Письма Б. фон Шираху 1966г

Отрывок из воспоминаний сына Балдура фон Шираха

Почтальонам пришлось много работать. На рояле росли горы писем и открыток. Работники на мотоциклах часто много раз за день привозили телеграммы, курьеры доставляли огромные букеты астр и лилий, коробочки с сигарами от Уппмана и вином из Вахау.
Отцу перед такой горой почты потребовалась наша помощь.
После завтрака я сидел рядом с ним в библиотеке и начинал открывать и ему читать первые письма, потому что он не хотел перетруждать свой глаз. После этого он давал указания, как на них отвечать. Против воли постепенно я окунулся в роль личного секретаря, в то время как мои друзья слушали лекции, и в свободное от занятийй время делились последними новостями. Письма к нему, наконец, освобождённому* приходили из всех уголков и из различных сред. В них встречались такие обращения как «Дорогой товарищ» и «Глубокоуважаемый господин министр»...
Дёнитц прислал короткую поздравительную телеграмму,  пришло поздравление от Великого муфти из Ерусалима, но письма от неизвестных были самыми интересными, они писали:»То, что нас с вами и миллионами объединяло и объединяет: разочарование и сомнения в то, во что верили и потрясения от произошедшего»...
В письмах часто заходила речь о действии его стихотворений. «Я прочитала некоторые Ваши стихи, какая кристальная форма !», - написала ему одна женщига, проживающая в уединении с её отцом, как в Бальзаковской «Лилии в долине».И один священник пишет ему:»Вы в годы  вашего ареста многими не были забыты, я часто во время службы цитировал ваше »Если бы Он сегодня сошёл с креста...» или при похоронах «Ты, моя мать, взмываешь через мою жизнь высоко над облаками, как пламя...»
При этом мне пришло в голову, что я знаю от отца самое большее три стихотворения, написанные в Нюрнберге или Шпандау, тоесть в заключении.
Многие поздравляющие вспоминали свою молодость в Гитлерюгенде или в «союзе немецких девушек.»С вашим именем навсегда будет связан грандиозный труд немецкой молодёжи в мирное время и во время войны, ваш чистый идеализм, неповторимый дух товарищества и ваша отвага вплоть до самопожертвования...» или, как сообщила учительница народной школы:»Порядочность, правдивость, верность, самопожертвование и самоотдача в профессии и жизненной цели, этих усвоенных мною в юности качеств, я постоянно придерживаюсь.» 

* Отец Шираха по приговору Нюрнбергского процесса провёл 20 лет в одиночке берлинской тюрьмы «Шпандау» 


Рецензии