Неуловимая Троя

Долгое время считалось, что легендарную Трою откопал немецкий археолог - любитель Генрих Шлиман в 70-х годах прошлого столетия. Успешная коммерческая деятельность позволила  этому предприимчивому и неутомимому человеку, жизненный путь которого (1822-1890 г.г.) совпадал с начальным периодом расцвета западного капиталистического общества с его прагматизмом  и стремлением к универсальности этого подхода к любым проблемам, финансировать  весьма трудоемкие и дорогостоящие раскопки.

Он осуществлял свою юношескую мечту и воспринимал  сказания Гомера буквально, поставив цель - найти то, что осталось от тех цивилизаций и героев, которые слепой поэт Древней Греции так красочно описал в Илиаде и  Одиссее.

Но лишь одному только Шлиману казалось, что Гомер указал конкретные места событий, описанных в его произведениях. Реальная Троя и другие объекты творчества Гомера, могли находиться где угодно, в любом уголке Средиземноморского побережья. Чтобы это признать,  достаточен  уже тот факт, что из века в век географические названия  в Европе постоянно менялись. Да и сам творец бессмертных Илиады и Одиссеи не  слишком много внимания уделял географическим и хронологическим тонкостям.

Однако Генрих Шлиман был поглощен своей  идеей и без особых колебаний отправился вначале прямо на родину Одиссея, т.е. на о-в Итаку, но там он ничего существенного не нашел. Поездка в Грецию,  страну  древних ахейцев, также оказалась безрезультатной, сколько он ни пытался начинать раскопки. Раскопки в Турции поначалу также не давали желаемых результатов, пока  в октябре 1871 г.  Шлиман не  начал раскопки  на берегу Малой Азии в р-не холма Гиссарлык.

Эти раскопки дали даже больше, чем требовалось: вместо одного древнего города Генрих Шлиман откопал  целых девять. Остатки городов образовали своего рода “слоеный пирог”, располагаясь один над другим.  Шлиман и другие археологи не знали, какой же из городов считать именно Троей. Поэтому Шлиман, возглавлявший раскопки, решил копать до конца и, разрушая слой за слоем, дошел до второго,  почти самого нижнего города.

Почему только предпоследний погребенный город Шлиман опознал как Трою, теперь, спустя  более века, “вычислить” почти невозможно. Скорее  всего, это был его чисто волевой акт, дескать, я пришел сюда откапывать Трою и я буду копать до конца...

Поскольку ни один из откопанных городов не подходил дословно под Гомеровское описание Трои, для Шлимана было естественно остановиться на предпоследнем, т.к. по логике он и был почти самым древним. Копать дальше было уже опасно, ведь “в запасе” оставался всего один город.  Вслед за Шлиманом второй город объявили Троей его сподвижники-археологи, а за ними и весь остальной, сочувствующий ему мир.

Так родился один из самых романтичных и живучих мифов нашего времени - об “открытии легендарной Трои археологом Генрихом Шлиманом”. Прошли десятилетия. Этот миф оброс толкованиями историков, фантазией романистов, шедеврами публицистики и прочно закрепился в обыденном сознании. Такому закреплению очень способствовало предъявление Шлиманом на суд общественности, т. н., “Клада Приама”. На первое время неразборчивая общественность просто поверила авторитету Шлимана. Лишь через сто лет дотошные специалисты поняли, что “Клад Приама” принадлежит к эпохе ранней бронзы, т.е. он минимум на 1000 лет древнее описываемых Гомером событий Троянской войны.  Другое доказательство правоты Шлимана - это найденная им (после “открытия Трои”)   в Микенах  гробница  героя Троянской войны Агамемнона. Но и такое доказательство тоже не выдержало “проверки временем”. Уже в нашем веке стало ясно, что  микенское царское погребение с массой золотых вещей  прямого отношения к Агамемнону не имеет. Конечно, энтузиазм и настойчивость Генриха Шлимана, пусть и не откопавшего именно Гомеровскую Трою, все равно лили и продолжают лить воду  на “колесо  науки”. За свою  насыщенную хоть и не всегда настоящими открытиями жизнь он успел откопать столько всего, что и специалистам – археологам,  и любителям этой  интересной науки, пока они во всем разберутся, хватит работы еще не на одну сотню лет…

Рисунок - коллаж автора.


