Содержание и форма

    Мировосприятие людей можно разделить на два типа. Из выбора двух различных терминов, которые в искусстве  идут бок о бок, таких как «форма» и «содержание», кто-то неравнодушен именно к форме, а кто-то к содержанию.
    То есть, для первого типа людей форма важнее содержания – формисты. А для второго типа людей, содержание важнее формы – содержисты.

    Например, из известных русских художников, Малевича можно назвать ярко выраженным формистом, а Васнецова содержистом.
    Я считаю, что Малевич это вообще «Робеспьер» попробовавший себя в  живописи.     В его абстрактном направлении изобразительного искусства, можно выделить следующие главные составляющие:
1. Геометрическая форма, фигура (квадрат, круг, треугольник и т.д.). У зрителя срабатывает ассоциация с изображенной фигурой (ами). Уже под одну форму, зритель вместит подходящие под нее свои образы и ассоциации, вследствие этого изображение можно считать Универсальным.
2. Цвет. Вкупе с геометрической формой, также вкладывается в определенные ассоциации у зрителя.
3. Расположение фигуры относительно холста, на котором она изображена (ближе к одному из углов или посередине), а также по отношению друг к другу, если фигур несколько. Это помимо ассоциаций относительно п1,2 создает еще ранжирование фигур относительно друг друга. Например, фрагмент картины находящегося посередине, как правило, важнее того фрагмента, который находится ближе к краю. Хотя, далеко и не всегда, и даже в том случае, если автор картины делает фокус на центральном фрагменте, любой зритель может для себя считать важным другой фрагмент, находящийся далеко от середины.
4. Цвет фона, на котором изображена фигура(ы). Тоже создает определенные ассоциации у зрителей.

    Как было отмечено при описании п1, самое главное преимущество, такого рода изображений, это почти абсолютная универсальность для любых зрителей. Каждый зритель увидит субъективно свое. И именно в этом, по моему мнению, была цель К. Малевича и его сторонников при создании такого направления в изобразительном искусстве как супрематизм. Естественно, ярым «геометриком» в этом течении был в основном Малевич, другие его коллеги рисовали в более свободных формах, однако главной идеей у всех была универсальность восприятия для каждого зрителя, а также субъективно-ассоциативное понимание для каждого.

    Естественно, далеко не все (а возможно даже подавляющее большинство) воспринимали и воспринимают сейчас данный вид искусства, вплоть до того, что кто-то считает это бредовой примитивщиной, не говорящей ни о чем. А если сказать по- другому, то изображением с отсутствием содержания. И действительно, бродя по музею и взглянув на картину Васнецова: «Иван Царевич на сером волке», вы увидите ровно то содержание, которое и вместил автор на эту картину. Обсуждая с другими обозревателями этой картины, вы будете говорить об одном и том же. Опуская понятия «нравится, не нравится», это как говорится еще и дело личного эстетического вкуса, вы будет говорить о сказке, о дремучем лесе, о красоте персонажей, о добром волке, то есть ровно о том, что и изображено на картине. Но мало кто, если это только косвенно не связано с какими-то ситуациями в его жизни (например, в детстве такая картина висела в его комнате), будет ассоциировать эту картину с ситуациями и обстоятельствами своей жизни. А даже если на картине изображены более подходящие к жизни обозревателя объекты (лошадь, обнаженная женщина, дом, речка, лесной пейзаж и т.д.) то в 99% случаях, он будет думать именно о том, что связано с этими объектами (соотв. «такая же лошадь была у нас в деревне», «женщина довольно сексуальна», «как же сложно было жить на Руси» и т.д.).
    Говоря жестко, то в не абстракционных картинах, где присутствует уже явное содержание, блюдо уже приготовлено, чаще всего уже и разжевано и при попадании в рот, ты, скорее всего, ощутишь именно то, что приготовлено.

    Если же в том же музее вы набредете на одну из картин Малевича или его коллег, то если вы поклонники содержания, то вы не заострите на такой картине внимания больше чем на 20 секунд и то, такое большое количество времени будет связано с известным именем К. Малевича, чем с тем, что эта картина вас хоть как-то зацепила. Для вас это будет словно пустая тарелка без еды. Или в лучшем случае, набор отдельных ингредиентов на тарелке, из которых еще нужно что-то готовить. Так что, попав на выставку художников-супрематистов, вы, скорее всего, впадете в недоумение, заскучаете и уйдете с нее озадаченным, если не сказать, одураченным, и «голодным».
 
