Виртосфера
Виртуальность - один из онтологических уровней бытия, на которые расщепляется единое сложное поле существующего. Онтологический анализ виртуальности позволяет рассматривать ее как недовоплотившееся бытие, промежуточное между материальным и идеальным, ввести представление о многоуровневой реальности. Сама виртуальность также онтологически структурирована, в ней можно выделить бытийные подуровни: природный, технический, культурный, духовный. Существенными свойствами виртуальности, являются кратковременность существования, неустойчивость, изменчивость, динамичность, неопределенность, способность влиять на реальные объекты или даже превращаться в них.(1)
Заметное проявление сотворенной виртуальности в значительной степени связано с созданием глобальной инфотехносреды, являющейся результатом совместного действия всех высокотехнологических систем и средств коммуникации. Инфотехносреда обладает беспрецедентно сложной структурой, важными составляющими которой являются мощные виртуальные потоки, среди которых можно выделить виртуальные коммуникации, виртуальные источники информации, виртуальные научные изыскания, виртуальные развлечения, определяющие существование и деятельность реальных социальных объектов.
Совместное когерентное действие всех элементов инфотехносреды обуславливает существование единого глобального виртуального пространства со следующими свойствами:
1) это пространство, в котором помещаются все сотворенные виртуальные феномены;
2) это пространство, в котором осуществляются виртуальные взаимодействия, перемещаются виртуальные потоки;
3) это пространство с нетривиальной топологией и неопределенной, динамически меняющейся размерностью.
Размерность сотворенного виртуального пространства позволяет помещаться в нем не только одномерным, двумерным и трехмерным объектам, но и. объектам большей размерности, создаваемым новейшими компьютерными технологиями или человеческим воображением. Пространство виртуальной реальности обладает неопределенной, динамически изменяющейся фрактальной размерностью, т.е. является пространством с нетривиальной топологией, топосом. Особо отметим, что существование виртуального пространства меняет и топологию социального пространства, например, сокращает, а иногда и удлиняет расстояния, приближает или удаляет объекты, связывает несвязанные до этого области и т.д.
В связке с виртуальным пространством выступает виртуальное время. При конституировании виртуальной реальности возможно устанавливать любые временные масштабы и длительности, удобное временное протекание событий. Временные параметры компьютерной виртуальной реальности, например, задаются человеком и опосредуются компьютерными устройствами, произвольно устанавливается временной масштаб и в виртуальных построениях собственно человеческого сознания. Возможность делать со временем все, что угодно, - особенность творения виртуальной реальности и погружения в виртуальное пространство, парадокс виртуального бытия. Даже в тех случаях, когда временные масштабы специально не выбираются, виртуальные времена оказываются существенно меньшими времен протекания аналогичных реальных процессов. Виртуальное время оказывает заметное влияние на время социальное: под влиянием первого второе заметно ускоряется. В некоторых случаях течение времени в виртуальном пространстве может обращаться, возникает инверсия времени. В виртуальном пространстве возможны даже ситуации когда, время исчезает вообще.
Выделенные свойства виртуальных пространства и времени существенно отличаются от свойств их реальных аналогов, виртуальное пространство обладает многими свойствами не физического, а идеальных математических пространств, виртуальное время аналогично идеальному времени, заложенному в основных физических законах. Таким образом, виртуальное пространство топологически нетривиально, динамически меняет размерность и связность, может оказаться фрактальным, является топосом; виртуальное время инверсно и обладает индетерминированным скейлингом (неопределенным временным масштабом).
Наличие собственного пространства и времени является онтологической основой существования единого виртуального мира, который мы называем виртосферой. Виртосфера - вся совокупность сотворенных человеческой деятельностью виртуальных феноменов, виртуальная оболочка Земли, существующая в виртуальном пространстве и виртуальном времени; глобальный мир сотворенной виртуальной реальности. Виртосфера – не просто новый универсальный феномен, а целый виртуальный мир, создаваемый для нужд человечества и первоначально по образу и подобию реального мира, но уже теряющий это подобие и оказывающей на реальный мир существенное воздействие. Существование виртосферы, меняющей характеристики реального пространства и времени, заставляет по-новому осмыслить многие онтологические и социальные феномены и перспективы развития человечества.
Литература:
Афанасьева В.В. Тотальность виртуального. Саратов, изд-во СГУ, 2005.
Свидетельство о публикации №214020902548