Ода моему тщеславию

Прислали на вычитку интервью. Ну как всегда - тщеславие Уваровой переходит все мыслимые границы.

«Кто-то там на земле обо мне: эта пишет стихи…»

С творчеством молодой поэтессы Наташи УВАРОВОЙ я познакомилась на одном из летних фестивалей авторской песни. Публика встречала ее очень тепло: понравилась и сама девушка, и ее стихи — такие же яркие и энергичные. Но главное, впечатляла подача: автор без надрыва и пафоса буквально проживала каждое свое стихотворение. Уже совсем скоро познакомиться с творчеством Наташи смогут многие: у поэтессы выходит сборник. О поэзии и не только — в ее эксклюзивном интервью.

Родилась я в городе Дзержинске, где проживаю и по сей день. Сочиняю и рифмую, сколько себя помню. В садике еще, когда давали роли в утренниках, я всегда досочиняла свой текст. Но мама и бабушка серьезно к этому не относились.
Будучи 10 лет от роду, я отнесла свои стихи в городскую и вскоре вышла целая полоса с большой подборкой и интервью о юном даровании. Так я стала вундеркиндом местного масштаба. Тогда это было модно – девочка, пишущая стихи: Вика Ветрова, Ника Турбина… Мне ужасно льстило, что стихи мои публикуют в местных газетах, я выступаю на радио. Стихи хвалили. Закончилось все невесело – одноклассники объявили мне бойкот, и пришлось сменить школу. А в новой школе всем было наплевать на мою «звездность».

Прошедший год принес много интересных впечатлений и знакомств. Я побывала на нескольких фестивалях и конкурсах, даже стала лауреатом. Самое яркое впечатление – знакомство с живой легендой бардовской песни Юлием Кимом на фестивале «Музыка сердец». Я участвовала как автор текста. Только через пару часов после прослушивания меня торкнуло – ты читала свои стихи самому Киму, да еще и спорила с ним. Такое бывает раз в жизни, да и то не у каждого!

Провинциальные литераторы очень любят хвастаться своими «корочками». Я для себя сделала вывод: от того, что в твоем послужном списке есть награды и членства, стихи лучше не станут. Сами по себе статуэтка или диплом не стоят ничего. Не купят книгу, не придут на творческий вечер из-за одного того, что ты лауреат и призер. А ответственности это прибавляет.

Сейчас замечательное время: поэты снова вышли к людям, как это было в начале прошлого века или в 60-е. Стало недостаточно публиковать и, соответственно, читать стихи в Интернете: нужна живая связь, обмен энергией. Стали популярны поэтические вечера в кафе, клубах. Появился целый ряд интересных молодых авторов, которые с успехом гастролируют: Ах Астахова, Арс Пегас, Вера Полозкова. В чем секрет их успеха? Текст, внешность, подача, энергетика, искренность, актуальность? Или что-то неуловимое, но необходимое сейчас?

Если хочешь быть услышанным, скромность — плохой помощник. Формула успеха «если твои стихи гениальны — то читатель сам их найдет, хоть в ящике твоего стола» — не работает.

Я весьма нестабильный и малопродуктивный автор. У меня есть моменты всплеска – когда за считанные дни рождается сразу десяток стихов, а есть месяцы и даже годы простоя. И не надо этого пугаться. Поэт – как радиотелескоп, улавливающий сигнал из дальнего космоса. Порой надо годами ждать весточки, а, уловив, - расшифровывать.

О чем-то простом и радостном писать сложнее всего. Просто когда ты видишь, что за окном «мороз и солнце», хочется бежать и наслаждаться, а не разглагольствовать. А стихи? Ну, так об этом уже Пушкин вон как хорошо написал!

Хочу выступать со стихами на публике. Пусть сначала это будут квартирники, уютные чтения в кафе: так интереснее, теплее. Но хочется не просто читать стихи по бумажке, а сделать поэтический моноспектакль, некую музыкально-поэтическую программу. Знакомых музыкантов у меня много, но пока никто не решился сотрудничать: говорят, тексты слишком серьезные. Может все же найдутся отважные?

