Морские рассказы. 5. Котлеты по-касимовски

Вернувшись из рейса на «Николае Крыленко» я сдал техминимум и получил диплом радиооператора 1 класса и получил назначение на т/х «Касимов» в должности начальника радиостанции. Судьба связала мою жизнь с этим пароходом тоже на  длительное время.

       «Касимов» - это сухогруз водоизмещением 9 тысяч тонн, так называемой серии «Красноград», финской постройки. На финской верфи Вяртсиля для СССР была построена серия однотипных судов, головным их которых был «Красноград», отсюда и название серии. Первый судно, на котором я вышел в море, на практике, был «Кимовск» - такого же типа теплоход. Суда финской постройки выгодно отличались от других подобных судов отличным дизайном и материалами внутренней отделки. Все внутренние помещения теплохода были покрыты деревянными панелями светлых тонов с отделкой из красного дерева и сверкали хромированными дверными ручками и замками.

Работала эта серия судов в основном на Кубинском направлении. С конца 60-х годов Советский Союз оказывал значительную экономическую помощь Кубе из-за ее блокады Соединенными Штатами Америки. Везли на Кубу все – различные виды техники, зерно и другое продовольствие. В обратном направлении, с Кубы вывозили в основном сахар-сырец. Один рейс на Кубу занимал 3-4 месяца. Переход из Ленинграда в Гавану, при нормальной погоде, занимал суток 30. С приходом в порт, пару недель можно было отстоять на рейде в ожидании причала. Генеральные грузы выгружались в  основном в Гаване. Грузы приходили не только на судах БМП, т.е. из портов советской Балтики, но и судах ЧМП (Черноморское морское пароходство), т.е. из портов советского юга.

После выгрузки, суда обычно направлялись в Сьен-Фуэгос, Нуэвитас или Моа для погрузки сахара-сырца, но бывало, что и грузились сахаром прямо в Гаване.

Однажды, мы шли из Гаваны в Сьен-Фуэгос, и когда поравнялись с Гуантанамо, где была американская военная база с известной всему миру тюрьмой, оттуда прилетел американский вертолет, чтоб убедиться, что мы не везем на палубе стратегические ракеты. Вертолет облетал нас так близко, что ясно было видно сидящих в нем, облаченных в летную форму летчиков. Мы приветливо помахали им с мостика рукой, а старпом сделал приглашающий жест и пальцами изобразил поднятый стакан, который он, задрав голову, опорожняет себе в глотку.

Американцы сразу поняли международный язык жестов, и мгновенно прекратив облет, низко зависли прямо над нашей надстройкой. Из вертолета  спустилась тонкая веревка, к которой мы за горлышко привязали принесенную от капитана холодную бутылку водки. Летчики подняли ее к себе в машину, на минуту зависли прямо у крыла нашего мостика, где толпились любопытные, радостно помахали нам в знак признательности и полетели к себе на базу.

С учетом обратного пути, если прямиком в Ленинград, Без стояния очередей на Кубе, получается месяца 3, а если с заходами, например в Канаду, то весь рейс может занять еще дополнительный месяц.

Один из таких рейсов мне запомнился по вине камбуза.
Из Ленинграда мы вышли в очередной рейс в Гавану, частично сменив экипаж. Кто-то списался в отпуск, кто-то – по другим причинам, но, самое главное, на судне появился новый кок и его помощник (по-морскому – лепила и поваренок).

Вопросами питания на судне занимается старпом, у него в подчинении и находится камбузная команда. Обычно шеф-поваром (коком) на неделю составляется меню, которое потом  утверждается старпомом. Новое меню появляется еженедельно, и вывешивается в столовой команды, перед общесудовым собранием, на котором подводятся итоги соцсоревнования.

Итак, плывем мы уже вторую неделю, а меню не имеет никакого разнообразия, т.е. на второе только котлеты с меняющимися гарнирами – картофельное пюре или макароны.

На второй неделе, на собрании, народ уже стал роптать, что котлеты уже осточертели, и хочется чего-нибудь новенького.
В ответ на возмущение участников собрания выступил шеф-повар и заявил, что, из взятого в рейс мяса можно приготовить только котлеты. На большее это мясо не годится.

Еще неделю, до прихода в Гавану, народ молча кушал котлеты, а потом, с нетерпением стал ожидать закупку новых продуктов.

Наконец шипшандлер привез к судну, заказанные старпомом продукты. Обычно погрузкой продуктов занимается лишь несколько человек, которые обеспечивают подъем поддона с продуктами на борт и переносом их в кладовые артелки. А тут на палубу вывалился, по-моему, весь экипаж свободный от вахты, чтоб увидеть, как на борт поднимают туши свежезамороженной говядины и свинины. После увиденных туш отличного мяса, настроение у всех заметно поднялось.

Через пару дней мы двинулись в обратный путь, и появилось новое меню на следующую неделю. В меню значилось: понедельник – «котлеты обычные», вторник – «котлеты по-киевски», среда – «котлеты по-пожарски» и т.п., но самое главное, последний день меню завершался «котлетами ПО-КАСИМОВСКИ».

Экипаж т/х «Касимов» был заинтригован новым блюдом и безропотно поедал котлеты, ожидая конца недели. Никто из экипажа ранее не слышал о котлетах по-касимовски, и тем более, их никогда не пробовал. Интрига до последнего момента подогревалась тем, что дверь на камбуз в последний день с самого утра держалась закрытой и подглядеть заранее, что это за блюдо, никому не удавалось.

В субботу, в обычное время, экипаж собрался на обед в столовой команды, а комсостав на палубу выше - в кают-компании. Наконец, настал момент, когда все, обедающие, полностью справились с первым блюдом и с нетерпением стали поглядывать в сторону камбуза, в ожидании продолжения.

И вот наступила развязка, Буфетчица и дневальная стали разносить обедающим тарелки со вторым блюдом. По мере поступления на столы тарелок со вторым, лица у едоков постепенно вытягивались от удивления.

На тарелке лежали две обычные котлеты, только нанизанные на длинные палочки, как оказалось впоследствии, по вкусу ничем не отличающиеся от тех, которые были каждый день, с самого начала рейса.

Вечером, на собрании, возмущению не было предела, ведь все видели, что в Гаване мы получили отличное мясо, из которого можно было приготовить любое мясное блюдо: отбивные, шницель и т.п., а не только унылые котлеты.

Поникшие перед собравшимися, шеф и поваренок лепетали в свое оправдание, что они прямо перед рейсом были выпущены из кулинарного училища, которое готовит поваров для флота, и сразу были назначены на наше судно. А все, чему они научились в процессе обучения - это делать котлеты.

Экипаж т/х «Касимов» их объяснение принял во внимание, а, учитывая юмор, с которым было выдумано новое блюдо, решил не вешать их на рее, а до конца рейса молча поглощать изрядно надоевшие котлеты.

С приходом в Ленинград они были списаны с судна и пришли новые камбузные работники, а воспоминание о котлетах «по-касимовски» осталось.


Рецензии
С удовольствием прочитал несколько рассказов. Очень поравилось, что они вызывают ностальгические воспоминания по ушедшим годам. Как-то быстро и незаметно проскочила жизнь, а теперь ты никто и впереди не такой уж богатый выбор, даже меньше чем у экипажа "Касимова" с котлетами "по-касимовски".

Стас Литвинов   23.02.2015 15:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Стас, за положительный отзыв на мои рассказы. Двадцать лет проведенные в "морях" оставили в моей душе самые теплые воспоминания.

Александр Попов 7   23.02.2015 19:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.