    Напротив, если вы поклонник Формы (даже если не знаете об этом), ты вы в принципе легко найдете себя и на обычной выставке живописи, где художники в основном выкладывают содержание. Это связано с тем, что любой художник, сознательно или не сознательно, выкладывает свое содержание в определенной форме, которая всегда расписывается согласно четырем пунктам, которые я расписывал в самом начале статьи. Распознав все представленные фигуры, их цвета и цвет общего фона, вы можете в эти все формы вставить свои ассоциации из своей жизни. Например, вернемся снова к Васнецову (см. заглавный рисунок) точнее к его картине, где серый волк несет на себе Ивана Царевича с его невестой, сквозь дремучий черный лес. Во-первых, общий фон враждебный, зловеще-черный. Золотая маленькая фигура (Иван Царевич) чувствует себя на этом фоне явно неуютно, тем более что она несет ответственность за еще меньшую фигуру голубого цвета (невеста). Но на их благо у них есть проводник – фигура серого цвета (волк), которая чувствует себя на черном фоне гораздо уверенней, чем две остальные фигуры, однако уже и не является частью черного фона, иначе золотая и голубая фигурка, чувствовали бы себя явно одиноко и потерянно.
Итого: Серая большая фигура несет на себе две маленькие беззащитные фигуры к белому свету сквозь черный цвет. В эти формы можно вложить множество ассоциаций. Например, такие:
- Обычному мужчине приходится жить в полном несправедливости мире, в котором он чувствует себя порой отвратительно. Однако, он имеет ответственность за свою беззащитную семью, которая во многом именно на него надеется, и чтобы вывести себя и свою семью к лучшей жизни он использует свою работу, которая тоже является частью этого отвратительного мира, но, однако, на данный момент расположена к нему дружелюбно.
- Часто бывает, что герою художественного произведения (Герде из «Снежной королевы», Адвокату из «Бандитского Петербурга» и т.д.) попав в неблагоприятную атмосферу, из которой ему нужно срочно выбраться, находит для себя проводника, являющимся частью этого «черного» общества, но дружелюбно настроенного на героя. И тот помогает выйти герою на более выгодное положение (к свету). Роль ответственности героя (голубая фигура) может выполнять цель, за которую он претерпевает все эти невзгоды и которая без него не может быть осуществлена (спасена).
- Огромные пробки по пути на дачу. Водитель семьянин, везущий на дачу свою семью, пробирается сквозь них, на своей «серой» машине, являющейся непосредственной частью этой пробки.
- и т.д.
    Как видите, для любителей форм может открыться гораздо больше образов и ассоциаций, чем для приверженца содержания. Однако, последний, скорей всего, способен более глубоко и тонко всмотреться и оценить именно то содержание произведения, которое изначально вкладывал автор.

    Поскольку, автор статьи, то есть я, являюсь приверженцем форм, то мне тяжело разложить именно взгляд содержания на художественное произведение. Однако, постараюсь сделать это в будущем, пообщавшись с любителями содержания.
 
    Хотя, к сожалению, (или, к счастью) в произведениях литературы, музыки, кинематографа нет явного «Малевича» или хотя бы подобного направления супрематизма, однако формисты и содержисты встречаются и там. Поняв основную суть этой статьи, вы сможете в будущем легко различать какого стиля придерживается автор. Авторы практически всех произведений стараются либо вызвать у обозревателя ассоциацию к чему-то, не изображающегося в его творении явно, либо в его произведении вовсе нет никакой попытки вызвать ассоциации. В последнем случае, автор старается показать, и следовательно хочет, чтобы обозреватель это увидел и об этом задумался, ровно то, что автор вложил в свое произведение, не перенося свои ассоциации в другие сферы.

    В качестве иллюстрации советую послушать одну из самых известных песней А. Макаревича «Марионетки», где многие увидели намек на политических деятелей, в то время, как сам певец, сказал что песня действительно, всего лишь о кукольном театре. Впрочем, почти все слушатели этой песни уверены, что Макаревич слукавил.


