Мечта. Эпизод 2

Этот текст написан совместно (как диалог) с моим другом и партнёром Сергеем(Леоном)Быковым, с которым мы "разрабатывали" тему "МЕЧТА" с 2002 год.



История (мысль) вторая

В один из периодов моей жизни довольно популярной в моём окружении стала присказка «живёшь, как в сказке» и производные от неё - «ты что, в сказку попал?», «у тебя сказочная жизнь», «хотел(а) бы я в сказке оказаться», варианты можете продолжить сами.

Смысл сводился к тому, что «в сказке» всё как-то очень хорошо, сладко, безмятежно, изобильно, "беспроблемно", волшебно и вообще здорово. “Молочные реки, кисельные берега”, одним словом.

Меня всегда смущала такая формулировка, но я никак не мог понять, в чём же противоречие. А потом перечитал несколько сказок разных народов и офигел - «сказочная» жизнь героев — это, как минимум, «очень крупные неприятности», говоря современным языком.
Обычно это - "бег с препятствиями", с серьёзным риском для жизни, с огромным количеством всякой нечисти, вползающей в жизнь, задач из области «невозможного», которые необходимо всё же решить, бесконечных подвохов, засад и ловушек на пути решения и без того «невозможных» задач... В общем, перечитайте сказки)))

Короче говоря, я вдруг понял, что «сказочная жизнь» - это ещё та прелесть... А потом обнаружил связь (в своём сознании) между понятиями «сказка» и «мечта». Они оказались не то что бы идентичными, но как-то очень родственными, даже не по смыслу, а по переживанию, что ли... Как будто если в сказке нет мечты, то это уже и не совсем сказка, а если в мечте нет сказки - то и не мечта вовсе...



МАРКЕТИНГ ОБМАНА

Мысль первая

Привычка. Тотальная привычка на уровне жесткой парадигмальной установки считать, что Мечта там - в Воображении, там - в Будущем. Далекооо... Отсюда не видать и не достать ее соответственно.

Пара справок на эту тему.
“Мечта - заветное желание, идеализированная цель, сулящая счастье...”  Это из Вики.
И еще.
“Что-либо, созданное воображением, фантазией”.
Или.
“Процесс создания в воображении каких-либо образов, представляемых как существующие”.
И вот, наконец. Договорились.
“О чем либо нереальном, несуществующем или неосуществимым” и “Предел желаний”.
Все это уже из Словаря Русского Языка.

Чуешь, откуда ноги растут?
При этом тоже самое в английском с прибавлением грез, в немецком - невозможности... в общем, во всех европейских языках приблизительно одно и тоже.
Принципиально мечта - факт некой невозможностности, находящейся в воображении. Но ГЛАВНОЕ, что ее разместили в некоем Будущем! 

Полное... тотальное НЕдостижение.

И что делать? С одной стороны - "Хочу", а с другой - "Дырка от бублика".
Ну и не удивительно, что дрянной кухонный гарнитур (или шикарный, неважно), называют “Мечта”. А ты уж сам выбирай по списку - то ли это у тебя предел желаний, то ли идеализированная цель, сулящая счастья...

И ведь Такой способ ТАК думать забит в нас прочно и надежно. На совесть.
И самое удивительное для меня это то, что с момента, когда я принимаю такой способ так думать, все заявления в эфире, построенные на мечте - Обман. А так называем Маркетинг Мечты - просто чудовищное "разводилово".

Да как же после этого жить то? Без мечты! Тоска зеленая, да и только.

Но я не хочу так думать. Не нравится мне так думать. Скудно это, НЕ полно. Кастрировано. И до меня постепенно начинает доходить, что этот тотальный обман и не обман вовсе. И что в моей власти придать мечте всю ту окраску и полноту, что несет она в себе, в том числе и как способ “создания воображением и фантазией” моей “точегоникогданебыло” прямо сейчас, в материи, в реальности.

Так что принимаю решение - РЕАБИЛИТИРОВАТЬ МЕЧТУ.



«ИГРА МЫСЛИ» и/или «МАНЯЩИЙ ПРЕДМЕТ ЖЕЛАНИЙ»?

Мечта - мысленный образ чего-нибудь сильно желаемого, манящего, предмет желаний, стремлений. (Словарь Ушакова)

Вот здесь всё в будущем, такой большой “сладкий пряник”, который наряду с “кнутом” продвигал несколько поколений в нашей стране в “светлое будущее”.
Словарь составлялся в 1935-40 годах прошлого века. Примечательно, правда? И, главное, очень своевременно такое определение мечты появилось в стране победившего социализма.

Мечта - всякая картина воображения и игра мысли.
Почувствуйте, что называется, разницу - КАРТИНА ВООБРАЖЕНИЯ И ИГРА!!! МЫСЛИ!

Это уже из словаря Даля.
Даль тоже направляет мечту в будущее - Но! Что главное. Она присутствует прямо сейчас, как - Картина, как - Игра!
Мечтать что, или о чем - играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем (Словарь Даля)
Таким образом у Даля на первом месте всё же картина, воображение, игра и мысль - а эти явления уже легко реализуются в настоящем!