Рецензии
По моему мнению, автор этой статьи несколько неточен. Генрих Шлиман, как полагают современные ученые (чтобы не быть голословным назову одно авторитетное имя - советского, российского историка-археолога Л.С. Клейна) - действительно раскопал ... Илион, описанный в "Илиаде". Да, Шлиман, будучи археологом-любителем (но в ту пору археология еще не была строго говоря наукой), перемешал все археологические слои, и нынешним специалистам приходится очень тяжело восстанавливать облик той Трои, которая соответствует описаниям "Илиады". Тем не менее в настоящее время доказано, что ряд картин города, написанных Гомером, соответствует тому, что откопал Шлиман. С другой стороны, въедливые специалисты по гомеровскому тексту бессмертной поэмы нашли массу несоответствий, касающихся, в частности, местоположения города: то он расположен на возвышенности и обдуваем ветрами, то стоит в долине; рядом с ним течет то одна, то другая река (у них разные названия), да и сам город, как и царевич Парис, имеет два имени. Троянцам противостоят ахейцы-данайцы-аргивяне, и совершенно непонятно, почему у них три этнических имени. Постепенно установили, что в "Илиаде" причудливо переплелись эпические ахейские сказания о грабительских походах героев разных областей Пелопоннеса, Средней и Северной части того, что впоследствии греки назовут Элладой. В этих сказаниях разные разбойные экспедиции ахейцев и родственных им племен были заключены Гомером в рамки одного сюжета, хотя и с массой нестыковок, не замеченных автором или авторами - певцами-рапсодами. Благодаря обнаружению и расшифровке царских архивов Хеттской державы удалось выяснить, что где-то на северо-западе Малой Азии располагались города-государства Вилуша (хеттская транскрипция; Илион Гомера) и Троиша (хеттская транскрипция; Троя Гомера), причем оказалось, что шлимановской Трое соответствует как раз Вилуша ("Вилуон" - архаичное название города в тексте "Илиады"). Где была расположена Троиша, до сих пор неясно; Л.С. Клейн полагает, на острове Лемнос - там ведутся раскопки городища 13-го века до н.э. Таким образом, "Илиада", сочиненная предположительно в 8-м веке до н.э., т.е. через пять веков после описанных в ней событий, представляет собой художественно переосмысленные отголоски каких-то ахейских, данайских и прочих морских набегов в бассейне Эгейского моря. Что касается сюжета "Илиады", то это бродячий сюжет, почерпнутый из сказаний минойской эпохи (Крит), в свою очередь, восходящих к ближневосточным легендам, запись которых обнаружена при раскопках древнего города Угарита (в современной Сирии).
Имена Агамемнона (Акагимунаса, царя государства Аххийавы - хеттские транскрипции), Александра (Алаксандуша, хеттская транскрипция) и некоторых других героев ахейского эпоса и мифов (например, Этеокла - Этевоклевеса в хеттской транскрипции) обнаружены в текстах глиняных дощечек хеттских архивов. НайденО и упоминание о клятве царя Вилуши Александра именем бога Аполлона/Апалиунаса (Аполлон, по-хеттски Апалиунас, в "Илиаде" - бог-покровитель Трои) на верность царю хеттов. Разумеется, мы не знаем, кому принадлежит золотая маска одного из царей ахейских Микен, просто условно ее назвали маской Агамемнона, а не очень сведущие в этих вопросах люди, наивно полагают, будто речь идет о царе златообильных Микен "Илиады". Вполне возможно, что Агамемнон - традиционное тронное имя микенских владык, и, следовательно, царей с таким именем могло быть несколько. Точно так же и с "кладом Приама" - это лишь условное название, и кому из троянцев принадлежали эти сокровища, мы не знаем и вряд ли узнаем.

Алексей Аксельрод   25.09.2022 17:50     Заявить о нарушении
В поэмах Троянского цикла говорится о конечном успехе ахейцев в Троянской войне, хотя большинство найденных наукой фактов свидетельствует о гибели города в результате вторжения в Малую Азию древнего народа фригийцев (в рамках нашествия "народов моря", погубившего Хеттскую державу). Это наводит на мысль, что экспедиция Агамемнона закончилась неудачей, но в эпосе, как это часто случается, желаемое выдано за действительное.

Алексей Аксельрод   25.09.2022 10:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.