Рецензии
Добрый день, Максим! С большим любопытством прочёл Ваше определение формы и содержания в изобразительном искусстве. Конечно, большинству зрителей, созерцающих то, что названо живописью, интересно именно то, что изображено на полотне (а в современном искусстве есть, так сказать, шедевры, состоящие только из одной рамы, как , например в картина 1985 года Джона Козера "Свежий воздух"). Это и понятно, ибо человек, прежде всего, воспринимает живопись глазами, и получает сначала общее впечатление (нравится/не нравится), и только потом начинает различать детали (план, перспективу, композицию, цвета и прочее), если разбирается в живописи и считает себя докой в искусстве. Тут невольно вспоминается: "МузЫку я разъял, как труп!". Однако, по мере роста числа профессиональных ценителей живописи и искусствоведов, неожиданно выяснилось, что изображение не имеет для специалистов абсолютно никакого значения! Якобы, важно только то, что несет с собой словесное сопровождение шедевра, внутренний загадочный посыл художника публике. Вот и появляются разные испачканные краской холсты типа "Черного квадрата" Малевича и "Без названия" Сая Твомбли, несущие в себе некие гениальные "манифесты эпохи". А эрудированные искусствоведы успешно оболванивают публику потоками заумных рассуждений о гениальных находках в работах "великих художников современности". Кстати, говорят, что настоящий холст "Чёрного квадрата" пропал из мастерской рестовраторов ещё в 1955 году (полагают, что его выбросила уборщица, приняв за обрывок обёрточного материала). Однако, сторож, испугавшийся ответственности за пропажу шедевра, за ночь восстановил полотно. Оно лежало в запасниках долгое время, а потом его вывесили в экспозиции, правда, картину случайно разместили на стене вверх ногами (она так и висит с тех пор!).

В литературе дела обстоят не так эффектно. По крайней мере, тексты еще можно читать, а не расшифровывать, словно ребусы, как это делают, разглядывая современные картины. Кто-то из искуствоведов как-то выразился, мол, для "понимания" гениальных творений современных художников нужно быть "гениальным зрителем"(очевидно, человеком с проблемами зрения и отклонениями в психике).

Как правило, обычному человеку, из читающей книги или рассматривающей картины публики, глубоко безразлично, к какому направлению в искусстве принадлежит произведение, как состряпал и чем пользовался автор, создавая то или иное творение. Он воспримимает всё, предложенное ему художником только через "нравится/не нравится". А форма и содержание в своих причудливых сочетаниях могут быть какими угодно, если при этом глубоко проникают в душу потребителя и пробуждают в нём яркие эмоции.

Спасибо за публикацию!

С уважением,

Александр Халуторных   27.01.2026 10:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр! И спасибо за внимание к моей заметке!
Когда писал эту статью подразумевал именно литературное творчество (поскольку сам писатель, а не художник), но легче и очевиднее было передать свою идею сопоставляя Васнецова и Малевича.
А в литературе именно так и обстоит. Много текстов надо именно расшифровывать (даже если автор сознательно туда ничего не шифровал). Я, например, люблю вообще всё расшифровывать, что должно быть заметно по моим рецензиям.
Хотя, иногда и стоит расслабиться и отдаться содержанию, отключив свой СПГС)

Одно могу сказать, после того как я осознал эту идею, которую в этой заметке расписал, количество тех произведений, что мне "нравится" стало на порядок больше, так как я стал улавливать в каком ключе что-то пишется, как стоит смотреть, раскусывать. Можно сказать, поднакачал свою зрительскую технику.
До этого оценки порой были примитивны: бред/не бред, нудно/не нудно и т.д.
Это как то же самое, что придя на концерт, хорошо бы быстро понять, куда вы попали. На рок-концерт или на концерт классической музыки. И после быстро настроиться на нужную волну. Иначе, есть риск разочароваться и поставить ярлык "не нравится", только потому что ваш мозг настроился совсем на другой жанр.

Максим Катеринич   27.01.2026 12:59   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Максим! Чувствуется, что Вы - человек дотошный, организованный и предпочитающий образцовый порядок во всём - от рабочего места за письменным столом, до построения литературного текста. Мне нравится логически выверенный тип Вашего мышления.

Рад знакомству!

С уважением,

Александр Халуторных   27.01.2026 19:40   Заявить о нарушении
Эх, видели бы вы мой рабочий стол, вы бы взяли назад слова насчет "образцового порядка")).
Впрочем, моя профессия программиста наложила отпечаток на мою психику и размышления о многом.

Взаимно!

Максим Катеринич   27.01.2026 20:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.