Башня

               
  Старая водонапорная башня в центре города давно стала прибежищем для  мальчишек и девчонок из неблагополучных семей. Они приходят сюда с  единственной целью: почувствовать себя людьми, ощутить заботу и неравнодушие взрослых к их судьбам.

  Почти полвека в этой башне находится подростковый клуб "Дзержинец", командует которым сейчас Ольга   Селиванова - профессор Тюменского государственного университета. Под  началом Ольги чуть больше тридцати сотрудников, среди которых легендарный Ген Саныч – Геннадий Александрович Нечаев, бессменно руководивший клубом до той поры, пока не передал его своей воспитаннице.

  Именно он, Геннадий  Александрович, майор милиции, мастер спорта по каратэ и самбо, чьё имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России», 48 лет назад собрал в башне уличных хулиганов, стал учить их рукопашному бою, исподволь прививая лучшие человеческие качества.

  Многие весьма именитые люди обязаны своими достижениями этому умному и доброму наставнику. Более сотни бывших «трудных» подростков занимают сейчас  командные должности в силовых структурах России. В Москве, к примеру, в системе ФСБ служат Константин Авдеев и Александр Фатеев, до сих пор считающие себя «дзержинцами», как и  председатель Тюменской городской Думы, полковник МВД Сергей Михайлович Медведев, и генерал-майор милиции Валерий Дмитриевич Борисов.

  Именно Нечаев  много лет назад придумал гениальную по простоте и эффективную по отдаче воспитательную систему. Прежде, чем получить доступ к занятиям самбо или карате, подросток должен был участвовать в расчистке и озеленении улиц, доставке праздничных телеграмм, быть активным в диспутах и тематических вечерах,  в  различных конкурсах и спортивных соревнованиях, заботиться о малышах.

  По сути дела «Дзержинец»  всегда жил по законам, выработанным ещё    Антоном Семёновичем Макаренко. И те мальчишки, что раньше слыли хулиганами и стояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, вскоре становились в клубе инструкторами, командирами рот и взводов и вступали во взрослую жизнь с полной гражданской ответственностью.

  Как же случилось, что простой рабочий завода "Строймаш" Геннадий Нечаев стал воспитателем беспризорников? Началось все с того, что профком завода   организовал зимний лагерь для детей, и понадобился спортивный взрослый человек, способный  поехать с ребятами на   каникулярный отдых.   Ген Саныч вызвался сам.  В лагере он первым делом залил каток, играл с мальчишками в хоккей, учил девочек   кататься на коньках.

  Более восьми лет, работая в лагере «Спутник», Нечаев исполняя обязанности старшего вожатого, физрука, сторожа и неизменно оставался душой детской компании.
 
  А потом открылся в городе подростковый клуб «Кижеватовец», и не было вопроса, кто будет его начальником. Конечно, Нечаев. Занимаясь с детьми, он приобщал их к своим   увлечениям. Спорт и фотография для некоторых  воспитанников  стали смыслом жизни. Мальчишки и девчонки приводили в клуб братьев, сестер и даже родителей, и постепенно он  сделался семейным.

  В середине 70-х  Нечаева по решению трудового коллектива направили на работу в милицию. В УВД как раз организовался отдел по политико-воспитательной работе, и Ген Санычу доверили курировать все  подростковые клубы области, при этом руководство «Кижеватовцем» с него никто не снял. А тут ещё и клуб «Дзержинец» лишился руководителя (перевели в Москву). Мальчишки, оставшиеся без присмотра взрослых, живо устроили в башне  настоящий притон: пили, курили, дрались. Немалых трудов стоило Нечаеву   навести порядок.

  Три года по доброй воле, в свободное от работы время Нечаев занимался с ребятами из «Дзержинца». Свободное  – это с 6 до 9 утра  и с 6 до 9 вечера. Другие в это время спят, жуют бутерброды, смотрят телевизор, а Ген Саныч собирал ребят в спортзале «Динамо» и обучал их приёмам самбо. До двухсот мальчишек собирались  раным-рано на занятия, дисциплина была железной.
 