Другой вопрос, что подобная трактовка совсем не выгодна тем, кто “забил в нас... прочно и надёжно” способ думать о Мечте только как о НЕВОЗМОЖНОМ.
Обрати, однако, внимание на то, что сами “забивающие” легко (или не очень легко, но в целом вполне достижимо при соблюдении определённых правил игры ) организовывали для себя и своих близких “мир мечты” в настоящем))) И очень даже неплохо в нём жили. И продолжают жить.


Вчера в вагоне метро рекламный слоган - “хватит мечтать, пора покупать” и чего-то предлагают купить... Идея мечты, как игры мысли и игры воображения свелась к дрянной, примитивной “рекламной” стратегии, в разумении которой “потолок” мечтаний - это натяжной потолок...

А теперь обратимся к английскому языку.
По-английски мечта – dream.
А вот синонимы:
Vision - проницательность, предвидение, дальновидность;
«a vision of the future» — взгляд в будущее
Hope - надежда,
Goal - задача, цель, место назначения;
«to set a goal» — поставить цель/задачу
«long-term goal» — долгосрочный проект
Design – замысел, план; намерение, цель

Принципиально - всё, как ты пишешь, мечта в парадигме “будущего”.
Но, обрати внимание, что появились такие понятия, как намерение и предвидение.
А это уже феномены, которые присутствуют в настоящее, “здесь и сейчас”.

Дети, кстати, легко организуют мир мечты в настоящем и живут в нём. До поры, до времени... Делают это именно через игру мысли и воображения, а ресурсом для построения такого мира становится всё, что “под руку подвернётся” - яхту из стульев построить или там дом из стола - плёвое дело, сам знаешь)))

В дохристианской ещё культуре на Руси, в народных магических практиках, одними из носителей которых были скоморохи, а позже офени-коробейники, выделялся особый “мир детской Мечты”, в котором ребёнок жил до определённого возраста. Назывался такой мир Сулоп.
И главной ценностью в таком мире является Блаженство. Описаны ещё два образа мира, в которых проживает свою жизнь человек по мере взросления, но о них чуть позже.


“ОБМАН, КРУГОМ ОБМАН”
 (проворчал ёжик, слезая с кактуса))

Остановимся на “мире блаженства детской мечты” - не кажется ли тебе, что весь современный “маркетинг” эксплуатирует процентов на 90 именно эту тему? Всё пресловутое современное “общество потребления” базируется на “детской мечте” и этой Детской Мечте адресуется - разве нет?

“Купи Новую Игрушку (электрочайник, стиральную машину, телевизор, автомобиль, навороченный гаджет, дачу-квартиру - список бесконечен)...
И твоя Мечта осуществится”!

Смотри, какой происходит хитрый ход-перевёртыш: мечта - это “нечтонедостижимоевбудущем” и одновременно возврат в прошлое, к утраченному “миру блаженства”!

Всё, капкан захлопнулся - есть будущее и есть прошлое, а НАСТОЯЩЕГО нет, блин.
А это уже обман в квадрате, и из этого квадрата-круга выбраться шансов очень немного.
Но они есть, и путь - это “мир мечты в настоящем” в соединение его с прошлым и будущим.




Toyota™- drive your dream©

В русскоязычной версии нам предлагают: «Тойота. Управляй мечтой». Лукавят. Вместо тире ставят точку — как бы Тойота здесь и нипричём... Но, самое главное, «забывают» упомянуть, ЧЬЕЙ мечтой управлять. Вроде как само собой разумеется, что своей...

Ну да ладно, оставим пока эту тему рекламщикам и маркетологам.
Важно, что этот всемирно известный слоган фактически говорит о ВОЗМОЖНОСТИ и необходимости УПРАВЛЕНИЯ Мечтой! А вот это уже совсем близко к НАСТОЯЩЕМУ.

Если Мечта в прошлом: «я всегда мечтал сделать что-то выдающееся в жизни» - как говорит герой Энтони Хопкинса в фильме «Самый быстрый «Индиан»», то, скорее, ОНА будет управлять, ТОЛКАТЬ «мечтателя» к её достижению.
Если Мечта в будущем, как конкретная цель, достижение — установить мировой рекорд скорости на собственноручно переоборудованном древнем мотоцикле — то вновь Мечта управляет, ТЯНЕТ к цели.

Но знаменитый Берт Монро, о котором снят фильм, без всякого сомнения,  постоянно живёт в своей Мечте каждый день, каждое мгновение, он её строит и он ею управляет В НАСТОЯЩЕМ.

Самое примечательное в истории Берта Монро, что выразительно показано в фильме — то, что при «закольцовывании» через Мечту в единый континуум «прошлое-настоящее-будущее» и соединении феноменов «управления Мечты» из прошлого и будущего и «управления Мечтой» в настоящем ВЕСЬ МИР НАЧИНАЕТ ПОМОГАТЬ!
И на эту тему есть менее известный, но не менее выдающийся слоган.
 

