Quod licet Jovi, non licet bovi

         «Quod licet Jovi, non licet bovi»
     (из сборника «Параллельный мир»)

     (ПРИМЕЧАНИЕ. Текст фактически представляет собой продолжение рассказа «Дура» из сборника «Аллюзион "Конец света"», но при том может быть представлен здесь самостоятельно без какого-либо существенного ущерба для понимания).

     После того как Фёдор оказался в вестибюле своей клиники, перед ним встала самая трудная задача. Соседи по палате послали его, переодев медсестрой, в ближайший гастроном, чтобы встретить Новый год достойно, а не так, как было утверждено распорядком учреждения. Сам поход за снедью прошёл без приключений, оставалась «малость» — пронести продукты и напитки через пост охраны.
     И тут ему подоспела помощь с совершенно неожиданной стороны: Фёдор стал невольным свидетелем скандала. Конфликт набирал силу и был вызван стараниями охранников выпроводить на улицу странного вида нищенку. Каким-то непостижимым образом той удалось заполучить халат с эмблемой Клуба санитаров, члены которого пользовались в стенах этой клиники непререкаемым авторитетом, и в надежде пробраться внутрь она попыталась выдать себя за члена клуба, напялив этот халат поверх засаленной телогрейки. Но самозванку тут же разоблачили, и теперь с досады она осыпала дюжих «секьюрити» всякими проклятиями.
     Фёдора немало удивил необычный набор используемых ругательств.
     — Да чтоб вам бензопирен печень изгрыз! Тетрациклином вас по темечку! — голосила нищенка. Охранники, не шибко церемонясь, пытались её как-то угомонить, но та не унималась:
     — Чтоб вам гриппозной птичкой подавиться, коллоиды недофильтрованные!
     «Вот бедолага! Где ж тебя так контузило?» — с сочувствием подумал Фёдор и, воспользовавшись тем, что всё внимание охраны было приковано к нищенке, без помех прошмыгнул через проходную.
     С чувством выполненного долга Фёдор бодро шагал по знакомому коридору, как вдруг его внимание привлекли выскользнувшие из какого-то служебного помещения две шикарные девицы, обладавшие модельной внешностью. Профессионально покачивая бёдрами, девицы плавно перемещались в нескольких шагах впереди, так, что Фёдор смог их хорошенько рассмотреть, по крайней мере, сзади. Девицы не принадлежали ни к персоналу, ни тем более к пациентам клиники, и, вспоминая только что увиденную сцену в вестибюле, Фёдор только дивился, как эти особы могли сюда проникнуть.
     Одна из девиц на ходу достала из изящной сумочки сложенную вчетверо записку, написанную на отпечатанном в типографии бланке. Внимательный взгляд Фёдора успел ухватить: «Председатель комитета по...» и чуть ниже: «М. И. Профанов».
     Потом он припомнил, что долгое время ходили досужие разговоры о существовании в клинике ещё одного таинственного клуба. Будто бы клуб этот назывался именем античной богини, а главный интерес состоящих в нём заключался в доставлении разнообразных удовольствий своим членам. На основании имеющихся отрывочных сведений можно было предположить, что такие удовольствия порой выходили за рамки общепризнанных морально-этических норм. По этой причине деятельность клуба не афишировалась, а для участия в его мероприятиях необходимо было предъявить специальную пластиковую карточку. Рядом с рельефным ярко-красным сердечком и символами двух планет на ней затейливым шрифтом было выдавлено: «Клуб НИКА». Неоднократные попытки установить поимённый список членов клуба результата не дали, в итоге всё так и осталось на уровне слухов...
     Проводив долгим взглядом направляющуюся в VIP–зону парочку, Фёдор вздохнул и побрёл в сторону своей палаты, где его давно с нетерпением ждали. Появление «гонца» с несколькими пакетами запрещённых в клинике продуктов и, что самое главное, напитков привело соседей в неописуемый восторг. Они принялись поздравлять Фёдора с удачным окончанием операции «Медсестра», и вскоре он уже думать забыл о встретившихся ему в коридоре девицах. Но, как позже оказалось, судьба готовила ему ещё одну встречу с ними.
     Спустя пару часов, когда веселье по случаю встречи Нового года было в самом разгаре, Фёдор с приятелем вышли в вестибюль немного проветриться и нос к носу столкнулись со знакомой парочкой. Так же плавно неся себя, девицы направлялись к выходу в сопровождении приветливо улыбающегося начальника охраны.
     На этот раз никакого скандала не случилось. Начальник что-то шепнул охраннику, и тот распахнул перед девицами дверь, склонившись в услужливом полупоклоне. Наблюдая за этой сценой, Фёдор услышал за спиной голос приятеля:
     — Как говаривали наши античные предки: «Quod licet Jovi, non licet bovi». Или, по-современному: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Потопали в стойло, Федя. Водка стынет...


     I.2014


Рецензии
Отличный рассказ, дорогой Андрей!
А вот, Quod licet Jovi, non licet bovi, вызвал у меня ассоциацию со слышанной ещё в юности историей.
В одной из "Центральных" газет СССР работал журналист, которого звали Маврик Вульфсон, подписывавшийся псевдонимом "ВОЛК"!
Пописывал в газете иногда и один известный советский писатель, но тоже под псевдонимом -- "МЕДВЕДЬ".
И раз Вульфсон принёс редактору очередную статью, которую, прочитав, редактор тут же отверг и сказал, что печатать её НЕЛЬЗЯ! Де, там есть некие термины и фразы, НЕ УКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ в нормы соцреализма!!!
Но, -- возразил Вульсон, -- точно те же фразы и понятия на днях были в статье ПИСАТЕЛЯ!! И ИХ ВЫ ОПУБЛИКОВАЛИ!
На это редактор, ухмыльнувшись, ответил:
ЧТО МОЖНО "МЕДВЕДЮ", НЕЛЬЗЯ "ВОЛКУ"!!!
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   06.12.2022 20:27     Заявить о нарушении
Благодарю, Эспри!

Однако с сожалением должен заметить, что значительная часть смыслов текста осталась вне Вашего внимания. Это не Ваша вина, они понятны только жившим в нашей стране в то время, да и то далеко не всем.
Если Вы заметили, этот текст является продолжением рассказа "Дура", включённого в "Аллюзион..." и посвящённого Государственной думе той поры. В примечании к нему есть кое-какие пояснения, но для "Quod licet Jovi, non licet bovi", как и для остальных текстов из "Параллельного мира", они не создавались, а там тоже немало фонетических и прочих ассоциаций с конкретными лицами.

С признательностью,

Андрей Девин   06.12.2022 21:00   Заявить о нарушении
Дорогой Андрей,
Вы правы, я воспринял этот рассказ буквально, "напрямую, не подозревая его аллегоричности, тем паче столь далёкой от меня как географически, так и "по факту жизни". Для соотечественников, он, конечно, несравненно ближе и понятней вместе с подтекстом.
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   06.12.2022 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.