Кострома - город на излучине Волги
останавливается ученый исследователь, кроется
очарование седой старины
В.К. Лукомский
Кострома — город на левом берегу реки Волга, расположен в месте впадения реки Кострома в Волгу, здесь река Волга круто меняет своё направление и поворачивает на юго-восток.
1) История
Историками отмечено, что человек издавна селился у воды - биологическая потребность в чистой питьевой воде, источник, река находится в основании любого города. Реки в древности направляли деятельность людей, по рекам и вдоль них осуществлялись торговые связи, крупные реки с дальними торговыми путями привлекали значительное население, вдоль них основывались государства. Развитие экономических отношений по рекам необходимо требовало создание инфраструктуры торгового пути – поселений, городов, ремонтных и перевалочных баз. Очевидно, что Волжский путь «из варяг в хазары» был изучен и описан, наиболее, выдающимся географическим объектам и точкам были даны названия, некоторые из них дошли до нашего времени в сохранившихся рукописях.
а) Абу Хамид Ал-Гарнати (1080-1169), «Сочинения»
«В стране Ару, согласно ал-Гарнати, «охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок», и от них идут «чрезвычайно хорошие шкурки бобров» (Ару – территория финно-угорских племен). «А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар (Волжская Булгария), приносят большую прибыль. Затем булгары везут их в Вису, местность, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и ее жители покупают их за соболиные шкуры и за невольниц и невольников».
б) Археология
Самые ранние слои Костромы археологи относят к XII веку, находки артефактов свидетельствуют о существовании крепости и торгово-ремесленного посада на левом берегу Волги при впадении реки Сулы (центр города), на скате высоты 122. Летописное упоминание Костромы относится к 1213 году, оно связано с распрями между сыновьями Великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. Ростовский князь Константин сжёг Кострому, которая поддержала его брата — владимирского князя Юрия: «и пожже ю всю, а люди изымаша» (увел в Ростов); позднее, в конце 1230-х гг., по указу великого князя Ярослава Всеволодовича на этом месте был возведена крепость (сгорела в 1416 г.; каменная кладка в городе с XVII века).
* Итак, выделим первое, логико-географическое основание - город Кострома располагался на левом возвышенном берегу Волги при впадении в неё реки Костромы, Здесь Волга КРУТО МЕНЯЕТ НАПРАВЛЕНИЕ течения с востока на юг, город находится именно в точке поворота русла реки; центр - на высоте 110 метров.
в) Волжская Булгария и русские княжества. Хронология
По Волге - прямая водная дорога в Волжскую Булгарию: «Археологические данные показывают, что часть населения Булгарии пришла из Хазарии в конце VIII века. Вторая большая волна переселения из Хазарии произошла в начале X века» (Википедия. ст. Волжская Булгария).
В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси — в Булгарии.
В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром (на реке Ока, впадает в Волгу).
В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль.
В 1120 году Юрий Долгорукий с половцами по поручению отца организовал военный поход на Волжскую Булгарию.
Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов (Волга).
В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар.
В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами.
В 1186 году Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.
В 1217—1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг, в ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель.
В 1221 году в Городце (Волга) между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе — ещё на шесть лет.
* Итак, второе основание – историко-лингвистическое, Кострома – опорный пункт русских княжеств в военном противостоянии с Волжской Булгарией. Во время Хазарского каганата Булгария - подвассальная хазарам государство; вассальные отношения сохранялись вплоть до распада каганата в X веке, известно, что государственным языком в каганате был иврит, а господствующей религией иудаизм.
2) Этимология, историография
а) Википедия - происхождение названия Кострома
«Не существует единого научно обоснованного взгляда на происхождение названия города. Очевидно, это гидроним: название образовано от реки, на которой он стоит. «Костра» (или «кострика») в восточнославянских диалектах обозначает солому для сжигания. В словаре Фасмера этот топоним связывается с восточнославянским ритуальным персонажем, представлявшим собой соломенную куклу, которую символически сжигали во время летнего обрядового цикла — в Семик или Петров день («похороны Костромы»). Существует также версия финно-угорского происхождения названия: фин. kosto — месть, фин. maa — земля, «Земля возмездия». Однако выделение форманта - ма в ряде случаев спорно, а основа костр - нетипична для дорусской гидронимии этого края».
б) Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.
«Основан в 1152г. на Волге, при впадении в нее р. Кострома, по которой и получил название. Гидроним объясняется двояко. По одной версии наличие конечного элемента -ма позволяет считать Кострома, как и соседние Толшма, Тотьма, Вохтома и др., дорусск. названием фин.-угор. типа. Однако выделение форманта -ма в ряде случаев спорно, а основа костр- нетипична для дорусск. гидронимии этого края. Поэтому совр. исследователи возвращаются к мнению, высказанному еще около 100 лет тому назад, о слав, происхождении этого названия. В русск. мифологии Кострома олицетворяла плодородие и весну. В обряде 'проводов весны' совершался ритуал похорон Костромы в виде ее соломенного чучела. Мифологическое название имеет в основе слав. костра 'луб, волокно' или диал. кострома 'прутья, солома, сорные травы'».
в) Историография по Н. А. Зонтикову: “Кострома”: происхождение названия города; http://kostromka.ru/kostroma/land/05/zontikov/5.php
* Первый из историков … князь А.Д. Козловский (1802-1845 гг.), один из основоположников костромского краеведения... “всего вероятнее наименование Костромы произвести от города Костра, бывшего в Ливонии, недалеко от Юрьева (ныне Дерпта), или замка Кострума, где после построен город Ревельв».
* Виднейший историк Костромского края протоиерей Михаил Диев (1794-1866 гг.): «произошло от т.н. элтонского языка (т.е. искусственного языка офеней — бродячих торговцев), в котором слова “костр, кострыга” обозначали город. Прибавив к нему мордовское слово “мас” (красивый), о. Михаил переводил «Кострома» как «красивый город»»; эту точку зрения разделил и А.С. Уваров (1828-1884 гг.), один из основателей Русского археологического общества и инициатор Археологических съездов.
* И.В. Миловидов первым из костромских историков сказал о «божестве весны у языческих славян, называвшемся прямо Костромою».
* Л.П. Скворцов (1855-1918 гг.): в 1913 году в книге «Материалы для истории города Костромы», что «многие говорят, что город Кострома получил свое название от реки Костромы (как и Москва); река же в свою очередь получила название от громаднейших костров леса, заготавливаемого по берегам реки зимою для сплава», он предположил, что г. Кострома дал свое название реке, а не наоборот».
* В 1925 году в Ленинграде под редакцией В.П.Семенова-Тян-Шанского вышел большой путеводитель по Волге и ряду ее притоков, … В этом путеводителе … о Костроме: «Неизвестно, почему город получил свое название. Но интересно то, что название «Кострома» совпадает с именем славянского божества, олицетворяющего весну, возрождение жизненных сил природы».
* В.А. Никонов охарактеризовал различные версии о происхождении названия города и, в первую очередь, версию Миловидова, как “этимологические фантазии”, заметив, что “эти пути, по-видимому, напрасны: нельзя игнорировать — ма, оно указывает на происхождение от неизвестного языка, оставившего особенно много названий в Северном Заволжье”
* В 1983 году в Москве вышла книга «По городам и весям «Золотого кольца»,…. Ее авторы М.В. Горбаневский и В.Ю. Дукельский неожиданно поддержали старую версию Л.П. Скворцова о том, что не город Кострома получил название по реке, а наоборот — река по городу.
Н.А. Зонтиков отмечает: «Подводя итог историографическому обзору, мы видим, что по вопросу о происхождении названия города Костромы всегда существовало две основные точки зрения: первая — город получил название от реки Костромы, вторая — его название происходит от имени языческого божества».
Справка
http://www.kostroma-online.ru/history.htm
«Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковь жестоко преследовала подобные празднества. Но, несмотря на все запреты церкви, праздники в честь Ярилы справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении».
