В виде исключения
Следующий раз Крылов услышал этот голос тоже случайно, во время телевизионной трансляции из Кремля, но сразу узнал его, когда среднего роста крепыш вышел к трибуне и начал говорить. Это был еще не старый, но уже в возрасте мужчина. Широкоплечий, очень подвижный, седеющая, с залысинами голова, простое лицо, обожженное то ли степным ветром, то ли крепким сибирским морозом. Но главное, что было в нем - манера общения и то, как он это делал. В его выступлении хорошо прослеживалось знание темы, жизненный опыт и чувство юмора. Приятный баритон захватил внимание слушающих, многие кивали головой, соглашаясь, улыбались, когда он каламбурил.
А Крылов вспомнил ночь, этот голос и телефонный разговор несколько лет назад.
Ночная смена на командном пункте управления полетами шла своим чередом: самолеты летали каждый по своему маршруту и на своей высоте, некоторые из них снижались для посадки в Уфе или наоборот взлетали и летели в другие аэропорты, все службы работали, диспетчеры управляли полетами - вроде ничего необычного, но Крылов заметил некоторое оживление у пульта восточного направления. Подошел.
- Что у вас?
Пара диспетчеров - процедурного и радиолокационного управления обернулись.
- Валентин Петрович, к нам на запасной Як-40 идет со стороны Свердловска.
- Хорошо, принимаем, а что там, погода разве ухудшилась? У меня нет такой информации.
- Нет, погода там еще нормальная, но экипаж принял решение идти в Уфу, запросил полет напрямую и внеочередной заход, в связи с малым остатком топлива.
Крылов дал необходимые указания, чтобы обеспечить этот рейс, проследил за благополучной посадкой и направился в штурманскую комнату, чтобы поговорить с пилотами, выяснить причину несколько странного, по его мнению, решения экипажа.
В коридоре первого этажа, около дверей группы планирования его уже ждали. Командир, лет сорока с небольшим, и молодой второй пилот.
- Вы Руководитель полетов?
- Да. Это Вы на Яке на запасной пришли? А почему? Ведь в Свердловске погода позволяла сесть, дозаправиться и спокойно лететь дальше?
Командир знаком послал второго пилота в комнату метеослужбы, а сам сбивчиво начал объяснять ситуацию. Из его рассказа Крылов понял, что они выполняют заказной рейс, на борту всего один пассажир - большой начальник по нефти и газу. Он катастрофически опаздывает в Москву, куда надо успеть на утреннее совещание в Кремль, и от этого совещания очень много зависит лично для пассажира. Экипаж выжимал всю возможную скорость из самолета, спрямлял маршрут, где только можно, от самого Сургута и пришел в Уфу на последних каплях топлива.
Но не это плохо. Проблема в том, что по плану, утвержденному еще вчера вечером, (Крылов глянул на часы, действительно - уже было два часа ночи) вылет на Москву был только через четыре часа.
Прибежал бортмеханик, запыхавшись доложил, что самолет заправлен, можно лететь. Командир умоляюще посмотрел на Крылова.
- Даа, ситуация.
То, что раньше расписания вылетать нельзя - знали все. План полета утвержден, подавать новый, срочный – дело долгое, хлопотное, нужна веская причина. Москва наверняка откажет и не захочет менять заранее согласованный план прилета в и так загруженные сверх меры столичные аэропорты. Крылов давно передумал разбираться в тонкостях немного, но нарушенных правил, прилета этого самолета. Его больше волновал вопрос - как помочь экипажу и его пассажиру. Ведь неспроста так спешит человек. Видно, важное совещание в Москве. Об освоении Сибири нефтяниками и газодобытчиками хорошо известно. Половина рейсов из их аэродрома ходила именно туда.
Крылов открыл дверь и зашел в комнату диспетчеров планирования. Пожилая женщина протянула ему трубку телефона:
- Петрович, командир уже забегал ко мне. Единственный выход - позвонить в Зональный центр, объяснить ситуацию, попросить позвонить в Москву в Главный центр и убедить их дать нам телеграмму о разрешении вылета этого Як-40 в виде исключения. Назначить ему новое время прибытия в Московский центр.
Крылов набрал номер. Трубку долго не брали. Наконец ответили. Крылов коротко доложил о сложившейся проблеме и в конце добавил: "Ребята, дело государственной важности. Помогите. В виде исключения".
- Государственной, говоришь? - хрипло переспросили из Зонального.
- Хорошо. Жди. Я поговорю с Москвой.
Экипаж, затаив дыхание замер. Механик прятал за спиной пакет с купленными в буфете пирожками с ливером, а Крылов вытирал внезапно выступивший от волнения пот со лба.
Наконец, на другом конце провода ответили:
- Ну, везет вам. Москва не против. Сейчас пошлют телеграмму, пусть экипаж вылетает.
-Спасибо, - выдохнул Крылов и повернулся к летчикам. Командир понимающе кивнул, крепко пожал ему руку и крикнул убегающим по коридору к выходу второму пилоту и механику:
- Запускайте двигатели! Я в «депутатскую» за пассажиром.
- Спасибо еще раз. Теперь мы успеем.
Крылов поднялся к себе. Налил чаю. Настроение было прекрасным - погода хорошая, самолеты летают, диспетчеры работают – что еще нужно для хорошего настроения начальнику смены!
Зазвонил телефон.
- Это «депутатская комната». С Вами хотят поговорить.
- Алло! Это Руководитель полетов? Виктор Степанович говорит!
- Да. Доброй ночи!
- Ну, спасибо, дружище. По голосу-то слышу - молодой еще, но молодец. Очень помог мне. Он говорил простым языком, иногда выдавая странно звучащие обороты речи, и слышно было, что человек хоть и большой начальник, но прошел все ступени роста и много общался с простыми буровиками.
- Ночь на дворе, не стал я беспокоить своих старых знакомых - Мишу Рахимова - мы с ним еще в Оренбургской области начинали и Фуата Утяшева - вместе Тюменский север осваивали.
Первого Крылов тогда еще не знал, а про Утяшева сказал, что командир, объединенного отряда уже три года как на пенсии, но он знает его сына - тоже пилота и передаст привет с ним.
- Ну и хорошо, что не стал их будить – ты просто выручил меня, капитан самолета рассказал, как все было. Теперь главное до Москвы добраться, а там уже ждут. Мне позарез утром надо быть на собеседовании и не опоздать, а то подумают, что я раздолбай.
Он громко рассмеялся, и попрощавшись, положил трубку.
Крылов в приподнятом настроении доработал смену и забыл бы этот случай - ну помог и помог. Мало ли чего случается в работе, но случайно взяв в руки через пару дней газету «Известия», увидел официальное сообщение о назначении министром газовой промышленности СССР Виктора Степановича Черномырдина.
Успел.
От автора:
- Миша Рахимов - в 1985 году зам. директора Уфимского нефтеперерабатывающего завода, впоследствии Президент Республики Башкортостан - Муртаза Рахимов.
- Фуат Шарипович Утяшев - заслуженный пилот СССР - в 70-80 годы – командир Уфимского объединенного авиаотряда.
- Депутатская комната - нынче зал для ВИП-персон.
Фото из интернета В.С.Черномырдин.
Свидетельство о публикации №214012301687
Людмила Лукьянцева 03.04.2018 09:16 Заявить о нарушении
Владимир Лыгин 03.04.2018 10:44 Заявить о нарушении