Гиммлер

В 5-том номере газеты «Русская Германия» за этот год сообщается, что в Израиле в частном архиве одного из его жителей были обнаружены личные письма, адресованные жене и детям, кулинарные рецепты и фотографии, принадлежащие Г. Гиммлеру.
Как утверждают эксперты, найденные документы расширяют представления историков о том, как формировались отношения внутри лидеров Третьего рейха.
По-моему, гораздо интереснее воспоминания современников, например, Балдура фон Шираха*, которые я помещаю ниже.

Первый раз я увидел Гиммлера осенью 1928 года. Я ожидал в мюнхеновском бюро НСДРП Рудольфа Хесса — секретаря Гитлера. Из окна бюро я наблюдал как внизу во дворе человек в драповом пальто и шляпе с кисточкой пытался завести мотор  «Дикси».
Шёл дождь.Капот машины был поднят. Мужчина склонился над мотором, потом  выпрямился и протёр платком мокрые стёкла пенсне. Безуспешно ключом попытался запустить мотор, опять над ним склонился. Сцена была как из комедийного фильма. Секретарша Шойбнер-Рихтер подошла к окну. «Ах, господин Гиммлер», - сказала она. «Если его машина не заведётся, он опять опаздает на ужин. Он ведь недавно женился и завёл маленькую птицеферму** в Вальдрудеринге..» В конце концов он завёд таки свой "Дикси" и уехал.
В 1930 году у меня состоялась с ним первая деловая встреча. Я тогда руководил союзом НС-студентов. Для выборной кампании в университете мне нужен был партийный оратор. Гиммлер в то время был руководителем пропаганды рейха,и это входило в круг его обязанностей.
На его письменном столе были размещены ящики с карточками. Гиммлер дружелюбно посмотрел на меня через своё пенсне.  При всё при том я был разочарован. Под пропагандистом партии я представлял себе энергичного,  умного человека — такого, например, как др. Гёбельс. Гиммлер был больше похож на бухгалтера. Хотя он был руководителем отдела пропаганды, сам он не выступал. В его картотеке были зарегистрированы  многие ораторы партии. По своим способностям он их подразделил на рейх- и гау- ораторов. За недели вперёд Гиммлер решал кто, где и когда должен был выступать. С такой же аккуратностью распределял он и плакаты, брошюры и листовки. Я не думаю, что он сам когда-либо написал текст какого-либо выступления. И его начальник Грегор Штрассер, да и Гитлер не верили в это.
Из-за покатого подбородка лицо Гиммлера выглядело недоделанным. Очевидно, он это понимал, и чтобы выглядеть мужественнее , носил маленькие усики.
Я был очень удивлён, когда вскорости увидел его на собрании Гитлера в Лёвенбройкеллере в СС униформе -  коричневой рубашке с чёрным галстуком, чёрных  галифе и чёрной жёсткой фуражке со значком в виде  черепа.
СС тогда насчитывало по всей Германии 300 человек. Они образовались из личных телохранителей Гитлера, маленькой группы особых любителей мордобоя, готовых к действию в любой час дня и ночи. Бесцветный Гиммлер совершенно не подходил к этой труппе. И всё же, когда я с ним познакомился, он уже был заместителем  СС-фюрера рейха, а 6 января 1929 года  Гитлер назначил его фюрером СС. Я могу себе это объяснить лишь тем, что Гитлер видел в нём хорошего организатора труппы своей защиты. Но по характеру он не был фюрером...

