Солдат, учитель, художник гл. 5. Астроном и учител

ГЛАВА 5. АСТРОНОМ И УЧИТЕЛЬ

В 1965 году в Солнечном открылась новая школа номер пять, в которую Ольга  Николаевна и Юрий Александрович перешли работать, и в которой они будут учительствовать до ухода на заслуженный отдых. В этой школе также учились и окончили её  их дети Александр и Наташа.

Вот как описывал работу своего кружка Юрий Александрович в своей книге «Внеклассная и учебная работа по астрономии»,  изданной в 1990 году:
«Осенью 1966 г. в средней школе № 5 города Углича был организован астрономический кружок из учащихся VIII—IX классов. В основу его работы была положена двухгодичная «Программа работы школьного астрономического кружка».
На первом же занятии перед ребятами была поставлена цель и намечены задачи, над которыми им предстояло работать в кружке. Прежде всего, необходимо было создать базу для работы кружка, т. е. построить школьную астрономическую обсерваторию и изготовить приборы и инструменты для наблюдений.
Была намечена экспедиция в Крым для наблюдения летних метеорных потоков и посещения Крымской астрофизической обсерватории.
Ребята с энтузиазмом принялись за дело. На теоретических занятиях изучали основы астрономии, методику наблюдения метеоров, занимались наблюдениями Солнца, Луны, планет и звездного неба. А весной начали постройку обсерватории во дворе школы.

Экспедиция в Крым состоялась в июле 1967 года. Юные астрономы Симферополя гостеприимно встретили ребят из Углича. Около месяца пробыли ребята в Крыму; здесь они прошли хорошую школу наблюдений, детально изучили звездное небо, побывали на Крымской астрофизической  обсерватории,  осмотрели достопримечательности Крыма. Во время поездки был снят фильм. Экспедиция, в которой приняли участие 21 человек, произвела на ребят большое впечатление и явилась хорошим стимулом для дальнейшей работы.
В первые годы, когда кружок состоял из одной группы учащихся VIII—X классов, занятия проводились один раз в неделю. В последующие годы, с приемом в кружок учащихся младших классов, старшая группа так и продолжала заниматься один раз в неделю, а младшая занималась через неделю, т. е. два раза в месяц. Секция приборостроения, состоящая из учащихся старших классов, работала два раза в неделю. Работу приходилось строить так, чтобы каждый член кружка, занятый изготовлением приборов, работал один раз в неделю. О количестве недельных занятий и их продолжительности трудно дать какие-либо рекомендации, так как это главным образом зависит от бюджета времени каждого учителя.
За 24 года работы кружка накоплен обширный материал визуальных и фотографических наблюдений. Получено более 100 снимков солнечных пятен, около 500 негативов участков звездного неба, более 200 снимков серебристых облаков, а также около 80 фотографий Луны, комет и метеоров. Занесено на звездные карты около 3500 метеоров.

Юными конструкторами кружка изготовлено более 50 приборов и наглядных пособий по астрономии и физике. В их числе три астрографа, два фотогелиографа, солнечная камера, два телескопа-рефлектора, универсальный теодолит, телевизор для приема сверхдальних передач, кодоскоп, оптическая скамья, большая подвижная карта звездного неба и много других приборов и наглядных пособий. Фотоматериал, полученный во время наблюдений, широко использовался для различных практических работ и наглядных пособий.
Юные астрономы кружка являлись постоянными участниками городских и областных выставок технического творчества. Члены кружка три раза были участниками ВДНХ СССР. 22 юных астронома  были награждены медалями «Юный участник ВДНХ», а более 60  учащихся удостоены дипломов  и почетных грамот областных и городских выставок. За этот период кружковцы принимали участие первых четырех Всесоюзных слетах юных астрономов и космонавтов, а также в целом ряде экспедиций и экскурсий».

Эти немного суховатые строки и цифры не могут показать ту титаническую работу, которую он проделывал в эти годы. Выполнить такой объём работы одному человеку можно было  лишь при максимальной концентрации и умении организовать свою деятельность. Ведь за описанием работы и цифрами стоит колоссальный труд. Труд, который мог выполнить только человек одержимый, любящий своё дело и без остатка себя этому делу отдающий. Занимаясь астрономией, он вел регулярную переписку с коллегами, такими же школьными учителями, учеными-членами Всесоюзного астрономо-геодезического общества (ВАГО),  с  другими  профессионалами и любителями-астрономами. В его записной книжке и на сохранившихся письмах адреса из Москвы, Риги, Алма-Аты, Днепропетровска, Якутска, Винницы. Горького и многих других мест Советского Союза. Переписывался он и со своими земляками-рыбинцами из астрономического кружка, встречался с ними на Всесоюзных слётах юных астрономов в Баку и в Крыму. Для  повышения своего профессионального мастерства, и чтобы быть в курсе новинок в преподавании физики  и астрономии он много выписывал учебной литературы.

Каждая поездка в экспедицию требовала основательной подготовки не только в тематическом, но в организационном плане. Ведь ему предстояло везти группу школьников иногда практически в полевые условия. Ну а поскольку он не мог допустить, чтобы ехать неподготовленными, то в такие периоды на него падала двойная ответственность, и как педагога-астронома, так и организатора. И много ему помогала в этом жена, бравшая на себя организацию быта учеников. И своих детей Сашу и Наташу всегда брали в эти экспедиции, и они вместе с другими членами кружка вели наблюдения, выступали с докладами.

