08 02 - Достопочтенные господа бидлы

<<-- http://www.proza.ru/2014/02/07/1419


Доброго утра, Па. Это я, Твой любимый сын, Карьяш и Оттуас.

Вчера мне Леночка предложила почитать книгу из местной библиотеки:
"Чарльз Диккенс, "Приключения Оливера Твиста"  - будешь читать?"

Леночка очаровательна. Когда она вот так улыбается, я охотно принимаю из её рук всё, что ни придложит. Вроде бы я когда-то читал этот роман; но согласился: "Буду! Давай."
И сейчас вот утро, я открыл, и с первых же строк вспомнил: да, читал, и очень хорошо помню, о чём он. События во мне всегда лучше запоминались, чем имена и лица. Как-то так повелось с детства. Я вырос и прожил в крохотном селе всего в дворов 200 - и едва различал сельчан даже на лица; некоторых помнил даже по именам, некоторых только по фамилиям. Кто где живёт - имел скудные представления... Не чета моя сестра: она дружила со всем селом одновременно, и знала всех по именам, кому сколько лет, у кого с кем какие отношения, и т.п... В общем, если бы у меня не было такой замечательной сестры - то об односельчанах я знал бы ещё меньше, чем ей удалось меня просветить. Когда я шёл по улице, я просто здоровался с каждым встречным, как это принято в сёлах, - не обращая внимания на лицо... Просто видел человека: идёт. И понимал, что нужно поздороваться, потому что так принято. И автоматически говорил: "Здрасьте!". И шёл себе дальше, углубившись в свои мысли.

А думать для меня всегда было привычкой. Я много читал, и события, описанные в книгах, заставляли меня анализировать, сопоставляя с какими-то реальными событиями, имеющими место рядом со мной. Какие-то малозначительные детали всплывали в памяти, как бы говоря: "Смотри! сопоставь! похоже ведь, правда?"
И я, покусывая губы, тщательно сверял: сколько похожего в том и этом, и сколько различий...

Читаю сейчас "Оливера Твиста". Я читал когда-то его. Изумительный язык изложения, очень правдивый: "Всем известна история [...] философа, который измыслил знаменитую теорию о том, что лошадь может существовать без пищи, - и столь успешно доказал её, что довёл ежедневную порцию пищи, получаемую его собственной лошадью, до одной соломинки; несомненно, он сделал бы её чрезвычайно горячим и резвым животным, если бы она не пала за сутки до того дня, как ей предстояло перейти на отменную порцию воздуха." (стр. 8)

Далее (8-я и 9-я стр.) читаю о визите приходского бидла: мистера Бамбла. Читая, как он дал копняк хозяйке приюта за то, что садовая калитка к его приходу оказалась запертой, - чем заставили его подождать, пока калитку откроют, - и отчитал за это по полной саму хозяйку, - принудив её извиняться, а потом предлагать ему в качестве компенсации за моральный ущерб угощения, соблазняя: "Капельку джина, и немножечко холодной воды, и кусочек сахару" - улыбнулся про себя: а ведь я сам похож на него. Так же требую к себе уважения. И безжалостно раздаю пинки, если его не получаю.

Вообще, пороки, которые там описываются - я это всё вижу вокруг с детства. На 7-й странице описывается, как эта самая хозяйка, взявшая на себя заботу о сиротах, - приноровилась обворовывать их, присваивая большую часть недельного пособия на их содержание - себе... Очень тонкий язык описывает это:
"... приходские власти великодушно и человечно порешили, что [новорождённого сироту] Оливера следует поместить "на ферму", или, иными словами, препроводить его в отделение работного дома, ­[...] где от двадцати до тридцати других юных нарушителей закона копошились по целым дням на полу, не страдая от избытка пищи или одежды, под материнским надзором пожилой особы, которая принимала к себе этих преступников за семь с половиной пенсов с души. Семь с половиной пенсов в неделю - недурная сумма на содержание ребёнка; немало можно приобрести за семь с половиной пенсов, - вполне достаточно, чтобы переполнить желудок и вызвать неприятные последствия. Пожилая особа женского пола была человеком разумным и опытным, - она знала, что идёт на пользу детям. И она в совершенстве постигла, что идёт на пользу ей самой."

Грустно, но циничность языка повествования абсолютно совпадает с циничностью жизни. А ведь при этом не скажешь, что автор презирает старуху... Нет, он при этом относится к ней с пониманием и любовью... Можно сколько угодно презирать пороки общества, тыкая в них своими праведными пальцами. Но все эти изобличения никак не повлияют на ход процесса выживания каждого из людей в этом обществе. Каждый выживает, как может. А кушать хочется всем. И всем хочется тепла и понимания. И этой старухе, обворовывающей детей, - и этому бидлу, насильно ставящему всех и вся перед собой на колени...

Даже не зная его биографии, я его отлично понимаю. Понимаю, что в этом насильном принуждении есть доля театра, - не нужного ни мне, ни ему. Но увы, когда кто-то не хочет уважать добровольно, - то приходится принуждать, прибегая к жёстким мерам... Это похоже на соревнование: "А ну-ка, сумеешь ли меня заставить уважать тебя?..."

Такой вызов я получил от него. И бросил ответно. И презираю за это свинство и себя, и его. За то, что к проявлению уважения нужно  п р и н у ж д а т ь... В то самое время, как это самое уважение должно выдаваться в кредит, налево и направо разбрасываясь, не глядя и щедро. Разве уважить человека - трудно, или неприятно? просто так, ни за что. Нет. Наоборот ведь: уважительное обращение с человеком - приятно прежде всего самому себе... Поэтому я получаю удовольствие, когда "в силу профессиональной привычки" обращаюсь на "Вы" даже и к тем, кто моложе меня вдвое... Мне это попросто приятно самому себе...

Но - вот ведь... Иной раз получается, что человека, которого на самом деле любишь - вынужден презирать, всяческими способами проявляя к нему презрение и агрессию... Потому что этого требуют правила игры взаимоотношений с ним. А хочешь ли этого на самом деле в сердце своём - у тебя никто не спрашивает... А ведь так хочется быть просто самим собой. И не вести себя, наконец, как этот бидло...

08.02.2014


-->> http://www.proza.ru/2014/02/09/116


Рецензии
сам себе иногда противоречишь...

Валентина Гревцева-Теплякова   08.02.2014 14:27     Заявить о нарушении
Или так кажется, будто противоречу...)

Братислав Либертус Прозаик   08.02.2014 16:06   Заявить о нарушении