В университете на собраниях я заметил, что число студентов в СС-униформе постоянно росло. Кроме того я заметил, что новые члены были либо особенно рослыми студентами, или  дворянского происхождения. Среди первых НС-студентов, перешедших к Гиммлеру, был, например, наследный принц Йозиас  Вальдекский и Пирмонтский.
«Вот так так, принц, чего вы потеряли в СС?», - спросил я его. Немного смутившись, он мне рассказал, как Гиммлер его уговорил:» Ваше высочество, нам нужны такие люди как Вы. С вашим фронтовым опытом вы можите играть решающую роль при организации СС ..  «
Я не мог понять, к чему группе защиты нужен фронтовой опыт? Почему Гиммлер окружал себя принцами, дворянами, и молодчиками гвардейских габаритов?  Во время Первой мировой он успел стать только корнетом, но на фронте не был. СА-фюреры не воспринимали его серьёзно. Тогдашний главарь СА — хауптманн Пфеффер называл его «слабым номером»...
С 1931 года Гиммлер считался шефом партийной полиции. Хотя мы понимали, что большая организация не может обойтись без органа безопасности и порядка, и Гиммлер — корректный руководитель картотеки, казалось, был для этого подходящим типом, но престиж его от этого не вырос. Мы чувствовали себя революционерами и поэтому были противниками всякой полиции: мы ценили партийную полицию не выше государственной.
В конце 1931 года мой будущий тесть принёс  нам новый указ Гиммлера. Это был «приказ женитьбы»  для СС-овцев. Никто из них в будущем не имел права жениться без разрешения своего рейхсфюрера. Фотографии и документы предков невесты должны были быть переправлены в новый Рассовый отдел СС. Там проверялось, является ли невеста арийской рассы, чтобы т.о. гарантировать правильное потомство.
Моя невеста и я — оба тёмноволосые представили себе как бы мы провалились при этом тестировании. Мы обсудили внешность всех известных партийных, СА- и СС- фюреров. Лишь немногие сответствовали т.н. северной рассе . Ни Гитлер, ни сам Химмлер, больше похожий на чешского народного учителя, не удовлетворяли такому стандарту.
Мы всё это восприняли как новогоднюю шутку. Если бы мне тогда кто-нибудь сказал, что Г. Гиммлер и его СС будут в Третьем рейхе представлять самый большой фактор власти, я бы его высмеял.
Но так стало уже три года спустя. Гиммлер к тому времени был шефом политической полиции во всей Германии, ему подчинялись все концентрационные лагеря , и он уже перешёл к организации вооружённой власти.

В гостях у Гиммлера

Дом Гиммлера в коммуне  Грунд-ам- Тегерн на северной  вершине Тегерн-озера был  старомодным и скрывался под тёмными елями. Решетчатую ограду усадьбы охранял СС-овец.
Гиммлер встретил нас не в своей рабочей форме, а в типичном баварском костюме: пиджаке из валеной шерсти, кожаных полу-брюках с серыми гольфами и в соответственных ботинках.
Обстановка в доме была под баварскую, но с явным незнанием настоящего баварского стиля.
Нас пригласили выпить кофе. Жена Гиммлера — серьёзная и несимпатичная относилась к мужу с высока. Я не встречал мужчины, который в такой степени бы находился под башмаком жены, как  Гиммлер. Он расточал доброжелательность, но чем доброжелательнее он становился, тем хуже с ним обращались. Шеф в партии и СС дома был нулём, постоянно должен был уступать.
Жена обращалась к нему в приказном тоне. На ужин он, как обычно, пил слабый ромашковый чай. Мне гостеприимно поставил красное вино. Своей жене он предлагал то то, то это, но постоянно слышал:» Нет, я этого не хочу.»
Моя жена, способная шуткой оживить разговор и большого собрания, всё время пыталась наладить разговор. Но жена Гиммлера своим молчанием душила каждую её попытку. И Гиммлер, пытавшийся наладить дружескую беседу, проигрывал перед этой ледяной горой.
В конце концов в 10 часов вечера мы распрощались.

* О Балдуре фон Ширахе вы можите узнать из "Допроса Балдура фон Шираха"

** Гиммлер закончил сельскохозяйственный факультет Мюнхенского института и до своей головокружительной карьеры в партии работал сначала на фабрике удобрений   
   


Рецензии