  Когда по стране прокатился бум карате, Геннадий Александрович   стал   первым аттестованным тренером по линии МВД, вошел в состав комиссии   по контролю за развитием этого вида спорта в  Тюменской области. Под его руководством Камиль Мусин  стал чемпионом Советского Союза, Алексей Пестряков - серебряным призером России среди  юношей, Павел Мясников - чемпионом России,  Владимир Иванов и Евгений Богомаз были признаны лучшими по технике карате на Всероссийских соревнованиях «Динамо».

  В начале 80-х Нечаев начинает строительство приюта – Центра социально-педагогической реабилитации детей и подростков. Своими силами воспитанники Центра возвели пристрой к Башне, установили плиту, на которой пекла замечательные  булочки для детей повариха из Ембаевского детского дома. На  дачном участке Нечаева выращивали овощи для бесплатной столовой…

  Вытащенные Нечаевым из подвалов и подворотней подростки находили приют в Центре. Он приводил их в Башню, приобщал к спорту и просто учил быть людьми. Конечно, он был не один, ему помогали воспитанники, те, что уже прошли «школу Ген Саныча», на собственной шкуре испытавшие, что только любовь, терпение, сострадание и жёсткая дисциплина могут исправить жизненную дорогу.

  В начале шальных 90-х  клуб не финансировался вовсе, и Г.А.Нечаев поехал за помощью в Москву. Только ему известно, по каким инстанциям он ходил, в какие двери стучал. Но удалось-таки  выпросить на реконструкцию башни 50 миллионов рублей. Тогда эта сумма казалась достаточной. Однако никаких денег "Дзержинец" не получил. Они пропали,  «утонули» в омуте областного бюджета. Бывший помощник бывшего губернатора пояснил директору клуба, что искать "столь мелкую сумму" просто нет смысла.
 
  Новый век принес новые испытания. По стране с быстротой слуха расползалось рейдерство, не обошло оно и Тюмень. Появились ловкачи, способные  юридическим крючкотворством и махинациями изымать чужое имущество. Лакомым кусочком показалась  новым дельцам  старая башня в центре города. Очень уж  привлекательной была мысль разместить здесь казино или ресторан! И чёрные рейдеры принялись за дело.

  Но на защиту «Дзержинца»  встали тысячи тюменцев и, прежде всего, воспитанники клуба. Они выступали в общественных местах и писали в различные инстанции о том, какую роль сыграл и играет клуб в их судьбе. Десятки статей появились в тюменских газетах. Среди защитников «Дзержинца» нашлись и опытные юристы, способные профессионально отстаивать интересы клуба в многочисленных  судебных тяжбах.
 
  Рейдеров не останавливали газетные публикации, им не было дела до детей, для которых «Дзержинец» - родной дом, их не страшили судебные разбирательства, но пробить брешь в обороне башни им всё-таки не удалось. Правда, клуб лишился  3-зтажного пристроя со столовой и гостиницей. Но это уж «малая кровь» по сравнению с тем, что Ген Саныч получил второй инфаркт.

  Поразительно, что при неимоверной нагрузке Нечаев всю жизнь сам учится. Для того, чтобы помогать больным детям, он поступил в международную академию лидерства при МГУ  и   окончил ее с красным дипломом. При медицинской академии окончил курсы спортивного лечебного массажа. За время работы детской академии через руки Нечаева прошло 60 ребятишек. Из практически безнадежных инвалидов он сделал гибких спортсменов. Нет, не зря имя Нечаева  внесено в федеральную книгу «Лучшие люди России»!

  Сейчас 70-летний пенсионер   получает третье университетское образование. В скором времени   станет специалистом в области компьютерной графики. Ген Санычу  это необходимо,  чтобы    совершенствовать свою разностороннюю работу. Все, чем бы ни занимался, он делает основательно, стремясь  стать настоящим специалистом.
 
