Проклятые навеки. Йемен

               
 Будучи в Йемене можно сразу заметить - мусор на улицах больших городов убирают исключительно эфиопы. Среди мусорщиков иногда  встречаются и йеменские арабы, но редко.  В любом случае эфиопов торгующих на базаре вы никогда не увидите. Восемь лет назад, когда я первый раз был в Йемене, дворники эфиопы представляли собой более жалкое зрелище. В наше время их формой одежды стал некий комбинезон, отчего, теперь   можно понять, что человек не рыщет в помойке, а убирает отходы, коих в Йемене, как в любой арабской стране, предостаточно… Причём мусор здесь более вонючий, более грязный…
 
 Но  для самих эфиопов мусор  является привычной средой обитания – они его не чураются, и кажется, что они с ним сроднились. Эфиоп-мусорщик может спокойно достать что-то из помойки и съесть…
 
 Восток действительно дело тонкое! Восток веками живёт по своим законам. Так, например, приезжающие в Йемен сомалийцы устраиваются работать мойщиками машин, зарабатывая при этом до 20 долларов в день.

 По негласным законам сомалийцы тоже не могут   торговать на базаре, но они  попали в Йемен в большей своей массе 20-30 лет назад, в то время как эфиопы живут здесь более 1500 лет?
 
 Арабы, сомалийцы и йеменские эфиопы исповедуют ислам – они все единоверцы! Но арабы на эфиопках никогда не женятся? Эфиопы 1500 лет живут в Йемене отдельной кастой?  Их женщины  с детских лет до самой старости просят милостыню, а их мужчины выполняют чёрную работу?  В наше время эфиопы иногда работают  водителями, но не более того.
 
 Выходцев из Абиссинии в Йемене называют Аль-Ахрам, что в переводе обозначает – слуги. Аль-Ахрам не имеют права владеть каменным домом, не имеют право получить образование и занимать государственные должности – дорога в высшее общество для них закрыта.  Вот и спрашивается – почему?
Дабы ответить на этот вопрос, необходимо сделать некий экскурс в историю.
 
 В 3-4 веке н.э. различные христианские учения, которые не приветствовались в Восточной Римской империи, медленно, но верно откатывались за её пределы. В Аравии закрепились монофиситы и несториане.  Если первые считали, что Христос был исключительно Богом по своей природе, то вторые полагали, что он был только человеком, вдохновлённым Богом.

В любом случае монофиситов и несторианцев в Аравии становилось всё больше и больше, что очень сильно беспокоило империю Сасанидов (Персия) - Византия и Персия в то время вели между собой постоянные войны.
 
 Битва за контроль над Аравией началась в середине 4ого века, когда Эфиопия приняла христианство монофиситского  толка. Это событие было более чем религиозным, так как Эфиопское царство попало под контроль Византии и стало её союзником. Монофиситское учение, словно большая морская волна стало быстро захлёстывать Йемен.

Стараясь противостоять христианам царство Сасанидов поддерживало хорошие отношения с языческими и иудейскими племенами Йемена. Заметим, что после Вавилонского пленения иудеев в Персии было много, и они обладали большим влиянием на правящую династию Сасанидов.
 
 Евреи доисламского Йемена, опираясь на помощь единоверцев, быстро стали доминирующей  силой, втянувшись в соперничество между Византией и Персией на стороне последней. События достигли точки кипения, когда к власти в Химьяре (Йемен) пришёл Зу-Нувас (523-525 г.).
 
 Захватив трон, Зу-Нувас принял иудаизм и начал жестоко преследовать христиан. В городе Наджран (теперь Саудовская Аравия) иудейский царь перебил огромное количество христиан, продолжив далее  погромы по всей  Аравии.
 
 Византия, помня про неудачный поход римлян под предводительством Элия Галла в Южную Аравию, о новом походе не помышляла, но терпеть подобное также не могла, и стала подталкивать эфиопов к вторжению в Йемен.  Византия даже обеспечила их войско оружием и кораблями, которые перевезли абиссинцев через Красное море.
 
 Зу-Нувас отбил первое нападение, разгромив эфиопов. Однако их вторая экспедиция, не смотря на то,  что часть кораблей потрепал шторм, оказалась более удачной. В 525 г. в ожесточённой битве на западном побережье Йемена войско Зу-Нуваса было разбито, а сам Иосиф, дабы не попасть в плен, бросился со скалы в море.
 
