Солдат, учитель, художник гл. 8 Художник

С детства он любил рисовать, но  нигде нет упоминаний о том, что он этому учился в детстве. Видимо все-таки у него это был  врожденный талант. По его воспоминаниям, еще в детстве он смастерил самодельный диапроектор, рисовал картинки по сюжетам русских народных сказок и показывал  товарищам. Этот факт подтвержден в заметке В.Быстрова в газете «Авангард» за 22.11.1995 года.
В студенческие годы в Ярославле он рисовал карандашом портреты своих товарищей, а иногда были наброски пейзажей. Все это сразу же раздаривалось. Но всё же сохранилось  несколько  таких рисунков, в том числе виды Рыбинска и Горького, рисунки супруги Ольги Николаевны, позировавшей ему.  А также в его бумагах был найден один автопортрет, выполненный вероятно  как раз в то время.
 
В 2010 году член Угличского родословно-краеведческого общества Ирина Гаврилова принесла заметку из газеты «Коллективный труд» от 14.02.1954 года своего дедушки, известного угличского художника  Потехина И.В. В заметке, названной «В студии изобразительного искусства» упомянут Ю.А.Гришин как участник студии, занимающийся с большим интересом и совершенствующий технику живописи и рисования. Хотя из воспоминаний супруги мы знаем, что занят он в это время в ШРМ очень сильно.
 
Желание рисовать было у него всегда, хотя заниматься им времени фактически не было: все силы и время уходили на любимую работу и астрономию. А  после ухода на пенсию, после того как была написана и выпущена книга, обобщившая его колоссальный опыт в организации изучения астрономии, он посвятил себя рисованию. Но и  до этого не было сезона, чтобы он не выкроил хотя бы часть времени рисованию. Теперь же он со всей ему присущей настойчивостью постарался наверстать упущенное. Живопись стала главным делам последних лет жизни, ежедневным и любимым занятием.
Сюжетами для его картин стали натюрморты, виды Углича, архитектурные памятники исторических мест России, библейские сюжеты. Но все-таки главным направлением в работе стали пейзажи, в большинстве случае угличские,  или связанные с Волгой. В его фотоархиве хранилось также много интересных видов Углича и его окрестностей, которые потом также стали сюжетами для картин. Это мостик через реку Орлек, деревья на берегу Волги у военкомата, виды на Волгу и другие. Иногда он совершал поездки по историческим местам с фотоаппаратом, делая необходимые снимки, покупая открытки с видами и пейзажами. Всё это впоследствии изучалось и анализировалось.
 
Если задумывалась картина, до её написания Юрий Александрович проделывал большую подготовительную работу, изучая аналогичные работы па эту тему профессиональных художников, анализируя технику выполнения полотен. Причем велась эта подготовка основательно, с присущей ему пунктуальностью.  Иногда он копировал картины известных художников, писал работы по мотивам их картин и собрал библиотеку о художниках. В своих картинах он старался с максимальной точностью воспроизвести мельчайшие детали, будь это природа, цветок или одежда. Но при этом главным для него было достижение замысла, а не полное копирование, и тем более не сроки написания картины. Если его что-то не устраивало, то он мог по несколько раз переписывать небо, или наоборот отражение в воде, а некоторые ранние картины он просто полностью закрасил и нарисовал заново.
 