Его статьи по любительской астрономии были опубликованы в нескольких журналах «Земля и Вселенная».
В научно-популярном журнале «Наука и жизнь» №12 за 1979 год была опубликована статья кандидата педагогических наук Е. Левитана «Как наблюдать пятна на Солнце». В этой статье   имеется следующая информация о Ю.А.Гришине.
Любителям фотографии наверняка захочется сфотографировать Солнце и пятна на нем. Избыток солнечного света вынуждает применять при фотографировании короткие выдержки и малочувствительные фотоматериалы. Наиболее просто получаются и довольно эффектно выглядят снимки, сделанные с окулярным увеличением. В этом случае место объектива фотографической камеры занимает окуляр вашего телескопа.
Хорошие снимки солнечных пятен получили на своем фотогелиографе (установке, состоящей из школьного менискового телескопа и камеры от «фотокора») ребята — члены астрономического кружка угличской средней школы № 5 (руководитель кружка Ю. А. Гришин). Пригодными для фотографирования оказались диапозитивные фотопластинки (чувствительность 1—2 ед. ГОСТ), а длительность экспозиции не превышала 1/100 секунды. Специалисты для таких снимков применяют несенсибилизированные мелкозернистые пластинки с чувствительностью 0,5 — 5,0 ед. ГОСТ, изготовляемые            фирмой ORWO   (ГДР). 

Его работоспособность, результаты в работе быстро выделили его из педагогического коллектива и его начинания по организации астрономического кружка, строительству и оснащению обсерватории получили поддержку тогдашнего директора школы № 5 Ефимова Глеба Федоровича, который оказывал Юрию Александровичу необходимую помощь, старался привлечь к этому шефов. Сохранилось письмо направленное директором школы руководству ремонтно-механического завода с просьбой о выделении материалов для кружка. Также для поездок по возможности выделялись и денежные средства. Но сами ученики не оставались сторонними наблюдателями. Так они зарабатывали деньги на первую поездку в Крым, выполняя подсобные работы на строительстве двухэтажного кирпичного дома по улице Высоковольтной.
За успехи в  педагогической работе Юрий Александрович в 1978 году получил звание «Заслуженный учитель РСФСР» и отличник народного просвещения, он был награжден орденом Трудового Красного знамени.
Как на одного из ведущих учителей школы на него падала большая нагрузка, чем на остальных членов коллектива. Звание отличника народного образования, «заслуженного учителя РСФСР» обязывало его еще больше работать, и зная его ответственность, высокий уровень подготовки и проведения занятий, применение оригинальных приборов, средств обучения, обилие наглядных пособий руководство школы и гороно предлагали ему проведение открытых уроков по физике и астрономии. Соответственно и требовалась более глубокая и серьезная подготовка: следовало обновить часть наглядного и раздаточного материала, подготовить учебную документацию: план урока, контрольные вопросы и т.д. А руководство всегда могло быть уверено, что у Юрия Александровича всё будет в порядке, а каких сил ему это стоило, это как говорится, вопрос второй.
Но сказать, что всё у него было идеально – нельзя. Поскольку планку в работе он старался держать высоко, и ему это удавалось, то были завистники, которые высказывались в таком плане: почему, мол, ему всё: и средства и награды, а нам ничего. Всё это, конечно, не могло не действовать на Юрия Александровича, но не влияло на его работоспособность.
 
На ВДНХ в павильоне «Космос» в соответствующем отделе, на выставках  научно-технического творчества  он  был всегда со своими приборами желанным гостем.
Юрий Александрович был знаком с такой известной личностью как главный редактор журнала «Техника-молодёжи» Захарченко  Василий Дмитриевич, который приезжал в Углич для сбора материала для журнала и своей телепередачи. Во время поездок кружковцев в Москву они встречались на Ленинских горах в обсерватории Малой Академии Наук. Там проводились олимпиады по астрономии среди школьников, в которых угличские астрономы постоянно принимали участие, а Гришин Саша был в призерах, за что и получил соответствующий  диплом.
После ухода Юрия Александровича на пенсию кружок прекратил свою работу. Со временем  разрушилась  обсерватория, исчезли со временем многие приборы, инструменты, наглядные пособия. Но он не мог просто так бросить дело, которому посвятил свою жизнь и несколько лет скурпулёзно и настойчиво работал над книгой о преподавании астрономии. В ней Юрий Александрович постарался обобщить и сделать достоянием учителей свой богатейший опыт.  В 1990 году в издательстве «Просвещение» тиражом 40 тысяч экземпляров была  издана его книга для учителей в  серии «Из  опыта работы» « Внеклассная и учебная работа по астрономии».

На фотографии: Занятие астрономического кружка.


Рецензии
Спасибо душевное за рассказы, Борис! Все они интересны, но этот мне хочется отметить особо, поскольку и я немного интересуюсь астрономией, наблюдаю планеты, спутники Юпитера, созвездия. Это очень интересное дело, но совсем не простое! Поэтому рассказ о работе астрономического кружка я, кажется, могу оценить по достоинству. Спасибо Вам ещё раз.
С уважением,

Капитан Медуза   25.03.2016 21:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Капитан Медуза!
В своё время Юрий Александрович много сил приложил к тому, чтобы заинтересовать ребят и несколько человек потом выбрали профессию учителя.
Вам удачи.

Борис Лембик   25.03.2016 23:41   Заявить о нарушении
Хорошо, когда такие учителя. От учителей немало зависит!

Капитан Медуза   26.03.2016 01:48   Заявить о нарушении