За те почти четверть века, что пишу, я о своих стихах слышала многое. От «несомненный талант» до «сопливая графомания» и даже «сидеть тебе за такие богохульные стихи рядом с Pussy Riot». Последнее было сказано о «Балладе о хомяках».

Канонов никакой религии не придерживаюсь, у меня на шее висят православный крестик и медальон с птицей Гамаюн. Я по мировоззрению, скорее, – пантеист. Для меня Бог – это энергия, положенная в основу мироздания, присутствующая во всем и всегда.

Вопреки всем попыткам, литературное творчество не стало моей основной профессией. Из журналистики пришлось уйти — профессия требовала более жесткого характера. Но мечта стать поэтом — успешным, читаемым, популярным — греет до сих пор. Иногда вбиваю в строчку Интернет-поисковика свое имя. И нахожу отрывки своих стихов в блогах и на форумах. Приятно: читают!

Книга – будет. Меня уже замучили, а где ваша книга? Приходилось отговариваться, что, мол, дело это недешевое, а спонсоров пока нет, вот если только чудо какое… И чудо свершилось, я стала победителем поэтического конкурса «Союзники» и в качестве приза получила право издать авторский сборник. Оказалось, что подготовить к печати поэтический сборник сложнее, чем написать роман на 400 страниц.

Любимого поэта, такого, чтоб на всю жизнь, у меня нет. Это как в любви к мужчине: хочется «долго и счастливо», но от каждого берешь что-то и движешься дальше, как бы ни было грустно. Прошедший год был для меня годом Марины Цветаевой. Для большинства она — поэт необычайно сложный, ее стихи словно математические формулы. И да, я наконец поняла, как ее читать!

В сети десятки тысяч авторов — поклонники модной Веры Полозковой, актуалисты, с воинственным пренебрежением относящиеся ко всем поэтическим канонам, «ванильные девочки» с их несчастной любовью, старые добрые графоманы, рифмующие «был» с «позабыл»… Но есть и немногие, чьи стихи пронзают насквозь.
А кого из этих немногих можно назвать Поэтами? Я не берусь судить. Поэт, на мой взгляд, это тот автор, текст которого помогает взглянуть на мир иначе, под другим углом, явственно осознать то, о чем ты, читатель смутно догадывался, нащупывал. А тут бац! – прочел настоящее стихотворение и словно пыльное стекло, сквозь которое ты смотрел на мир, – протерли. Таких стихов очень мало.

Часто слышу – ну и зачем тебе эти стихи? Брось! Бросить, лишь потому, что поэзия не приносит ощутимых дивидендов? Потому, что стихотворение не повесишь на стену, как картину. Поэтому, когда спрашивают, зачем пишу – отвечаю «такова моя заводская настройка».
Зато поэзия в качестве хобби практически беззатратна. Единственный материал – твои слова и эмоции, мысли и чувства. А уж где и чем записать их – всегда найдется. Было бы что записать.


Сообщество со стихами Наташи Уваровой
https://vk.com/natashauvarova


Рецензии
Наташа,
спасибо за эту публикацию.
Я прочла несколько ваших стихов, задело...
А сегодня нашла на странице "автопортрет".
Я всегда робею перед поэтами. Непостижимое чудо: сложить слова особым образом..
Люблю Ирину Камину. Но она закрыла свою страницу. Очень жаль.
На "стихи. ру" не иду, - заплутаться можно.
На этом сайте, в основном, - слабые слагатели стихов. Наверное, мне хватает, Марины Цветаевой, Бунина. Современных почти не знаю...

Рада знакомству с вами.
Удачных вам - дорог!

Наталья Столярова   16.05.2014 13:16     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. А я до сих пор тоже робею...

Наташа Уварова   16.05.2014 15:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.