В последние годы жизни его квартира стала напоминать картинную галерею или мастерскую художника. Как художник-любитель он был известен в Угличе, поскольку регулярно в последнее время принимал участие в выставках, сколько было таких выставок, пять или шесть, точно не установлено. В 1995 году его картины участвовали в городской и областной выставках художников-любителей, посвященных 50 летию Победы.
На выставках всегда посетители обращали внимание на его картины. Дипломы, грамоты, благодарственные письма - вот результат его участия в выставках, но конечно не главный, а главное - это красота, заложенная и сохраненная в картинах, вечные ценности русской природы, памятников старины. Ромашковая Русь - так назвал Юрий Александрович одну из своих картин.
Его картины привлекали внимание не только зрителей, но и представителей прессы. И всегда отзывы о его работах были великолепными. В семье хранятся практически все газеты содержащие информацию о Ю.А.Гришине и его учебной и творческой работе.
 Так 25.05.1990 года была опубликована статья в газете «Чайка» А.Марченко «Как мало мы о вас знаем!» о завершении выставки в вернисажном зале Дворца культуры УЧЗ.
«КАК МАЛО МЫ О ВАС ЗНАЕМ!»
(Репортаж, завершающий событие)
Выставка уже закрывалась. Через час сюда, в небольшой вернисажный холл Дворца культуры и техники должны подойти ее участники — а всего их семнадцать человек, — представители городских властей, дворцовой администрации и областного ведомства, опекающего культуру. А пока надо воспользоваться последними минутами и спокойно посозерцать выставленные для обозрения работы самодеятельных угличских живописцев, увлеченных мастеров декоративно-прикладного искусства.
Не знаю, кто из читающих эти строки был на проходившей в течение двадцати пяти дней выставке, но видевшие экспонаты ее наверняка задержались и живописных работ, открывавших экспозицию. Одиннадцать выполненных маслом картин привлекали своим каким-то серебристым, жемчужным колоритом, исходящим   не  только  от церковных куполов Угличского кремля, Новодевичьего монастыря, Казанской церкви в Коломенском, но и от бескрайних волжских просторов, от переливающейся под солнечными бликами воды, от отраженных в воде архитектурных силуэтов. Автор их — пенсионер Ю. Гришин — был уже здесь, в зале, и я подхожу к нему, знакомлюсь.
—  Юрии  Александрович,   а   я   ведь   знаю   вас заочно     давно     уже — слышал    много    раз    про астрономический   кружок, который вы вели в пятой школе.  И публикацию об этом, помню, видел в журнале    «Земля    и    Вселенная»...
—  Да,    я    преподавал астрономию,   и   весь   свой накопленный     педагогический опыт обобщил в недавно   вышедшей   в   издательстве    «Просвещение» моей     книге, — отвечает собеседник — спокойный, небольшого    роста    человек, — А   живописью   увлекся совсем недавно, года три тому назад. Правда, в детстве и молодости много рисовал, но дальше     акварельных     красок это не пошло. И вот только   сейчас   обратился   к маслу,     причем     отдаюсь  этому делу основательно.
- Я  вижу у вас здесь две   картины   с   одним   и тем    же    видом    кремля. Та, что поменьше, вероятно, первая?
-  Верно — с нее я начинал вообще. А вот этот «Угличский кремль с Волги» писал шесть раз: первые   три  варианта  сделал —  и отложил свою затею.
«Удивлена,   восхищена работами Гришина Ю. А.», — пишет в книге отзывов бывшая ученица педагога Татьяна Соснина. «Особенно впечатляют работы Гришина и Малышева» — еще одно выражение зрительских чувств.

А 14.06.1995 года – статья в газете «Авангард» «С любовью к жизни» о выставке  работ художников – ветеранов ВОВ в историко-художественном музее под названием «С любовью к жизни», посвященной 50-летию Победы:
Очень  удачны и профессиональны пейзажи Ю.А.Гришина, которые являются итогом его творческих поездок по старым русским городам Ярославской, Костромской, Владимирской областей и Подмосковья. Прежде всего, их отличает картинность, которая достигается  тщательнейшей отделкой и проработкой каждой мелкой детали. При этом даже небольшие этюды «Пруд в Спасском-Лутовинове», «На окраине соснового бора», «Волга близ Углича» и многие другие смотрятся как самостоятельные картины.
Особенно хорошо Юрию Александровичу удается изображение неба, благодаря чему его работы наполнены неким таинственным свечением.
Можно сказать, что он пишет в традициях старой русской пейзажной живописи семидесятых годов прошлого столетия. А в таких картинах, как «Окрестности села Покровского», «На реке Корожечной в жаркий день», «Туманное утро» и других, особенно четко прослеживаются  шишкинские мотивы. Кстати, в творческий процесс Ю.А. Гришин включает и оформление своих работ. Он сам изготавливает для них рамки.