3) Обобщение и вывод
Итак, в поисках смысла имени Кострома на протяжении нескольких веков участвовали видные историки, географы, лингвисты и представители духовенства - разумный результат не получен, раскрыть содержание имени не удалось. В ономастике не определился рациональный метод в истолковании имен, все изыскания носят стихийный и гипотетический характер, противореча иудеохристианской системе организации русских княжеств.
а) Идеология – язык и религия
Совершенно не учитывается идеологическое основание государственности и преемственность культур – первый письменный и административный язык в бассейне реки Волга – иврит, он же сакральный язык иудеохристианства. Основной упор делается на языческом (фольклорном) празднике, отметим, что древние верования славян и русских (как и прочих этносов) мы не знаем, праздник «Кострома» мог возникнуть и более позднее время.
б) География
Исследователи не отмечают выдающееся географическое положение города на стратегическом повороте русла реки в самой северной точке бассейна Волги. Очевидно, что этот признак является основным, и вероятно должен указывать: на границы города, его функцию контролёра над водными и сухопутными (переправа) путями и локализовать город на местности (указать на место в бассейне реки).
Самая северная точка на Волге – город Рыбинск, его координаты -58°03;00; с. ш. 38°50;00; в. д.; Кострома - 57° 46; 0; с. ш. 40° 56; 0; в. д.; т.е. по широте эти города почти рядом, между ними по Волге 180 км. В Рыбинске (1504 г., до этого Усть-Шексна с XI в.) обнаружены следы обширного торгово-ремесленного поселения начала XI веке, изделия византийского и скандинавского происхождения, а также множество арабских дирхемов; очевидно крупный пункт Волжского торгового пути.
* Гидрография. Лука большая
Верхняя Волга истекает до Рыбинска в северо-восточном направлении, от Рыбинска и до Казани преимущественно в юго-восточном направлении, образуя своим руслом громадную дугу, луку, излучину.
* Гидрография. Лука малая
От города Ярославль и до села Сидорово русло Волги образует огромную дугу, излучину (луку), город Кострома находится в самой высшей точке (середине) этой излучины.
Справка
Лука- общее прототипическое значение — изгиб, изогнутая часть чего-либо; дугообразный поворот реки, дороги, береговой линии. Излучина – крутой поворот реки.
Вывод
Мы определили выдающееся место города Кострома на Волге: в региональном масштабе - одна из двух самых северных точек русла реки; в областном масштабе - самая верхняя точка излучины Сидорово-Кострома-Ярославль. Учитывая, что во время возникновения топонима Кострома не было точной топографической привязки объекта к местности, мы можем предположить, что термин Кострома считался самой верхней (северной) точкой реки Волга; если мы найдем подомные имена в терминологии иврита, то наша гипотеза перерастет в научный факт.
4) Терминология иврита и образы иудаизма
а) Приведем топоним в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни – Кострома = Кост+рома, сразу же проявляются два термина иврита.
Кост+рома = ивр. КЭШЭТ лук, дуга, арка, полукруг; дугообразный (лука реки) + ивр. РАМ, РУМ, РАМА высокий, вышина, быть высоким, возвышаться; высота, уровень, возвышенность, плоскогорье.
Топоним определяет положение города в бассейне реки Волга – Верхняя (северный) дуга, излучина, а также его место на данной территории – (город) на возвышенности, у излучины реки.
б) Образы в Библии
* Кэшэт
Бытие 9:14: «И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга (дуга – КЭШЭТ) в облаке.
* Рама
Наименование нескольких мест в Библии (высоты).
Исаия 57:15: «Ибо так говорит Высокий (РУМ) и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте (МАРОМ, от РАМ, РУМ) небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.
Таким образом, проведя исследование, мы выяснили, что топоним Кострома указывает на гидрологическое состояние Волги на данной территории в интересах судоходства; составлен из двух корней иврита, имеет значение – верхняя (северная) дуга, излучина (реки).
Свидетельство о публикации №214013001447