Оптимистка

               
  Улица Совхозная, где я выросла, находится в той части города, которую в народе до сих пор называют «крестьянскими местами». Со стороны Червишевского тракта на неё активно наступают многоэтажные новостройки, но улица пока не сдаётся. Она почти сплошь состоит из частных деревянных домиков, среди которых ничем не выделяется тот, что под номером 40. Ну, разве что обветшалой кровлей да облупленными, давно некрашеными наличниками.

  Это снаружи. А войдёшь внутрь – поразишься закопченным стенам, убогости и беспорядку. Но хозяйка Апполинария Сергеевна Шлемова встречает нас приветливо и охотно рассказывает о своей жизни, о молодости, о том, как справляется с бытовыми трудностями. И о своей единственной дочке – балерине Ниночке, которая живёт далеко-далеко, в Польше, и рада бы забрать к себе престарелую маму, да польское правительство запретило перевозить  в страну  российских стариков.

 Апполинария Сергеевна  охотно показывает, как   собственноручно колет дрова, объясняя, почему обычным топором, а не колуном, - «колун-то уж поднять не могу».

  Дровосеку нашему 90 лет. В годы войны она окончила Тюменское медицинское училище и работала в госпиталях, среди которых был один особенный. Там находились на излечении пленные немцы и румыны. Их, бывших врагов, выхаживали тюменские девчата, дабы вернуть чужестранным семьям живых и здоровых кормильцев. И не было у наших девчонок ненависти к израненным, простуженным, полуголодным «фрицам», а только человеческое сострадание.
 
 Помнит Апполинария Сергеевна, как уже в мирное время сопровождала она вместе с врачами эшелон пленных до государственной границы. Как красавец-румын в тамбуре вагона объяснялся ей в любви и слёзно просил взять его в мужья – «хочу в России остаться, меня на родине расстреляют за то, что был в вашем плену». Жалко было Поленьке красивого мадьяра, но оставалась она неприступной, поскольку  подписку давала о том, что не допустит никаких связей с иностранцами, ведь это считалось бы изменой Родине.

 Суженого своего она встретила гораздо позже. Хоть и не был он таким красавцем, как тот румын, но зато свой, русский, и с погонами старшины на плечах. Вместе служили в органах МВД. Поля – медсестрой. Сперва в женской колонии выхаживала малышей, рождённых арестантками, потом в медвытрезвителе, возвращая к жизни мертвецки пьяных, подобранных на улицах Тюмени. А после в спецполиклинике спасала от недугов работников милиции всех рангов.

 35 лет отдала лейтенант медицинской службы Апполинария Шлемова  доблестной милиции. Множество благодарностей и Почётных грамот за свою работу имеет, медали и знаки отличия. А дрова колет по-прежнему сама. Ни один милиционер не пришёл предложить свои услуги.

 Муж давно умер. Дочка далеко. Зять-поляк помог много лет назад купить этот домик на улице Совхозной. Домик требует к себе внимания. А сил и средств не хватает.

 Кстати, о средствах. Встретилась летом соседка и спрашивает:

- Ты, Сергеевна, деньги-то получила, что в собесе давали ко  Дню Победы?

- Какие деньги? – удивилась старушка.

- Большие. Аж 20 тысяч. Мы получили.

  Спросила Апполинария Сергеевна про материальную помощь у социальной работницы, приставленной к ней. Та сделала удивлённое лицо:

- А вас, знаете ли, в списках не было?

- Так, может,  позвонить начальнику, узнать, почему  в списках-то нет, - предложила Шлемова, отчего лицо соцработницы сделалось виноватым и прозвучало признание:

- Извините, я эти деньги дочке отдала, ей нужнее, она ремонт делает. Но я вам верну, обязательно верну.

 Скоро новая годовщина Победы, а деньги так и не дошли  по назначению. Апполинария Сергеевна терпеливо ждёт. Её домик тоже нуждается в ремонте. В морозные дни в нём невозможно находиться, хозяйка спит в верхней одежде и валенках, а в сильный холод уходит ночевать к соседям. Живёт рядом  сердобольная женщина Марина, она и приютит, и супчику   нальёт, и водички принесёт с колонки, и в горнице приберёт.

 Несколько лет назад писала Апполинария Сергеевна заявление на предоставление благоустроенной квартиры, но очередь всё время на одном месте, и надежду получить жильё она мысленно  зачеркнула как невозможную. А вот к дочке уехать хотелось бы!

 За прошлую зиму   трижды покупала дрова. Прожорливы печи, тепла не дающие! От собеса дров не привезли ни разу. Может быть, они тоже ушли налево, к той же дочке социального работника?
 
 На праздник Победы и ко Дню пожилых приезжают  представители совета ветеранов УВД, поздравительную открытку привозят и небольшую сумму в конверте. Однажды председатель совета и социальный работник даже сфотографировались с Апполинарией Сергеевной. Цветную фотку в рамочке она на стенку поместила, время от времени на неё поглядывает. Вроде как на иконку…

 Никуда и никогда не жалуется ветеран тыла Апполинария Сергеевна Шлемова. Привыкла переносить трудности сама, несмотря на возраст. Характер   такой, оптимистичный.

 Говорят, время от времени наведываются к ней дальние родственники, интересуются: жива ли и долго ли ещё протянет? Земельный участок и старенький домик, оказывается, для них лакомый кусочек, хочется поиметь. Но никто ни разу не догадался поменять старушке проржавевшую электроплитку на новую, подарить электрочайник или «микроволновку», отремонтировать печку. Или хотя бы дров наколоть.
               


Рецензии
Жизненная история, каких много. Знаете, что я думаю о подобном?.. Во многих случаях, это сила человека - не сопротивляться событиям. С первого взгляда, человек вроде бы проигрывает. На самом же деле, он дает окружающим его людям огромную возможность выбора - свободу выбора. Ведь, только при возможности свободного действия, человек естественен. А что толку, что он поступит праведно под давдением!
Узнавание людей, их характера, сильных и слабых сторон - еще одно то важное, что происходит в этих случаях. А уж жизнь в долгу не останется: каждая сторона получит то, что заслуживает. Возможно, не сразу, и не так заметно для нашего глаза.

Василий Рязанов   16.02.2014 16:59     Заявить о нарушении
"...сила человека - не сопротивляться событиям. С первого взгляда, человек вроде бы проигрывает. На самом же деле, он дает окружающим его людям огромную возможность выбора - свободу выбора. Ведь, только при возможности свободного действия, человек естественен".Совершенно согласна с Вами, Василий! Это ведь и есть СМИРЕНИЕ, способность смириться с обстоятельствами,принять их такими, как они есть. Ах, если бы мы с детства это понимали! Нас ведь учили идти напролом.

Тамара Пригорницкая   17.02.2014 09:27   Заявить о нарушении