HONDA
The Power of Dreams

Компания HONDA не использует свой генеральный слоган в рекламных обращениях, как это делает Toyota.
Перевод же, встречающийся в некоммерческих текстах, тоже не вполне точен - всего лишь «сила мечты». Случайно ли это — не знаю.

Во-первых: речь идёт о мечтах! Во множественном числе. Что, согласись, даёт повод задуматься — а что такое мечты в сознании одного человека? И что есть множество мечт не только как совокупность «игр мыслей», «заветных желаний» и «картин воображения» нескольких человек, но что есть это в сознании ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА?

И во-вторых:
У английского  слова power больше десятка значений.
Вот основные: сила, мощь, могущество; энергия; способность, возможность; власть

«Могущество Мечт», «Энергия Мечт», «Возможность(и) Мечт», «Власть Мечт» - на мой взгляд такое прочтение раскрывает совершенно новые смыслы словосочетания и новые смыслы самого понятия Мечта.
Она, (вернее ОНИ), дают энергию, раскрывают возможности, наделяют могуществом и властью. А это уже не просто цель, желание и картина воображения. Это уже на ДВИГАТЕЛЬ похоже!!!

Что, собственно, компания ХОNDA и производит в огромных количествах и вариациях — типа, мощности и предназначения: авто-мото-лодочные-садовые-индустриальные-общего назначения...

В отличии от Toyota, которая известна практически только автомобилями.


Мир Мечты

О мечте заговорили внятно наверное последние лет 5 – 6, с момента громкого и декларативного заявления Тома Питерса в «Представьте себе». А собственно о «маркетинге Мечты» и того меньше.  Да и сводится он, за редкими исключениям, преимущественно к простому употреблению слова «Мечта» в рекламных интервенциях - от натяжных потолков «Мечта» в бесплатных газетах у метро, до розыгрышей различного толка,с выигрышем в виде автомобиля или поездки в островной рай!

Что все эти обращения объединяет - так это глубоко потребительский характер. Дескать, купи, нажми на кнопку... и Мечта у тебя в кармане.  И этого «добра» много... Ну, очень много.

Таким образом, Мечта на текущий момент в массовом сознании или сознании потребительского большинства – Потребительский же контент, адресованный широко разевающему рот детскому «Я». Этакий здоровущий пирог с приторным  кленовым сиропом.

Напомним, что в рамках нашего подхода такое понимание Мечты крайне ущербно и, главное, мало полезно в силу слабой применимости в текущем, так как Мечта остается ускользающей «мотивирующей морковкой», капризно,  а иногда злорадно подмигивающей из недосягаемого Будущего.

Мы предлагаем рассматривать Мечту как Мир. Мир, где есть все эти линейно-временные ориентиры, конечно же.
Но есть и Пространство, и Результат, и Достижения.

Что это означает?
Мы выбрали в качестве иллюстрационного образца жизнь и достижения «легендарного новозеландца Берта Монро, потратившего многие годы на усовершенствование и модификацию своего мотоцикла марки «1920 Indian Scout». На нем Берт Монро исколесил весь мир и в итоге реализовал свою мечту: на знаменитых гонках 1967 года, проходивших в соляной пустыне Бонневилль-Флэтс в американском штате Юта, он установил мировой рекорд скорости для обтекаемых мотоциклов с объёмом двигателя до 1000 кубических сантиметров на открытых пространствах, который не побит до сих пор» (ВикипедиЯ).
 
Биографический фильм «Самый быстрый «Индиан»» был сделан Роджером Дональдсоном в 2005 году.

Судите сами.
Мечта Берта Монро выглядит как-то совсем не похоже на то, что нам предлагается в этом качестве.
Его мечта – ЕЕ Величество Скорость, и постичь ее в полном объеме он может только в особом и единственном месте Мира. Способ достижения – «древний» мотоцикл, который он совершенствует, а точнее, создает заново. Образ жизни – гаражный изобретатель. Ох уж этот пресловутый гараж!!! Просто легенда тотального мирового изобретательства...
Вот, собственно и большая часть Мира Мечты этого Человека.

На практике он, «завернувшись» как в плащ в контекст гаража, создает результат/Достижение №1 – супермотоцикл в капсуле обтекателя. Контент 1.

Затем, «завернувшись» в контекст своего изобретения, в возрасте  68 лет, достигает мирового рекорда скорости (результат/Достижение №2), так и не преодоленного! Контент 2.

Конечно же, таких контентов и контекстов, определяющих его жизнь как «Жизни в Мечте» даже в фильме мы насчитали не менее 4-х, и это только основных. Но для иллюстрации более чем достаточно.

Таким образом, мы утверждаем, что Мечта - это целый Мир, Контент и Контекст, Прошлое и Будущее, реализуемое в текущем, в котором есть все самое необходимое для полноты и остроты бытия, именуемое как Счастье!

И! Очень похоже, что именно мир Мечты делает человека Человеком.

Санкт-Петербург, осень 2011


Рецензии