22 января

    Никакие условия не могут сделать того, чтобы убийство перестало быть самым грубым и явным нарушением закона бога, выраженного и во всех религиозных учениях и в совести людей.
      

    1
      
       Где Христос? Где его ученье? Где его можно найти у хрис­тианских народностей? В учреждениях -- его там нет; в зако­нах, проникнутых духом неправого неравенства, -- нет его там; в правах, проникнутых эгоизмом, -- его там нет. Где же учение Христа? Оно в грядущем, подготовляемом работой в глубинах человеческой природы; оно в движении, волную­щем народы из края в край земли; оно в стремлениях чистых душ и праведных сердец; оно в сознании всех, ибо все созна­ют, что существующее не может длиться, потому что оно есть зло, отрицание милосердия, братства, есть наследие Каинова племени, есть нечто уже отринутое, подлежащее рассеянию от дуновения бога.
      

    Ламенэ.
      

    2
      
       Что такое военная служба? А вот что. Как только молодой человек возрос, окреп, может помогать своим родителям, его приводят в приемную, велят раздеться, осмотрят и потом велят на кресте и Евангелии поклясться, что он будет слу­шаться во всем своих начальников и будет убивать всех тех, кого ему велят убивать. Когда же он исполнит это, противное и разуму, и совести, и даже букве закона Христа, выраженно­го в Евангелии, приказание, его наряжают в мундир, дают ружье, обучают стрельбе и посылают убивать людей -- своих братьев. Люди, которых ему велят убивать, не сделали ему ни­какого зла, он никогда не видал их, но стреляет их, потому что поклялся делать это на Евангелии, -- на том самом Еван­гелии, в котором сказано, что не должно клясться и не только убивать, но и гневаться на брата.
      

    3
      
       Военная служба вообще развращает людей, ставя посту­пающих в нее в условия совершенной праздности, т.е. отсут­ствия разумного и полезного труда, и освобождая их от общих человеческих обязанностей, взамен которых выставляет толь­ко условную честь полка, мундира, знамени и, с одной сторо­ны, безграничную власть над другими людьми, а с другой -- рабскую покорность высшим себя начальникам.
       В особенности развращающе действует на военных их праздная, распущенная жизнь потому, что, если не военный человек ведет такую жизнь, он в глубине души не может не стыдиться ее. Военные же люди считают, что это так должно быть, хвалятся, гордятся такой жизнью, особенно в военное время. "Мы готовы жертвовать жизнью на войне, и потому такая беззаботная, веселая жизнь не только простительна, но и необходима для нас. Мы и ведем ее".
      

    4
      
       Один человек не должен убивать. Если он убил, он пре­ступник, он убийца. Два, десять, сто человек, если они дела­ют это, они убийцы. Но государство или народ может убивать сколько хочет, и это не будет убийство, а хорошее, доброе дело. Только собрать побольше народа, и бойня десятков тысяч людей становится невинным делом. Но сколько имен­но нужно людей для этого? Вот в чем вопрос. Один не может красть, грабить, но целый народ может. Но сколько именно нужно для этого? Почему один, десять, сто человек не долж­ны нарушать законы бога, а очень много могут?
      

    А. Балу.
      

    ----------
      
       В каждом теле человека живет одно и то же божественное начало, и поэтому ни отдельный человек, ни собрание людей не могут иметь права нарушать это установленное соединение бо­жественного начала с человеческим телом, т.е. лишать челове­ка жизни.
      

   


Рецензии