Л. В. Шапорина. Дневники. Рецензия

Нежданная и бесценная рецензия:
"Спасибо вам, дорогая Людмила, за ваш прекрасный, очень сердечный текст о моей бабушке."
Любовь Шапорина-Младшая   19.12.2016 00:56 


Думаю, мне было суждено получить эту книгу.
Услышав  о ней случайно,  я запомнила только первую букву   фамилии автора. 
Потом почему-то долго и упорно искала.  И, представляете,  нашла. 
"Л. В. Шапорина.  Дневник". Москва. Новое Литературное Обозрение. 2012г. - двухтомник  в благородных коричневых обложках поселился на моем столе...

Любовь Васильевна  Яковлева - Шапорина (1879 - 1967) вела дневник  до последнего года жизни: "Я часто думаю, зачем я пишу. Непонятно. Но иначе не могу. Думаю, от  одиночества и от желания делиться мыслями с кем-то близким, родным, таким существом, которого у меня нету."
Конечно, она не могла даже мечтать о его полной публикации, но...
Пришло  время, и  потаённые записки  очень образованной и очень мужественной женщины, способной  за личными проблемами удивительно верно и глубоко понимать суть происходящих исторических событий, вынесены на всеобщее обозрение. 
               
Дворянская дочка, она  училась  в Санкт - Петербургском  Екатерининском институте,   где   будущих высоконравственных  жён  и матерей  воспитывали в  духе истинного православия,   в любви к царю и отечеству.  Обучали  умению вести дом, растить детей и серьезно образовывали.
После окончания курса отличница Любочка Яковлева    свободно владеет несколькими языками. Любит и знает    русскую и европейскую литературу,  живопись, музыку.  Обладает безупречным художественным вкусом и литературными способностями. При этом трудолюбива  и упорна. Умеет общаться с представителями  разных социальных слоев.   Очень наблюдательна. Этот бесценный багаж  она пронесла через жизнь, неустанно преумножая и развивая.
Переживания  институтки   в первых дневниковых записях поражают     схожестью    с  метаниями  и чрезмерной самокритичностью нашей юности. Она тоже  искренне считает себя "ничтожностью и ни на что не годной овцой",   мечтает об идеальной любви и пытается  рассуждать о сути человеческих отношений. Тем более, что в её примерах страдают и мучаются так знакомые  нам герои  Льва Толстого, Федора Достоевского, Николая Чернышевского.   
А в последние дни учебы в полном соответствии с настроением чеховских героинь пишет: "Сегодня приезжая баба сказала с насмешкой: - Хорошо Вам, барышни, прогуливаться. - И правда, надо что-нибудь делать. Работать..."

Через три года из имения родителей уезжает в Петербург, поступает в художественную  школу Александра  Маковского и  начинает зарабатывать  уроками. Вполне довольная самостоятельной и деятельной жизнью  барышня  романтически радостно приветствует скорую    страшную грозу против общей сонности в России.
В семнадцатом  году она уже зрелая замужняя женщина, талантливая, достаточно известная  художница. Наблюдая февральскую   революцию в     Петербурге, сперва   наивно восторгается её мирным характером: "Солдаты на улицах просто  трогательны.       Любезны. Предупредительны. Ни одного пьяного. Ни одного погрома."
Но совсем скоро наивная радость сменяется  тревогой: Все мы ждали свободы. Но почему же так сжимается сердце?"
   С этого момента больше никогда  никакой наивности и незрелости. Только удивительно четкая и прозорливая   хроника жизни своей страны первых трех четвертей двадцатого века в свете жизни собственной. 
С легкой иронией бывшая дворянка, теряющая право на собственность,   рассказывает  о выселении семьи  в никуда, о повальном воровстве  различными уполномоченными, о растерянности крестьян, обманутых обещаниями большевиков дать землю.
Насмешливо  спокойно пишет о наступивших переменах: "Голод, столовые, спекулянты, оголение жизни. Полное разложение прислуг. Мы жили в четвертом этаже, из передней  лестница вела наверх,  в кухню и комнату для прислуги. Там начались балы. Герои дня, матросы, задавали такого трепака, что всё дрожало и дребезжало. Обе девицы в течение зимы  нас покинули, соблазненные матросами."
И пророчески тревожно звучат  слова богобоязненного старика -  её попутчика по дороге в деревню:" Лукавые времена настают, ох, лукавые..."
 
