Лохотронщики

           Преступность – это явление явно социальное и не зависит в той степени, как некоторым бы хотелось, от политической системы. Она постоянно совершенствуется и появляются новые виды преступлений, которые как бы диктуются жизнью, а не политикой.
           В 70-е годы появился такой вид преступлений, как угоны самолетов. До  этого никогда такого не было – и представить себе трудно было: как это угнать самолет. Но связи Советского Союза, несмотря на «железный  занавес», постоянно расширялись.  Не все хотели жить в Союзе, а на Запад их не отпускали. Как туда можно было добраться быстро, минуя границу? Только на самолете! Вот и появились угоны самолетов. Как вы думаете их квалифицировали вначале? Статьи такой у Уголовном кодексе  Союзных республик не было. Стали применять такую статью, как хулиганство. Вот так, по хулиганил немного, захватил самолет и пассажиров - и все. Вообще следует отметить, что с тех пор для наших юристов, эта статья стала палочкой – выручалочкой во многих случаях. Взорвал поезд – хулиганство.  Вообще обратите внимание, что когда не знают, по какой статье возбуждать уголовное дело, возбуждают, как хулиганство. Стереотип у юристов видно один и тот же,воображение на большее не хватает. А может просто  бояться общественного резонанса? Как же, террористический акт.
          С приходом к власти Горбачева и появлением кооперативов, появились сразу же желающие поживиться за чужой счет. Тем более, что кооператоры не очень любили бегать в милицию и писать заявления. Надо же было объяснять, откуда у них такие большие деньги и платят ли они налоги. Так появились такие преступления, как вымогательство и похищение человека, незаконное лишение свободы. Пока таких статей в Уголовном кодексе не было, привлекали к уголовной ответственности за самоуправство, так как в основе многих преступлений, лежали «разборки» между предпринимателями.
          В начале 90-х годов появились «наперсточники». Интересный вид преступлений. Основан чисто на психологии человека. Вначале, подставной, выигрывает несколько раз у ведущего. Жадность одолевает окружающих и каждый хочет попробовать «задарма» получить деньги и начинает играть. Особо увлекающиеся  проигрывают все – зарплату, деньги взятые в долг, сбережения на «черный» день и т.д. Какие только мы меры не принимали: статьи в прессе, по телевидению, патрулирование – ничего не помогало. Десятками приходили люди в отделение милиции, с заявлениями. Привлечь мошенников к уголовной ответственности было очень сложно: необходимо было в течение дня отследить всю технику мошенничества в действиях каждого из бригады. Я даже не помню, чтобы такие дела , мы направляли в суд.
      В середине 90-х годов появились такие  преступники, как "лохотронщики". Как я понимаю, возникло это слово из двух составляющих: лох и тронщик. Лох, на воровском жаргоне, человек которого легко обмануть. Тронщик, по всей видимости, обман. Но на данном разъяснении, я не настаиваю, не выяснял.
     В настоящее время существуют много различных видов мошенничества, вплоть до розыгрыша лотерейных билетов. Но тогда , в 90-х, было все проще. Останавливали кого-либо из граждан и предлагали принять участие в розыгрыше утюга, чайника или сервиза. Следует отметить, что в большинстве потерпевшие, были люди пенсионного возраста, и женщины. Видно, с ними было легче справиться психологически и физически.
    Работали, обычно, целой бригадой,  выполняющих различные роли: одни были в качестве наблюдателей, охраны, другие выполняли роль публики, третьи -  роль продавцов, четвертые – роль покупателей. Бригады набирались до 10 человек. Как правило, набирались бригады из числа приезжих. Роль охраны выполняли свои, которые и отчитывались перед хозяевами, о проделанной работе и рассчитывались со всеми.
    Я уверен, что контролировались данные преступления из единого центра. Но доказать это не удалось, слишком многоступенчатой была система и пройти ее полностью, не получилось. Пока  мы разобрались в этом, много людей пострадало. Именно нам, первым, удалось разработать и применить систему привлечения бригад к уголовной ответственности и этот опыт распространить по всему городу. Но, я подчеркиваю, что дальше бригады, к сожалению, мы уйти не с могли.
    Нами были созданы оперативные группы, состоящие, как минимум из 5-6 человек. При этом приходилось опасаться сотрудников патрульно-постовой службы, так как они были в курсе происходящего и за соответствующую мзду, предупреждали о появление оперов в своем микрорайоне.  Да и сами опера, обслуживающие данный микрорайон, были не против поживиться. Поэтому оперативные группы, мы создавали из разных отделов милиции. При выходе на территорию, группы устанавливали одну из таких бригад и рассредоточившись, начинали вести  наблюдение. Устанавливали роль каждого из бригады, выявляли потерпевших и производили  задержание. После чего, уже подключались следователи и закрепляли доказательствами, всех участников  данной бригады. 
     Положительные результаты сразу же сказались в нашем районе,  количество таких бригад резко сократилось, но перешли они работать в другие районы города. Необходимо была общегородская организация борьбы с данным видом преступлений.
     Я слышал, что в тот период времени, в одном из городов на Севере, взяли всех участников цепочки. Был это то ли Мурманск, то ли Архангельск. В течение полугода они отслеживали всю  цепочку, а потом провели задержание. Эта работа была действительно достойна уважения.


Рецензии
-Ох, и дурют нашего брата-сестру, ох и дурют...
А полиция-милиция чего? Хорошо, что поймала!
Сасибо Автору. Успехов.

Тамара Петровна Москалёва   02.11.2016 01:07     Заявить о нарушении
Надо самому не забываться, слишком много желающих на чужое добро. Спасибо за прочтение. Александр

Александр Козлик   02.11.2016 11:29   Заявить о нарушении