 Эфиопское царство, победив арабов-иудеев, назначило наместников по всей Южной Аравии, расставив там гарнизоны. Христиане развернули ответную кампанию против язычников и иудеев.

В 541 г. еврейский царь Зу Джадан поднял восстание, которое было подавлено, тем не менее, всю территорию полуострова эфиопы контролировать были не в состоянии – их власть ограничивалась побережьем Красного моря и горами вокруг Саны.
 
 В 570 г. некий наместник Аксумского царя в Йемене по имени Абраха решил предпринять христианский поход на Мекку, с целью разрушения священных для арабов идолов и каабы.  Абраха  снарядил армию,  укрепил её наёмниками, эфиопами,  мощным боевым слоном и направился к Мекке.
 
 Узнав о нашествии неприятеля, жители Мекки, собрав вещи, покинули город. На стенах  осталась лишь горстка добровольцев - готовые умереть они,  стояли и смотрели, как к ним приближается грозное войско.
 
 Что произошло дальше, понять невозможно?! В арабских летописях говорится:
 
 «Вдруг стаи птиц закружились над войском врага. Они кидали в йеменцев мелкие камушки, от которых у людей по телам распространялась язва. Воины корчились в судорогах и умирали. Абраха повёл войско домой, позабыв о Мекке».
 
 Проходя вдоль побережья Красного моря, войско вновь попало в страшную беду. Сильнейшие проливные дожди обрушились на йеменцев, смывая их в море. Учёные не доверяют легендам. Считается, что йеменцев погубила эпидемия оспы. А сами арабы называют 570 год – «Годом слона».  Кстати - именно в этот год родился Мухаммед!!!
 
 Вернувшись в Сану Абраха умер. За трон развернулась борьба между его сыновьями. И здесь на историческую сцену выходит новый персонаж Сайф Зу Язан. Считается, что он был сыном царя свергнутого эфиопами, и так как его мать взял в жёны Абраха, маленький Сейф жил в его семье.
 
 После смерти Абрахи мать открыла сыну всю правду, и он захотел посчитаться с захватчиками. Ища справедливости, Сейф отправился сперва  в Константинополь, но в праве на трон ему там отказали, тогда он решил искать счастья в империи Сасанидов.

 Персия решила дать отчаянному претенденту на трон маленький экспедиционный корпус, состоящий из смертников-горцев, взятых в плен на южном берегу Каспия. Условие было одно – Сейф Зу Язан должен был принять иудаизм, что сразу и было сделано.
 
 Далее случается чудо! Сейфу постоянно сопутствует удача. На всей территории Йемена войско Сейфа громит захватчиков эфиопов, последние, понимая, что помощи ждать неоткуда,  просят мира, обещая служить новому царю верой и правдой. Сейф провозглашает себя иудейским царём  Химьяра, и делая  иудаизм государственной религией, он  даёт эфиопам прощение. Стараясь царствовать по справедливости, Сейф набирает к себе в охрану  бывших врагов.
 
 Однако, эфиопы, замыслив коварное, через четыре года во время охоты набрасываются на своего государя, и убивают его. Они поднимают восстание, возвращают христианство и вновь начинают громить язычников и иудеев.

 В 579 году в Йемене опять высаживается персидский корпус, который лишает эфиопов власти. Но восстанавливать династию царей-иудеев Сасаниды уже не хотят. Йемен на 50 лет попадает под власть Персии. Соответственно далее в Аравию приходит ислам, для которого все предыдущие события расчистили дорогу.
 
 Эфиопы были у власти всего 50 лет, но за их коварство народ Йемена их навсегда проклял! Бывшие захватчики, их дети, и внуки, и правнуки, до конца рода человеческого были объявлены слугами арабов. На все времена, и на веки вечные – их удел только мусор!


Рецензии
Там живут несчастные люди-дикари,
На лицо ужасные, добрые внутри.
Что они ни делают, не идут дела,
Видно в понедельник их мама родила...

Олег Михайлишин   24.09.2020 21:12     Заявить о нарушении
Олег, спасибо за внимание!
Иногда просто удивительно, страна вроде как бедная, но богатых людей много. Так что, в этот стишок про расслоение общества желательно пару строк добавить...)))

Ершов Максим Александрович   24.09.2020 21:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.