   Идет кровопролитная гражданская война. Усиливается голод, не отапливаются дома, электричество включается на пару часов в сутки.  В городе  обыски и аресты врагов    нового режима. Но    одновременно    со страшной ломкой прежних устоев происходит  огромный выплеск   творческой  энергии,  особенно в театре.
Любовь Васильевна в отличие от многих не эмигрирует. Пытаясь найти   применение своим способностям, при поддержке жены  Горького Марии Федоровны  Андреевой,  заведующей Петроградским театральным отделом,  она создает первый в России театр марионеток. Вскоре в  народном  кукольном театре   успешно идут  спектакли, в том числе, по  переведенным  Шапориной  сценариям и с её декорациями. В дальнейшем, она не раз возобновляет эту деятельность — играет в куклы долгие годы.               
               
  Судя по  дневнику,  эта женщина не испытала  счастья  в любви.   Может, поэтому так  много размышляет о   бессмысленности    и даже вреде замужества. В  тридцать пять лет она обвенчалась со  студентом  консерватории Юрием  Шапориным,  в будущем, известным советским композитором,     автором оперы "Декабристы." Но вскоре  семья фактически распалась, хотя супруги   периодически   пробовали жить совместно и поддерживали отношения  после повторного брака Юрия Александровича. Их сын Василий стал театральным художником.  Дочь Алена, обожаемая матерью, умерла в двенадцатилетнем возрасте.
Материальные  условия      существования её семьи, как и большей части советских граждан,  ужасают.  Изо дня в день  она борется с недоеданием,  нищетой, общей нехваткой всего. И снова  горькая ирония:"К. - гид в Москве - была   приставлена к иностранцам, которым понадобилось купить кусок мыла.  Обошли     весь город и не нашли. Иностранцы были удивлены, а девица страшно сконфужена. Она отправилась  в Наркоминдел, рассказала это, и ей дали наряд на мыло, которое она передала иностранцам. Они, узнав, где она достала мыло, написали благодарственный адрес в Комиссариат иностранных дел. Девице влетело." - июнь 1930г.               

Среди её знакомых и друзей - Александр Александрович Блок; Анна Андреевна  Ахматова; Алексей Николаевич Толстой; Дмитрий Дмитриевич Шостакович; художница  Анна Петровна Остроумова-Лебедева;  писатель Вячеслав Яковлевич Шишков -автор романов "Угрюм -река", "Емельян Пугачев";  художник и писатель Кузьма Сергеевич Петров-Водкин; Михаил Михайлович Пришвин; Константин Александрович Федин; Павел Елисеевич Щёголев -историк литературы и общественного     движения, пушкинист; Владимир Дмитриевич      Бонч-Бруевич - большевик,  советский       партийный и государственный деятель, доктор исторических наук, этнограф, писатель; Александр Осипович Старчаков- писатель, литературный критик,  заведующий Ленинградским отделением редакции газеты "Известия"; Елена Яковлевна Данько-  писательница и художница; Наталья Яковлевна Данько - скульптор-керамист; Николай Александрович Морозов - русский революционер-народник. Член исполкома «Народной воли». Участник покушений на Александра II. В 1882 году был приговорён к вечной каторге, до 1905 года находился в заключении в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях.   В советское время — видный ученый, почётный член Академии наук СССР, писатель-историк и поэт; Георгий Михайлович Римский-Корсаков - композитор, исследователь в области музыкальной акустики, педагог. Внук композитора  Николая  Андреевича  Римского-Корсакова.               
На страницах  дневника они мирно соседствуют с рассуждающими о жизни санитарками, молочницами, измученными    непосильными     налогами   крестьянами,  лишенными права получить паспорт простыми  работягами и их женами, мастерами сказочного Палеха - искусства, пронесенного через столетия русскими мужиками.
Благополучный быт немногих  перемежается с полуголодной жизнью остальных, живущих по карточкам разных категорий: рабочим, иждивенским и детским.
Точными словесными мазками  художницы выписаны  зловещие портреты  властителей страны и их холуев.
Почему  не боялась?  Почему  писала в дневнике страшные по тем временам вещи,  за что легко можно было получить срок или лишиться жизни?

    Помещичья дочка, она знает крестьянскую жизнь.     Любит  народную культуру.   Понимает, что необходимо уважать и беречь народ и его традиции. Вот её оценка   ликвидации кулачества и  коллективизации: "Мне    кажется, что    Россией правит чудовищный бред сумасшедшего. Вдруг в полгода сто миллионное население обращается в рабство, лучшая его часть - самая работящая и хозяйственная, расстреливается или пускается по миру... Двадцатый век и насилие над нацией, над целым народом. Страшно."
   Беспринципность и продажность большинства деятелей культуры  хорошо понимали  люди её круга. С горечью она пишет об общем осуждении А.Н.Толстого,  променявшего честь и порядочность на обеспеченную сытость.  Жалеет А.М. Горького, так бесславно на глазах у всех заканчивающего жизнь.