  Воспитанники Нечаева  - его гордость.  Вот Андрей Конопля… Ген Саныч вытащил его из бандитской группы, которая «шерстила» город по ночам, срывая  с прохожих меховые шапки. Приобщив парня к спорту, Нечаев  еще два года отвоевывал его у банды, провожая и встречая из школы, выделив для проживания секретное место   в Башне. Отслужив   на Дальнем Востоке в погранвойсках, Андрей открыл там юридическую фирму, и сегодня возглавляет фонд по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
 
  А член Правительства Российской Федерации  Константин Авдеев? Бывший отъявленный хулиган разыскал в Чечне и освободил их плена более 200 соотечественников.
 
  Ольга Селиванова, нынешний директор «Дзержинца», в клубе в шестнадцати лет, сама прошла нечаевскую школу, окончив вуз, защитила докторскую диссертацию, в комитете по делам молодежи при городской Думе заведует секцией социальной работы.
 
  Геннадий Александрович   входит в состав Общественного совета при ГУВД по Тюменской области. Он  лауреат «Всероссийских макаренковских чтений», единственный в области обладатель ордена святого Благоверного чудотворца Димитрия. Орден пожалован  Патриархом Московским и всея Руси Алексием II  за особые заслуги в попечении о детях.

  Он верит в Бога, верит, что только с его помощью можно творить добро.  Не требует слов благодарности, отдавая   детям свою душу.

  За все вермя существования   клуба через него  прошло более 40 тысяч человек. Сейчас "Дзержинец" постоянно посещают около 350 человек в возрасте от 7 до 18 лет. Большинство из них сироты при живых родителях. Башня популярна среди беспризорников, потому что это одно из немногих мест в городе, где их в любое время суток могут накормить и устроить на ночлег.
 
  Странно, но в официальных кругах утверждают, что беспризорников в Тюмени нет, есть дети из неблагополучных семей, именуемые в отчётных бумагах  «подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации». Но если в семье мама пьёт, а папа сидит в тюрьме, то, как красиво ни называй ребёнка, предоставленного самому себе, у него не появится тарелка супа на обед или билет в кино.

  Основной заботой Ген Саныча, Ольги и других работников клуба остаются именно эти дети. Каждого необходимо разыскать, вывести из подвала или чердака, накормить и занять делом. Работает телефон доверия. Детей пытаются устроить в школы, приюты, больницы, просто помочь советом. По-прежнему крайне  нужны «Дзержинцу»  социальная гостиница и большая столовая, необходимо пополнить  штат опытными психологами и врачами.

  Главная трудность  -  в отсутствии тесного контакта между ведомствами, занимающимися проблемой беспризорности. Реабилитационное пространство должно быть единым. И очень хочется верить, что полувековой юбилей «Дзержинец» встретит с победным флагом на своей реставрированной Башне.


Рецензии
Блестящая статья, Тома! Читая, не переставал удивляться, что это за Человек такой,этот твой Ген Саныч! Сниму грех с души, и признаюсь тебе: не думал я, что существуют (живут, работают, творят!) в наше время такие энтузиасты... Вот так. Спасибо за правду!

Сергей Поддубный   17.02.2014 01:09     Заявить о нарушении
Он же не теперешний, он старой закваски, когда комсомол еще не занимался коммерцией. Больше сорока лет знаю Ген Саныча, и он все не меняется. Все та же открытая улыбка, то же желание помочь каждому. Единственно, что у него периодически обновляется - висящий на шее фотоаппарат.Такой фотогалереи, как ребята устраивают в башне, еще поискать! Думаю, ему специально Господь не дал своих детей, чтобы все чужие стали родными.

Тамара Пригорницкая   17.02.2014 09:24   Заявить о нарушении
так я и говорю, что уникум он, каких поискать...

Сергей Поддубный   17.02.2014 10:35   Заявить о нарушении