В целом же установлены следующие выставки, в которых Юрий Александрович принимал участие и упоминания о них в периодической прессе:
1987 год – участие в выставке самодеятельного творчества, посвященной 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции (Почетная грамота от 06.12.1987г.);
1988 год – участие в выставке угличских художников, посвященной 70-летию Великого Октября в Угличском историко-художественном музее (Диплом);
1989 год -  участие в выставке любителей живописи и декоративно-прикладного искусства (Почетная грамота от 11.06.1989 г.);
9 мая 1990 года – участие в  «рейсе Мира» на теплоходе «Михаил Фрунзе»  в честь 45-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне;
25.05.1990 года статья в газете «Чайка» А.Марченко «Как мало мы о вас знаем!» о завершении выставки в вернисажном зале Дворца культуры УЧЗ.
16.10.1990 года – газета «Авангард» Т.Лаврентьевой «Прекрасное – воспитывает» о выставках в Доме учителя;
1990 год – участие в городской выставке самодеятельных художников и мастеров прикладного творчества (Почетная грамота от 16.05.1990 г.);
12.01.1991 года – газета «Авангард», статья В.Быстрова «Ценный опыт краеведа»;
23.10.1991 года – газета «Авангард» заметка Л.Мухо «В клубе ветеранов» о выставке картин в Доме учителя.
17.08.1993 года – газета «Авангард» - статья А.Войкова «День города», на фотографии просматривается выставка картин Ю.А.Гришина;
Август-ноябрь 1994 года – участие в выставке изобразительного искусства  в историко-художественном музее;
18-24.08.1994 года – региональная информационно-рекламная газета «Апостол»  № 33, спецвыпуск «Дом» №1 – статья В.Второго «Ромашковая Русь»;
24.08.1994 года – газета «Авангард» - статья А.Толкачёвой «Зеркала» о выставке изобразительного искусства;
02.11.1994 года – газета «Авангард» - статья Л.Осиповой «Пришла проститься с любимыми картинами»;
Май-июнь 1995 года – выставка работ художников – ветеранов ВОВ в историко-художественном музее под названием «С любовью к жизни»
14.06.1995 года – статья в газете «Авангард» «С любовью к жизни» о выставке;
Август 1995 г. – персональная выставка в кинотеатре «Россия», посвященная 100-летию кинематографа – знаю что планировалась, но нет информации – состоялась ли.
Январь-февраль 1995 года – участие в областной  выставке в рамках Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы – 50» в г. Ярославль (Диплом 1 степени от 18.02.1995 г.);
22.11.1995 года – газета «Авангард» - статья В.Быстрова «С любовью к жизни»;
1995 год – участие в городской выставке  самодеятельных художников, ветеранов ВОВ, посвященной 50-летию Победы (Благодарственное письмо).

Хорошая картина, в которую художником вложено много труда и сердца, многое теряла, если её поместить в простую примитивную рамку. Но в Угличе взять хорошую рамку взять было просто негде. Приходилось покупать в магазинах репродукции в приличной рамке, убирать копии и вставлять в рамки свои картины. Часть простых рамок было взято от портретов политических деятелей и членов Политбюро ЦК КПСС, с которыми в те времена ходили на демонстрации. Были рамки, изготовленные из старых оконных багетов, а для небольших картин и натюрмортов  применяли фоторамки.  Но всё-таки для большинства картин хорошая рамка оставалась проблемой. Юрию Александровичу удалось приобрести несколько пластиковых форм, и тогда в квартире открылась еще одна маленькая мастерская: по изготовлению рам для картин. Из гипса отливался в формы багет, который приклеивался к профильным брускам. Всё это тщательно и скрупулезно  зачищалось, шпаклевалось, грунтовалось и окрашивалось. Так самостоятельно изготовлялись рамки, гармонично дополнявшие полотна. Поскольку сборка рамок было делом  непростым, то в этом ему помогала супруга.