Ей очень тяжело существовать в постоянных семейных неурядицах, переживать  аресты близких людей,   она задыхается  в атмосфере доносов и предательств ...
В один из трудных моментов  цитирует   незнакомое мне ранее (поэтому привожу его целиком) стихотворение  Пушкина -    "Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы":
-Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...

               
Но оказывается, победить  эту женщину нельзя!
Никакие удары    судьбы, материальные лишения, очередные кампании власти против своего народа не могут сломить Человека,   живущего по общечеловеческим законам Добра и Правды.
Она   истово верит во Всевышний и человеческий разум. Читает настоящие книги. Слушает музыку. Рисует. Ходит на     спектакли и выставки. Наслаждается красотой природы и своего великого города. Живет воспоминаниями прошлого. И свято верит в грядущее возрождение России, считая её живым страдающим существом. 
Любовь Васильевна умеет крепко и верно дружить. Помогает друзьям в тяжелейшие моменты, невзирая на опасность    для собственной жизни. Хлопочет  за них в НКВД, ухаживает за больными и умирающими, посылает письма, посылки и деньги  сосланным.
После ареста А.О. Старчакова и высылки его жены забирает к себе  двух их дочек.
"Истерике нет места в жизни". - её девиз, подходящий для любого.
 
Наверное, поэтому выживает во время блокады Ленинграда. Ужас бомбежек,  страх голодной смерти, мороз в квартирах, потеря карточек -  ежедневная борьба  за жизнь.  При этом - благополучие "избранных".
И на трагическом фоне - оптимистичная   картинка,   которую никак не ждешь:"Бани только начали функционировать. Какое блаженство помыться! Странное впечатление производит это обилие голых, сухих, поджарых тел в банном тумане. Зрелище более приятное, чем прежние отвислые жирные животы, зады и груди. У одной девушки фигура греческой статуи.    Я не   удержалась и высказала ей своё восхищение." - апрель 1942г.
   Она гордится победой своего народа в Великой войне и надеется на улучшение жизни.
Долгая  дружба связывает её с  Анной  Андреевной Ахматовой. Шапорина преклоняется перед  её великой силой и внутренней красотой. Переживает вместе с ней  гонения 1946 года. Провожает её в последний путь.
Она  много работает, точно  оценивает происходящие   в стране перемены и ...
пророчески мечтает о восстановлении храма Христа Спасителя.

В очень преклонном возрасте делает, по-моему, очень интересный вывод: " Утром думала. Наши великие писатели не  любили умных, точнее,  пожалуй, высокоразвитых женщин. Грушеньку Достоевский любит много больше, чем Катю ("Братья Карамазовы"). Гончаров Агафью предпочитает Ольге. ("Обломов"). Толстой обожает Наташу ("Война и мир")-апрель 1956г.   

Жизнь её по-прежнему внешне трудна и богата внутренне. В восемьдесят она получает  от неё  щедрый подарок — поездку за границу и встречу с братьями.   В восемьдесят три ещё содержит внучку с маленьким ребенком:
" Мало сил и нелепая жизнь. Встречаю на днях знакомого. Он спрашивает:
- Почему Вы к нам не приходите? Всё обещаете, и всё  Вас нет?
- Семья меня раздавила, внучка родила.
-  Да знаю. Вы святая.
- Святая? Просто дура.
Он:
- Это одно и то же.
Мы оба расхохотались.
А на свете происходит много смешного" - октябрь 1962г.
 

  Любовь Васильевна Шапорина  считала, что не выдержала экзамена на жизнь. Она не придавала особого значения горке общих тетрадей и  нескольким амбарным книгам, в которых жила - была … девочка, девушка - барышня. Женщина. Пожилая   Дама. Очень пожилая Дама.    Ну, да. Жила  целую человеческую жизнь. И пустила нас её подсмотреть...


Рецензии
Ваша рецензия очень хорошая. Дневники в 2017 году переиздали в третий раз. Купила, наслаждаюсь. Могут служить "Историей СССР".

Влада Петрова   17.05.2017 21:29     Заявить о нарушении
Спасибо сердечное, Влада.
Вот бы удивилась, наверное, Любовь Васильевна своей послежизненной славе...
А мы, читатели, будем благодарны ей всегда. За талант. Мужество. И великую любовь к жизни.

Людмила Лунина   19.05.2017 15:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.