Глава 26. Все что надо ей

Ветра, ветра, в них много силы
Ветра вчера меня спросили
Чего желаю в мире этом?
Не стала медлить я с ответом.
Хочу, чтоб в мире жили краски,
Хочу, чтоб сбросили все маски.
Лишь миг и я уже у цели.
Но что я вижу?
Побледнело иль посерело всё вокруг.
Остался посредине круг,
В котором я стою нагая,
Цветами Радуги играя.

Еще одна ночь со своими загадками и откровениями. Интересно, кто-нибудь живет, так как я – и днем и ночью? Кто-нибудь видит так как я – и то что на переднем плане, и то что за ним? Кто-нибудь, так как я, открывает для себя этот мир каждый свой день?  В чем-то по-детски, а в чем-то очень по-взрослому – задавая вопросы лишь себе и хранилищам человеческой памяти… Кто-то как я, читая книги, видит их героев и слышит звуки и голоса? А может быть, кто-то как я не просто потребляет, не просто перерабатывает информацию, но и создает что-то новое, свое, то, чего минуту назад не существовало…

Еще один урок информатики. Тема урока – не помню, списала из тематического планирования. Цель урока – научить.. нет, хотя бы попытаться научить своих оболтусов представлять текстовую информацию в табличной форме. Если говорить научными словами, это не что иное как введение в систематизацию, но мне не хочется использовать такое громкое слово. В девятом классе мы изучает программу для создания электронных таблиц. С изучением программы у нас все в порядке – мы вполне способны перенести информацию из таблицы, напечатанной на бумаге,  на лист рабочей книги. У меня есть только один вопрос – а что вы, милые мои, без напечатанной на бумаге таблицы делать станете?
Печатаю тексты. Про оценки, книги, страны.. Прошу по этим текстам создать таблицы и заполнить их данными. Задача попроще – таблица уже дана, в ней все столбцы озаглавлены и для примера заполнена первая строчка. С этой таблицей большая часть учеников худо-бедно справляется. А вот со второй, в которой назван лишь первый столбик – полная задница!
С интересом наблюдаю за тем, как ведут себя ученики при встрече с проблемой:
1. задают мне вопросы, даже не пытаясь подумать своей головой (интересно, это у них от не желания думать или от страха озаглавить столбец не так, как его озаглавил учитель?)
2. открывают графический редактор и начинают рисовать.. красного крокодила с двумя глазами на животе и одним, как положено, на морде (крокодил сохраняется и превращается в заставку для рабочего стола)
3. открывают папки и начинают удалять их содержимое или портить это содержимое;  пишут маркером на столе, красят лаком клавиши клавиатуры, переставляют клавиши, выдергивают мышку или клавиатуру из порта терминала
.
Интересно, кто-нибудь из моих читателей уже возмутился моим действиям? Некоторые из моих учеников возмущаются, они требуют, чтобы я сама назвала все столбцы. Когда я говорю им, что это как раз не входит в мои планы, они говорят, что я – плохой учитель, так как хороший учитель ОБЯЗАН им всё объяснить…
Беру в руку листок с заданием. Начинаю вслух читать:
Маша получила по истории пять. Дима получил по математике три. Валера получил по русскому языку четыре. Алла получила по математике пять…

А как бы вы объяснили своему сыну или дочери, что он должен сделать для того, чтобы по этим данным построить таблицу?  Сразу скажу – алгоритм типа «нарисуй таблицу из 4-х столбцов и семи строк – запиши во второй клеточке первого столбца имя Маша, во второй – имя Дима…» своей цели не достигнет по той простой причине, что творческая задача будет сведена к репродуктивной.

Скажите мне, а это плохо или хорошо? Что лучше – писать картины или их репродукции, сочинять музыку или её по нотам играть, получить по ЕГЭ высокий бал или полюбить… математику, литературу, биологию, историю, а может быть, научиться работать с информацией,  видеть, к чему приводят наши каждодневные поступки, рассматривать весь этот мир как громадный банк данных или конструктор, с помощью которого вы сами, без инструкций можете творить свою науку, выдвигать свои гипотезы, строить свои теории.. Да, возможно, и ошибочные, но исключительно свои!

На экране одного из мониторов я заметила знакомую картинку. Эту картинку я пару дней назад скопировала себе на флэшку из интернета.
- Кирилл, - скажи, чем ты сейчас занимаешься?
Картинка исчезла с рабочего стола. Вместо неё появилась едва начатая таблица – ровно то, что было на листке с заданием.
- Таблицу делаю!
- А до этого что делал?
- Ничего!
- Мне бы тоже хотелось так думать, но… Ты ведь просматривал содержимое моей флэшки, мое личное, неприкосновенное хранилище информации.
- А что, нельзя?
- Нельзя.
- Почему? Чего вы боитесь? У вас там что-то…
- Не приличное? Нет.
- Тогда почему?
- Потому что это мое личное информационное пространство. Ты ведь не хотел бы, чтобы я полезла в твою сумку и стала бы рассматривать её содержимое? Даже если бы там и не было ничего такого.. А если бы я нечто такое нашла и показала всем? Скажем, фото девочки, которую ты тайно обожаешь или купленную на днях пачку с презервативами…
Покраснел, но все еще пытается сопротивляться:
- И чего это вас так волнует?
- Не так давно у меня на уроке одна девочка без спросу вырвала листы из тетради другой, заявив, что у неё нет тетради, а писать на чём-то надо. Сегодня ты открыл мою флэшку, чтобы посмотреть, чем я живу, прошлой ночью кто-то своровал мои сны .. И… кто-то постоянно ворует мои мысли, облекая их в холодную псевдонаучную оболочку. Если бы ты только знал, как надоело мне все это…
На минутку я задумалась. Как назвать все это одним словом? На ум пришло лишь одно – комуняки. Помните, это те, кто живет в коммуне, где все, абсолютно все общее – вещи, мысли, мужья, жены..
По заинтересованным, но слегка ошарашенным выражениям лиц я поняла – они не совсем меня понимают, а я, в свою очередь, не знаю, как объяснить это состояние одинаковости, когда на всех лишь один цвет – серый.

P.S. В сегодняшнем сне я опробовала на прочность серые ленты. Старенькие такие, ветхие. Стоит взять одну из них обеими руками и потянуть в разные стороны, и они тут же рвутся. И рвались они так часто, что их обрывки мне так и не удалось связать.
Какие из этого выводы делаем?
Я снова одна. Я опять начинаю с нуля. Рядом со мной нет места серой посредственности. Удержать меня сможет лишь тот,  кто не подглядывает, не копирует,  не уничтожает, а создает. Я совсем не против того, чтобы мои творческие разработки обрели свою плоть и кровь. Я очень даже за, но… Если вы используете чужое, будьте добры, хотя бы говорите  о том, что идеи вы позаимствовали у меня.

Музыкальное сопровождение: Игра слов - Катерки - http://www.youtube.com/watch?v=Aq2m9Wgd1nc


Рецензии