, выставляющие себя учителями, не только не стараются уяснить неразумие теперешней жизни и разумность жизни, какая должна быть, а, напротив, стараются скрыть неразумие нынешней жизни и подорвать доверие к разумности той жизни, какая должна быть. С этою целью существуют и дей­ствуют и полиция, и войска, и уголовные законы, и тюрьмы, и приюты для детей, и богадельни для стариков, и воспита­тельные дома, и дома терпимости, и сумасшедшие дома, и больницы, и страховые общества, и все обязательные и уст­раиваемые на насильственно собираемые средства образова­тельные учреждения, и учреждения для малолетних преступ­ников и многие другие.
       Роковым образом каждое из этих учреждений, кроме скрывания зла, порождает новое зло и увеличивает неудержи­мо, как снежный ком, то зло, которое оно предполагает унич­тожить.
       Если бы только одна тысячная тех усилий, которые упот­ребляются на устройство всего этого, имеющего целью скрыть зло и только увеличивающего его, была бы употреблена на противодействие тому, для скрывания чего служат все эти уч­реждения, зло это, ставшее явным для нас, быстро уничтожи­лось бы.
      
Лев Толстой
      
      2
Мы должны с глубоким вниманием относиться к нашим общественным делам, мы должны быть готовы изменять наши мнения, отказываться от старых взглядов, усваивать новые. Мы должны бросать предрассудки и рассуждать с со­вершенно свободным умом. Моряк, который будет ставить одни и те же паруса, невзирая на перемены в ветре, никогда не достигнет своей гавани.
      

    Генри Джордж

     4
    
 Никакая насильственная реформа не исправит зла, пока люди останутся таковы, каковы они есть, и потому ждать ис­правления зла можно не от изменения формы нашей жизни, а только от распространения доброты и разумности.
    
      


Рецензии