Нельзя сказать, что работа над картинами была для него легким делом. В последние годы кроме, как говорят, «мук творческих» приходилось ему преодолевать и физические: в силу возраста и нагрузок при прорисовке мельчайших деталей на картинах, появилась у него дрожь в руках. Это для художника очень сложно, когда, рисуя,  приходится постоянно поддерживать кисть правой руки левой рукой, чтобы нанести мазок на холст точно в нужном месте. Но тяга к рисованию была сильнее этих неудобств, и до последних дней жизни он  рисовал, уделяя этому всё своё время.
Юрий Александрович мечтал о собственной персональной выставке, но, к сожалению, болезнь не дала ему времени на такую выставку. Хотя он к ней готовился, но в последний момент что-то не срослось.  Сохранился список картин, подготовленных для небольшой персональной выставки в 1995 году в кинотеатре «Россия», посвященной 100-летию кинематографа:
Художник Ю.А.Гришин:
1. Москва, Новодевичий монастырь. Холст, масло, 1988 г. (53х80см).
2. Коломенское. Казанская церковь. Холст, масло, 1988 г.(53х80см).
3. Николо-Улейминский  монастырь. Холст, масло, 1993г.(48х60см).
4. Вид на Волгу с набережной Углича. Холст, масло, 1991 г.(40х60см).
5. Венера перед зеркалом. Композиция по картине испанского художника Д.Веласкеса. Холст, масло,  1993 г.(40х60 см).
6. Большой пруд в Тарханах. (Тарханы – места жизни юного Лермонтова М.Ю.).Холст, масло,1995 г.
7. Рыбинск с Волги. ДВП, масло, 1993 г. (37х58 см).
8. Плещеево озеро. Г.Переславль-Залесский. ДВП, масло, 1993 г.(37х48 см).
9. г. Углич. Церковь царевича Дмитрия «на крови». ДВП, масло, 1992 г. (38х48 см).
10. Жаркий день. Окрестности села Спасского на реке Корожечне. ДВП, масло, 1995 г. (32х48см).
11. Осень в волжском фиорде. ДВП. Масло, 1995 г. (32х39 см).
12. На просторах Подмосковья. (Композиция по картине худ. Щербакова). ДВП. масло, 1995 г. (25х32 см).
13. На окраине соснового бора. ДВП, масло, 1995 г. (25х32 см).
14. Природно-литературный музей-заповедник им.А.Н.Островского. р. Куекша. ДВПР, масло, 1995 г. (25х32 см).
15. Купальщица. ДВП, масло, 1994 г. (25х32 см).
16. г. Кострома. Выставка деревянного зодчества. ДВП, масло, 1991 г. (27х36 см).
17. Переславль-Залесский. Данилов монастырь. ДВП, масло, 1991 г. (27х36 см).
18. Ростовский кремль с озера Неро. ДВП. Масло, 1991 г. (27х36 см.).
19. Спасо-Преображенский собор. ДВП. Масло, 1994 г. (33х39 см).
20. Московский кремль. ДВП, масло, 1991 г. (27х36 см).
                03.08.1995 г.                Гришин

Разнообразна судьба выполненных им картин. Часть из них он дарил родным и близким, и хранятся они в как память о близком и светлом человеке. Причем находятся эти картины не только в Угличе, но и в Краснодаре, Тольятти, Волгограде и других городах. Часть была продана знакомым в Угличе, а некоторые, проданные во время Дня города, уехали за границу с иностранными туристами. Сколько их, больших и малых картин украшает сейчас жилые комнаты или офисы, сколько людей любуются ими, наслаждаясь природой и архитектурой нашего города.
Несколько картин находятся у художницы М.Требогановой и приобретались ею для галереи современного искусства. Жаль, что этот проект не состоялся, и картины Юрия Александровича так и находятся в запасниках галереи.
У автора есть мечта выполнить фотогалерею картин Ю.А.Гришина, хотя понятно, что сделать это будет трудно.


Рецензии
Борис, а Вашей жене передался талант отца?
Как прошла Ваша краеведческая выставка?
С уважением.

Наталья Вялкина   13.02.2014 17:27     Заявить о нарушении
Увы, Наташа! Никто из детей и внуков талантом к рисованию не обладает.Не судьба.
Выставку открыли хорошо, интересная получилась. Но не многих ,к сожалению, интересует краеведение(как история края), а ещё меньшее число людей родословие.
Это дело энтузиастов, людей увлеченных и требующее массу времени.
Еще месяц будет работать выставка, а я немного прихожу в себя от той гонки по подготовке материала.
Вам удачи.

Борис Лембик   15.02.2014 20:03   Заявить о нарушении
Ой, Вы знаете, как мне сейчас нужно по всяким там дворянским фамилиям?!
Вот пытаюсь сейчас откопать информацию о Медведниковых, что владели нашим селом в 1870-х годах, так даже фотографии нигде найти не могу. Самой информации о роде много, а вот о нашей ветке - нет. Ужас! А тут ещё и Майлевские, и Коншины, и Стобиус. Эти ещё куда не шло, а тут ещё и некий Казаков нарисовался. Кроме фамилии и того, что он юристом был, ничего нет. Вот и ищи, где хочешь. Тут и Измайлов ещё был. И ни про кого ничего существенного. С ума уже скоро спрыгну!
А по поводу художественного таланта, так он может во внуках есть?

Наталья Вялкина   15.02.2014 20:23   Заявить о нарушении